Найти в Дзене

Доклад «Делаем науку в России»: выпуск 3

Оглавление

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ знакомит в формате доклада с новыми результатами одного из своих флагманских проектов «Делаем науку в России», который посвящен анализу ситуации в отечественной науке, включая оценку ее текущего состояния и перспектив развития, эффективности мер политики и практик управления исследованиями и разработками в организациях.

Справочно: Эмпирической базой служат данные опроса представителей 719 университетов и научных организаций (руководителей или их заместителей по научной деятельности), проведенного в 2024 г. (предыдущие волны — 2017 и 2022 гг.).

Главные выводы:

  • Ситуацию в российской науке респонденты оценивают как стабильную (индекс настроений по пятибалльной шкале составил 3,27 балла) и ожидают на трехлетнем горизонте улучшения делового климата в науке (3,61 балла). Перспективными драйверами ее развития опрошенные руководители считают цифровые технологии и искусственный интеллект, наряду с совершенствованием цифровых навыков ученых.
  • По сравнению с опросом 2022 г. оценки руководителей определенно улучшились минимум по пяти факторам: 1) состояние научных кадров: наличие молодых и ведущих ученых, уровень компетенций сотрудников, др.; 2) обеспеченность организаций ресурсами из государственных источников (на фоне роста бюджетных расходов на науку); 3) оснащенность научным оборудованием — как результат программы обновления приборной базы ведущих организаций; 4) публикационная активность в российских журналах и патентование внутри страны; 5) качество регулирования сферы науки по таким направлениям, как: организация закупок, конкурсных процедур, экспертиза результатов ИР и др.
  • Риски ухудшения ситуации в науке опрошенные связывают с финансированием исследований и разработок за счет средств бизнеса, коммерциализацией РИД, высокой административной нагрузкой на организации и исследователей, а также с зарубежными публикациями и патентованием, возможностями привлечения иностранных ученых, закупками иностранного оборудования и материалов.
  • Больше организаций стали пользоваться мерами господдержки: в 2024 г. охват большинства анализируемых инструментов превысил 90% (в опросе 2022 г. — выше 70%). Наиболее значимыми оказались не только инструменты с масштабными объемами финансирования (например, программа «Приоритет 2030» — лидер интегрального рейтинга мер), но и менее крупные, нацеленные на обновление приборной базы и поддержку молодых ученых (создание молодежных лабораторий, студенческое предпринимательство, финансовая поддержка молодых ученых и др.).

Комментарий

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Проект «Делаем науку в России» наш коллектив реализует уже более восьми лет: опрашиваем руководителей организаций науки по репрезентативной выборке и примерно схожей панели вопросов. Общую ситуацию в науке наши респонденты с первого раунда опроса (2017) оценивают на среднем уровне и высказывают сдержанно позитивные ожидания в отношении ее развития в краткосрочной перспективе. Результаты второй (2022) и третьей (2024) волн подтверждают, что российская наука продолжает свое развитие в условиях сильнейшего санкционного давления. Ряд принятых мер помог сдержать отток научных кадров за рубеж и демпфировать риски, связанные с финансированием исследований. К наиболее значимым и успешным респонденты отнесли крупные финансовые меры: масштабную программу поддержки российских вузов «Приоритет 2030», госзадание на науку, субсидии и госзаказ на НИОКР. Также высокие оценки получили меры целевой поддержки молодых исследователей, что отражает фокус госполитики последних лет на развитии кадрового потенциала науки.

По ссылке доступна полная версия доклада.

Издание включает инфографические панели индикаторов, позволяющие в деталях изучать меры и факторы, влияющие на деловой климат в науке; рейтинг мер научно-технической политики; обзор актуальных управленческих практик в данной сфере и подходов к формированию исследовательской повестки.