Сегодня, 15 ноября 2025 года, метрополитен северной столицы отмечает 70-летние. Поздравляем юбиляра и всех его пассажиров. Круглая дата - повод поделиться необычными фактами об этом уникальном транспортном и архитектурном объекте. Многие из них вас наверняка удивят.
1. Тоннели метро в Петербурге уже, чем в Москве
При сооружении метро во втором по величине городе страны сразу задумались об экономии. С этой целью тоннели решили прокладывать на 50 сантиметров меньше в диаметре: 5,5 метров вместо 6. Для прохождения поездов этого достаточно.
2. Первая кросс-платформенная пересадка в СССР
Кросс-платформенная пересадка предполагает, что поезда с разных линий прибывают к одной платформе - это позволяет существенно сэкономить пассажирам время и силы. Не нужно идти по длинным и извилистым переходам, достаточно сделать несколько шагов к другому краю платформы - и можно продолжать поездку в нужном направлении! Первый такой пересадочный узел появился в Ленинграде - "Технологический институт". Его первая платформа открылась 15 ноября 1955 года вместе с первой линией метро, а вторая платформа - к пуску второй линии в 1961 году.
В северной столице эта кросс-платформенная пересадка так и осталась единственной. А в Москве опыт взяли на вооружение и такие пересадки строят по сей день. Вот несколько примеров: "Китай-город", "Третьяковская", "Парк Победы", "Нижегородская".
3. Станции-близнецы в Москве и Петербурге
В традициях послевоенного сталинского метро было строить станции по индивидуальным проектам. И все-таки переклички избежать не удалось. Станция "Октябрьская" Кольцевой линии в Москве (открыта в 1950 году) и "Пушкинская" в Ленинграде (открыта в 1955 году) созданы архитектором Леонидом Поляковым по аналогичному проекту. Форма пилонов, схема освещения, принцип отделки полов - все схоже, разница только в деталях.
Самое существенное отличие между станциями: в глухом торце платформы в московском варианте установлена ограда с подсвеченным фоном, а в Петербурге - памятник Пушкину, в честь которого названа станция.
Московская станция смотрится строже. Может быть, поэтому она остается одной из самых недооцененных пассажирами на Кольцевой линии. В Петербурге же, наоборот, "Пушкинская" - любимица многих горожан и, конечно, туристов. Последние обязательно делают фото на фоне роскошной станции и памятника Пушкину.
4. У горельефа на станции "Нарвская" есть "московская версия"
Многие петербуржцы знают этот впечатляющий горельеф в наземном павильоне станции "Нарвская" (скульпторы Григорий Косов, Василий Стамов, Александр Овсянников, Алексей Тимченко). У него непростая судьба. Изначально композиция называлась "И. Сталин - депутат от Ленинграда". Фигура вождя была размещена в центре горельефа. Однако позже ее заменили на человека со знаменем с надписью «Слава труду!». Так вот у этой работы есть еще один вариант, тоже с драматичной судьбой.
Неожиданно в 2020-м году аналогичный горельеф тех же авторов случайно обнаружили в Москве на ВДНХ при разборе стены в павильоне "Оптика".
Почему судьба занесла горельеф в Москву? Почему на ВДНХ? И именно в этот павильон? Кто и зачем его спрятал? Что в скульптурной группе было изменено по сравнению с петербургским вариантом? И что с находкой сейчас? Подробности здесь:
5. Уникальные станции "ленинградского типа"
Во многих метрополитенах России и за рубежом можно увидеть односводчатые станции - когда платформа и пути находятся под единым сводом. Как правило, это неглубокие станции, которые сооружают открытым способом. В Северной столице впервые в мире начали строить односводчатые станции глубоко под землёй. Первые такие станции появились в 1970-х: «Политехническая» и «Площадь Мужества». С тех пор подобные станции стали называть станциями "ленинградского типа". В городе их множество.
А вот в Москве этот опыт не прижился, единственная подобная станция — «Тимирязевская», открытая в 1991 году на глубине 63 м.
Нет таких станций и в других метрополитенах России, за исключением "Динамо" в Екатеринбурге.
Кстати, архитекторам и инженерам столицы Урала такая конструкция понравилась, и на ее базе они создали свою. Так были построены еще две станции уникального "екатеринбургского типа".
6. Станция-призрак под Мариинским театром
В 2024 году в городе открыли станцию "Горный институт". Однако расположенная на перегоне между "Спасской" и "Горным институтом" станция "Театральная", расположенная у знаменитого Мариинского театра, так и не открыла двери для пассажиров. Смотрите, какой нарядной она должна была быть:
Все дело в том, что против открытия станции выступило руководство театра. Какие у него аргументы и откроется ли когда-нибудь почти готовая "Театральная" - читайте здесь:
7. Машинистам на линиях со станциями типа "горизонтальный лифт" доплачивают
Известно, что в Ленинграде – единственном городе СССР и первом в мире - была применена система «горизонтальный лифт». Речь о станциях закрытого типа, когда у пассажиров на платформе нет доступа к путям. Например, "Маяковская" или "Василеостровская". Их строили в целях экономии и безопасности.
Однако мало кто знает, что для машинистов поездов, работающих на линиях с такими станциями, были введены специальные доплаты. Каждый раз останавливать поезд с точностью до сантиметра и всю смену чувствовать замкнутое пространство даже на станциях - ох как не просто!
Не случайно, что еще в советское время от строительства новых станций типа "горизонтальный лифт отказались", содержание станций оказалось очень накладным. Экономии не получилось. Однако эксперимент не прошел зря, и идея была модернизирована: по всему миру стали строить станции с прозрачными выгородками на перроне и стеклянными дверями. Две такие появились в 2018 году и в Петербурге: "Зенит" и "Беговая".
Больше необычных фактов о подземках России и мира здесь:
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel