Под сводами царских палат на Руси решались не только девичьи судьбы, но судьбы целых государственных династий. Здесь, среди сотен красавиц, правители искали своих будущих жён, а знатные семьи с надеждой и страхом ждали исхода необычного «конкурса», где главным призом был трон.
Смотр невест - это не сказочный вымысел, а историческая реальность XVI–XVII веков. Этот уникальный обычай, когда монарх выбирал супругу из числа самых красивых и здоровых девушек страны, оставил яркий след в истории и искусстве...
Обычай смотра невест пришёл на Русь из Византийской империи, где он существовал с VIII века. Впервые такой способ выбора жены для императора зафиксирован в 788 году, когда императрица Ирина подбирала невесту своему сыну Константину. Из 13 кандидаток выбор пал на юную армянку Марию Амнийскую.
На Руси традицию переняли в XVI веке, когда великий князь Василий III в 1505 году решил найти себе достойную пару. Этот обычай идеально подходил русским правителям, позволяя обойти политические интриги знатных боярских родов и найти жену, чьи качества отвечали бы личным предпочтениям монарха.
Процесс выбора царской невесты был многоступенчатым и строго регламентированным. Он напоминал современный кастинг, но с государственным размахом. По всем городам и весям рассылались царские указы, предписывающие представить на смотр наместникам всех девиц соответствующего возраста и статуса. В указе Ивана Грозного говорилось:
«Когда к вам эта грамота придёт, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведёт, тому от меня быть в великой опале и казни».
Царские послы оценивали девушек по строгим параметрам. Будущая царица должна была быть высокого роста, красивой, здоровой девушкой из семьи с многодетной историей (это гарантировало её плодовитость). В Византии, откуда пришла традиция, существовали даже три специфических параметра: рост, размер головы и длина стопы.
В Москве же кандидаток ждали несколько этапов отбора:
- Осмотр боярами — отсеивали по политическим и родственным связям;
- Медицинский осмотр — проверяли здоровье и девственность;
- Личный выбор царём — монарх сам знакомился с финалистками.
Финальный обряд был особенно торжественным. Царь обходил девушек, вручая каждой вышитый золотом платок. Той, которую он выбирал в жёны, он передавал золотое кольцо.
Так, Иван IV Грозный нашёл через смотры невест трёх жён. Для его третьей женитьбы было собрано 2000 девиц. Сначала царю представили 24 девицы, затем 12, и уже из них он выбирал свою супругу. История Марфы Собакиной — одна из самых драматичных. Марфа стала третьей женой Ивана Грозного - дочь новгородского купца была выбрана царем из двенадцати финалисток. Брак состоялся 28 октября, но через 15 дней Марфа скоропостижно скончалась. Поползли слухи об отравлении, что вызвало гнев царя и казни многих приближённых.
Драматическая история Марфы Собакиной легла в основу известной оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Сюжет оперы разворачивается вокруг Марфы, дочери купца Собакина, которую выбирает в жёны Иван Грозный. Однако в основе либретто — не столько исторические факты, сколько любовный треугольник и трагические случайности. Григорий Грязной, опричник царя, влюблён в Марфу и с помощью любовного зелья пытается завоевать её сердце, но это становится причиной гибели девушки.
Хотя опера не является точным историческим документом, она отражает атмосферу эпохи Ивана Грозного и сам институт смотра невест, став важным культурным наследием, связывающим нас с древними традициями на Руси.
Царь Алексей Михайлович, выбирая вторую жену Наталью Нарышкину (мать Петра I), потратил на выбор несколько месяцев. С 28 ноября 1669 года по 17 апреля 1670 года он 19 раз обходил по ночам опочивальни, где спали шестьдесят красавиц, выбирая «ту, которая была бы покрасивей и ему, великому государю, приглядней».
Смотры невест постепенно вышли из моды в конце XVII века, когда династия Романовых стала активно вступать в браки с европейскими принцессами, а Россия всё более интегрировалась в общеевропейскую политическую жизнь.
Эта уникальная традиция, просуществовавшая около двухсот лет, оставила неизгладимый след не только в истории, но и в искусстве — от картин русских живописцев до оперных постановок, продолжающих восхищать нас и сегодня.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: