Вечер 29 мая 1913 года в парижском театре Елисейских Полей. Зал переполнен: тут и сливки парижского общества, и богема, и заядлые театралы. Все в предвкушении нового творения от «Русских балетов» Сергея Дягилева — импресарио, уже прославившегося на весь мир своими новаторскими постановками. Композитор — молодой и дерзкий Игорь Стравинский. Хореограф — несравненный Вацлав Нижинский. Анонсирован балет «Весна священная». Никто еще не подозревает, что этот вечер войдет в историю как один из самых громких скандалов в мире искусства...
Замысел балета родился у Стравинского почти как мистическое видение. «Я увидел во сне сцену языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают за танцем девушки, которую приносят в жертву богу весны, чтобы возродить его могущество», — вспоминал композитор. Его поразила идея не прекрасной, утонченной античности, а дикой, первобытной, почти звериной силы древних славян-язычников.
В соавторстве с художником Николаем Рерихом, знатоком древних культур, Стравинский создал не балет в привычном смысле, а мощное действо, где музыка, танец и декорации сливались в единый образ доисторической Руси.
Сюжет «Весны священной» прост и жесток, и состоит он из двух картин:
- «Поцелуй земли» - племя собирается у священного камня для обрядов в честь приходящей весны.
- «Великая священная жертва» - из числа девушек выбирают «Избранницу» — ту, что должна танцем до изнеможения умереть, чтобы угодить богу Солнца Яриле и обеспечить плодородие земли. Ее жертва — это плата за новую жизнь.
Это был полный разрыв с элегантностью и сказочностью классического балета. Вместо воздушных сильфид — сгорбленные, в тяжелых одеждах танцоры, чьи движения были угловаты и полны первобытной мощи. Уже первые такты музыки вызвали недоумение. Вместо сладостных мелодий из зала полилась, как показалось многим, какофония. Напряженные диссонансы, неистовые, сбивающие с толку ритмы, напоминающие топот варварских плясок. Знаменитое вступление с фаготом в неестественно высоком регистре заставило публику ерзать.
Но настоящий шок начался с появлением танцоров. Хореография Нижинского была революционной и шокирующей. Ноги были повернуты внутрь (косолапость), руки сжаты в кулаки, движения — резкие, ударные, лишенные всякой грации. Танцоры не парили, они, казалось, вбивали себя в землю.
Крики «Довольно!», «Это богохульство!», свист и издевательства смешались с аплодисментами и возгласами защитников. Свист стоял такой, что оркестранты не слышали ни дирижера Пьера Монтё, ни друг друга. Очевидцы вспоминали, как некий аристократ, покраснев от ярости, кричал в сторону ложи Дягилева: «Заткните этих нумидийских девок!». Другой зритель с таким остервенением шикал на соседа, аплодировавшего балету, что тот в ответ ударил его по лицу цилиндром. Вскоре в зале завязалась потасовка.
Сам Стравинский, стоя за кулисами бледный как полотно, был в ярости. Дягилев, пытаясь успокоить публику, то включал, то выключал свет в зале. Нижинский, не видя происходящего из-за кулис, отчаянно выкрикивал танцорам счет, который никто уже не слышал. Представление все же довели до конца, но под оглушительный гул разъяренной толпы.
Публика оказалась не готова к такому вызову. Музыка была воспринята не как гармония, а как хаос и намеренное издевательство над слушателем. Хореография так же вызывала вопросы. Вместо красоты — уродство, вместо полета — тяжесть. Это шло вразрез со всем, что ассоциировалось с балетом. Кроме того, языческая жестокость и тема человеческого жертвоприношения были слишком мрачными и пугающими для изысканной парижской публики.
В ту ночь «Весна священная» провалилась. Критики разнесли ее в пух и прах, назвав «злой шуткой» и «звуковым кошмаром». Но этот скандал стал точкой отсчета новой эпохи в музыке и танце. Дягилев был прав, сказав после провала: «Это именно то, что я хотел!». Скандал сделал балет и Стравинского легендой. Спустя всего год концертное исполнение музыки «Весны» в Париже прошло с оглушительным успехом. Публика, освобожденная от шокирующей хореографии, наконец-то услышала гениальную мощь этой музыки.
Сегодня «Весна священная» считается не просто классикой, а одним из величайших произведений XX века. Ее ритмы, энергия и эстетика повлияли на все — от джаза и рок-музыки до современного танца. Тот самый балет, который освистали, теперь ставят лучшие труппы мира, а его партитура — краеугольный камень современной музыки.
Так провал на премьере обернулся величайшим триумфом. «Весна священная» доказала, что настоящее искусство не развлекает, а потрясает, и иногда, чтобы родиться заново, ему сначала нужно взорвать зал.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: