Найти в Дзене

7 поразительных фактов о метро Петербурга

Сегодня, 15 ноября 2025 года, метрополитен северной столицы отмечает 70-летние. Поздравляем юбиляра и всех его пассажиров. Круглая дата - повод поделиться необычными фактами об этом уникальном транспортном и архитектурном объекте. Многие из них вас наверняка удивят. 1. Тоннели метро в Петербурге уже, чем в Москве При сооружении метро во втором по величине городе страны сразу задумались об экономии. С этой целью тоннели решили прокладывать на 50 сантиметров меньше в диаметре: 5,5 метров вместо 6. Для прохождения поездов этого достаточно. 2. Первая кросс-платформенная пересадка в СССР Кросс-платформенная пересадка предполагает, что поезда с разных линий прибывают к одной платформе - это позволяет существенно сэкономить пассажирам время и силы. Не нужно идти по длинным и извилистым переходам, достаточно сделать несколько шагов к другому краю платформы - и можно продолжать поездку в нужном направлении! Первый такой пересадочный узел появился в Ленинграде - "Технологический институт". Его п

Сегодня, 15 ноября 2025 года, метрополитен северной столицы отмечает 70-летние. Поздравляем юбиляра и всех его пассажиров. Круглая дата - повод поделиться необычными фактами об этом уникальном транспортном и архитектурном объекте. Многие из них вас наверняка удивят.

Станция "Автово". Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Автово". Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

1. Тоннели метро в Петербурге уже, чем в Москве

При сооружении метро во втором по величине городе страны сразу задумались об экономии. С этой целью тоннели решили прокладывать на 50 сантиметров меньше в диаметре: 5,5 метров вместо 6. Для прохождения поездов этого достаточно.

Скорость. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Скорость. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

2. Первая кросс-платформенная пересадка в СССР

Кросс-платформенная пересадка предполагает, что поезда с разных линий прибывают к одной платформе - это позволяет существенно сэкономить пассажирам время и силы. Не нужно идти по длинным и извилистым переходам, достаточно сделать несколько шагов к другому краю платформы - и можно продолжать поездку в нужном направлении! Первый такой пересадочный узел появился в Ленинграде - "Технологический институт". Его первая платформа открылась 15 ноября 1955 года вместе с первой линией метро, а вторая платформа - к пуску второй линии в 1961 году.

В северной столице эта кросс-платформенная пересадка так и осталась единственной. А в Москве опыт взяли на вооружение и такие пересадки строят по сей день. Вот несколько примеров: "Китай-город", "Третьяковская", "Парк Победы", "Нижегородская".

Станция "Технологический институт". Зал для поездов, следующих в южном направлении. Фото: Алекс Федоров
Станция "Технологический институт". Зал для поездов, следующих в южном направлении. Фото: Алекс Федоров

3. Станции-близнецы в Москве и Петербурге

В традициях послевоенного сталинского метро было строить станции по индивидуальным проектам. И все-таки переклички избежать не удалось. Станция "Октябрьская" Кольцевой линии в Москве (открыта в 1950 году) и "Пушкинская" в Ленинграде (открыта в 1955 году) созданы архитектором Леонидом Поляковым по аналогичному проекту. Форма пилонов, схема освещения, принцип отделки полов - все схоже, разница только в деталях.

Станция "Октябрьская" Кольцевой линии в Москве. Фото автора
Станция "Октябрьская" Кольцевой линии в Москве. Фото автора
Станция "Пушкинская" в Петербурге.  Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Пушкинская" в Петербурге. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Самое существенное отличие между станциями: в глухом торце платформы в московском варианте установлена ограда с подсвеченным фоном, а в Петербурге - памятник Пушкину, в честь которого названа станция.

Ограда в торце платформы на станции "Октябрьская" Кольцевой линии в Москве. Фото автора.
Ограда в торце платформы на станции "Октябрьская" Кольцевой линии в Москве. Фото автора.
Памятник Пушкину в торце платформы на станции "Пушкинская" в Петербурге.  Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Памятник Пушкину в торце платформы на станции "Пушкинская" в Петербурге. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Московская станция смотрится строже. Может быть, поэтому она остается одной из самых недооцененных пассажирами на Кольцевой линии. В Петербурге же, наоборот, "Пушкинская" - любимица многих горожан и, конечно, туристов. Последние обязательно делают фото на фоне роскошной станции и памятника Пушкину.

4. У горельефа на станции "Нарвская" есть "московская версия"

Горельеф в вестибюле станции "Нарвская" в  Петербурге.
Горельеф в вестибюле станции "Нарвская" в Петербурге.

Многие петербуржцы знают этот впечатляющий горельеф в наземном павильоне станции "Нарвская" (скульпторы Григорий Косов, Василий Стамов, Александр Овсянников, Алексей Тимченко). У него непростая судьба. Изначально композиция называлась "И. Сталин - депутат от Ленинграда". Фигура вождя была размещена в центре горельефа. Однако позже ее заменили на человека со знаменем с надписью «Слава труду!». Так вот у этой работы есть еще один вариант, тоже с драматичной судьбой.

Неожиданно в 2020-м году аналогичный горельеф тех же авторов случайно обнаружили в Москве на ВДНХ при разборе стены в павильоне "Оптика".

Раскрытие барельефа на ВДНХ в Москве. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатений"
Раскрытие барельефа на ВДНХ в Москве. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатений"

Почему судьба занесла горельеф в Москву? Почему на ВДНХ? И именно в этот павильон? Кто и зачем его спрятал? Что в скульптурной группе было изменено по сравнению с петербургским вариантом? И что с находкой сейчас? Подробности здесь:

5. Уникальные станции "ленинградского типа"

Во многих метрополитенах России и за рубежом можно увидеть односводчатые станции - когда платформа и пути находятся под единым сводом. Как правило, это неглубокие станции, которые сооружают открытым способом. В Северной столице впервые в мире начали строить односводчатые станции глубоко под землёй. Первые такие станции появились в 1970-х: «Политехническая» и «Площадь Мужества». С тех пор подобные станции стали называть станциями "ленинградского типа". В городе их множество.

Станция "Площадь Мужества" в Петербурге. Фото: Алекс Федоров
Станция "Площадь Мужества" в Петербурге. Фото: Алекс Федоров

А вот в Москве этот опыт не прижился, единственная подобная станция — «Тимирязевская», открытая в 1991 году на глубине 63 м.

Станция "Тимирязевская" в Москве. Фото автора
Станция "Тимирязевская" в Москве. Фото автора

Нет таких станций и в других метрополитенах России, за исключением "Динамо" в Екатеринбурге.

Станция "ленинградского типа" - "Динамо" в Екатеринбурге. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "ленинградского типа" - "Динамо" в Екатеринбурге. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Кстати, архитекторам и инженерам столицы Урала такая конструкция понравилась, и на ее базе они создали свою. Так были построены еще две станции уникального "екатеринбургского типа".

6. Станция-призрак под Мариинским театром

В 2024 году в городе открыли станцию "Горный институт". Однако расположенная на перегоне между "Спасской" и "Горным институтом" станция "Театральная", расположенная у знаменитого Мариинского театра, так и не открыла двери для пассажиров. Смотрите, какой нарядной она должна была быть:

Так должна выглядеть "Театральная" в Петербурге после открытия
Так должна выглядеть "Театральная" в Петербурге после открытия

Все дело в том, что против открытия станции выступило руководство театра. Какие у него аргументы и откроется ли когда-нибудь почти готовая "Театральная" - читайте здесь:

7. Машинистам на линиях со станциями типа "горизонтальный лифт" доплачивают

Известно, что в Ленинграде – единственном городе СССР и первом в мире - была применена система «горизонтальный лифт». Речь о станциях закрытого типа, когда у пассажиров на платформе нет доступа к путям. Например, "Маяковская" или "Василеостровская". Их строили в целях экономии и безопасности.

Станция "Маяковская" построена как "горизонтальный лифт".  Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Маяковская" построена как "горизонтальный лифт". Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Однако мало кто знает, что для машинистов поездов, работающих на линиях с такими станциями, были введены специальные доплаты. Каждый раз останавливать поезд с точностью до сантиметра и всю смену чувствовать замкнутое пространство даже на станциях - ох как не просто!

"Горизонтальный лифт". Станция "Маяковская" в Петербурге.  Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
"Горизонтальный лифт". Станция "Маяковская" в Петербурге. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Не случайно, что еще в советское время от строительства новых станций типа "горизонтальный лифт отказались", содержание станций оказалось очень накладным. Экономии не получилось. Однако эксперимент не прошел зря, и идея была модернизирована: по всему миру стали строить станции с прозрачными выгородками на перроне и стеклянными дверями. Две такие появились в 2018 году и в Петербурге: "Зенит" и "Беговая".

Больше необычных фактов о подземках России и мира здесь:

Все тайны метро в одной книге
Александр Жестков. Коллекция впечатлений
3 июля 2023

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel