(Осторожно: злые спойлеры!)
Кинодуэль двух версий «Рыжей Сони», снятых с сорокалетним разрывом, вызвала заметный интерес читателей. Значит, тему стоит осветить более полно, а для этого необходимо упомянуть непосредственную предшественницу экранных похождений рыжей гирканийки — кинокартину «Hundra» 1983 года.
Сегодня она памятна только поклонникам «микрокультов» эксплуатационного кино, а на бывшей советской земле — тем, кому в 1985 году уже исполнилось 16 лет. У них была возможность приобщиться к вершинам мирового кинематографического дна в кинотеатрах, куда нежданно-негаданно завезли шаловливую жанровую размазню под названием «Честь Хондры» (переводить имя героини как «Хандра» было нелепо, как «Хундра» ещё хуже, а перевести как «Андра», чтобы в звучании «прочитывалось» что-то вроде «мужички», не додумались).
Ни автор этих строк, ни кто-либо из его знакомых, с кем можно было обсудить фильм, в тот год не имели ни малейшего шанса приобщиться к эпическому боевику «про это». Однако по отрывочным сведениям, поступающим из взрослой среды, можно было заключить, что «Честь Хондры» произвела на зрителей, мягко говоря, двойственное впечатление.
Теперь-то ясно, что иначе и быть не могло: чтобы объективно оценить эту псевдоисторическую ахинею, нужно понимать, что такое эксплуатационное кино в целом, а также фэнтези и «конансплотейшн» в частности. Да ещё иметь привычку к чисто развлекательному кинематографу, которое не заставляет думать, а, напротив, вымывает из головы все мысли, оставляя только костяк расхожих штампов.
Но и этого мало! Ещё нужно было понимать, что такое агрессивный кондовый феминизм пошива восьмидесятых, которого в СССР, понятно, и вообразить не могли; знать, что одним из самых распространённых выражений эпохи была броская аббревиатура mcp, что расшифровывалось как «male chauvinist pigs», сиречь «мужские шовинистические свиньи»…
Нет, ну вы представьте: живут себе нормальные люди, с пьянством борются, генсеков хоронят, Пушкина читают, смотрят «Белые росы», «Калину красную», да хотя бы и «Петровку, 38», а им вдруг хренасть на экраны — первобытную бой-бабу с окровавленным мечом, которая в каком-то лютом свинарнике ищет мужика почище для зачатия под знаменем грядущей женской свободы! Конечно, из кинотеатров возвращались со слегка перекошенными от стыда лицами.
То ли дело сейчас: мы уже развитые, всё знаем, всё понимаем. Некоторые даже эксплотейнш-муви любят. И смотрят их, держа в руке оценочную шкалу: сколько крови, сколько обнажёнки, в каких ещё проектах светилась та или иная «звезда» фильма… В общем, наконец-то мы доросли до кинематографа стран первого мира и около того.
С высоты нашего века уже очевидно, что самой важной предпосылкой, которая привела к появлению «Хондры», был успешный выход в прокат легендарного «Конана-варвара» 1982 года от режиссёра Джона Миллиуса с Арнольдом Шварценеггером в главной роли — весьма вольной, но впечатляющей экранизации одного из родоначальников жанра фэнтези Роберта Говарда.
В кинодуэли двух Сонь я уже рассказывал об этом, сейчас повторяться не стану, только напомню: Миллиуса вежливо попросили потесниться и съёмку продолжений доверили более покладистому Ричарду Флейшеру, который последовательно спустил в унитаз два следующих говардовских фильма: «Конана-разрушителя» и «Рыжую Соню»; свой «культовый статус» они приобретали уже на видео.
Однако были в мире кино люди и пошустрее, к примеру — Мэтт Симбер, закоренелый производитель фильмов категории «B», («C», «D» и т.д.). Криминальная драма, «каратешный» боевик, охота на нацистских преступников, поиски золота индейцев — мало найдётся расхожих тем, мимо которых он проходил равнодушно. Посмотрев «Конана-варвара», Мэтт Симбер кинулся искать себя в героическом фэнтези. Это один из редких случаев, когда он не продюсировал фильм, а только снимал и ещё приложил руку к написанию сценария. Так или иначе, земля испанская ещё не замела песками всех следов Шварценеггера, как на неё уже десантировалась съёмочная группа «Хондры». «Здрасте! — сказал Мэтт Симбер испанцам. — Нас, пожалуйста, отведите туда, где «Конана» снимали. И на помойку сбегайте, если что из реквизита ещё бомжи не растащили, несите…»
Сценаристами «Хондры» «Кинопоиск» указывает сразу трёх человек. По фильму, кстати, заметно, что сценарий писали, как письмо из Простоквашино. И не знаю, кого за это следует благодарить, Мэтта ли Симбера, или Джона Фостера, у которого самая рейтинговая работа — сценарий к фильму «Кровавый спорт», или Эдварда Монторо, который, оставив актёрскую карьеру, стал исполнительным продюсером второсортных фильмов, и тоже как-то пробегал мимо сценария «Хондры», — но свой фэнтезийный эпос эти шустрые ребята решили сделать как принципиального «контр-Конана».
Источник вдохновения, конечно, указан чётко. Хотя начинать фильм с разорения деревни — это ещё не значит опираться именно на «Конана-варвара», зато злодеям всучили штандарт с бычьими рогами, который визуально копирует символ двухголовой змеи — под ним, как вы помните, злодействовал Тулса Дум в шедевре Миллиуса.
Коротко говоря, они делали «Конана» наизнанку. Змею поменяли на быка, мужское на женское, стремление к убийству — на стремление к продолжению рода. И на самом деле такое последовательное противопоставление было придумано неплохо. Оно оживляло мотивацию героини.
Давайте вспомним, что у нас кинодуэль «Хондры» с «Рыжей Соней», а не с «Конаном-варваром». В соответствующей статье я уже говорил, что рыжую гирканийку при довольно прямолинейном сюжете изрядно подвела чехарда с мотивами.
Важно понимать: если у героя больше одного мотива, один всё равно остаётся ведущим, и они должны конфликтовать, чтобы герой оказался в ситуации нравственного выбора. Если же автор не собирается играть на внутреннем конфликте, исследовать душевные метания, то нечего и голову морочить. Один герой — одна цель — один мотив.
Как в «Коммандо» с тем же Шварценеггером: от старта до финала у его персонажа Джона Мэтрикса одна цель — спасти дочь. И он её блестяще достигает. Там поначалу собирались ввести любовную линию и даже эротическую сцену с героиней-помощницей, но, по счастью, вовремя спохватились: у мужика дочь вот-вот убьют, а он будет радости плоти вкушать прямо за штурвалом гидроплана. Ерунда! И выбросили всё лишнее.
Или в том же «Конане-варваре» — месть остаётся центральным мотивом, хотя перед героем открываются и другие пути. А в «Рыжей Соне» 1985 года к мотивации героини Бриджит Нильсен авторы отнеслись просто по-разгильдяйски. Сюжет Сони начинается с мести, потом его перебивают скучнейшим из мотивов — поиском артефакта ради спасения мира. А конфликта между этими мотивами нет. Просто одну и ту же королеву Гедрен требуется убить и ради мести, и ради спасения мира. Вот так удачно совпало. Можно два раза не ходить.
Однако основная начинка сюжета строится уже на третьем мотиве: Соня «должна научиться принимать помощь мужчин». В принципе, это такой хороший контрфеминистический идейный заряд. Но на практике мы львиную долю действия наблюдаем, как Соня постепенно влюбляется в своего спутника Калидора, роль которого исполнил Арнольд Шварценеггер. Иными словами, этот мотив превращает героическое фэнтези в… лирическую комедию о том, как баба не хотела-не хотела влюбляться, а потом таки поддалась обаянию настойчивого мужика.
И этот мотив с местью и спасением мира тоже не конфликтует! То есть Соня, конечно, сыплет гордыми уверениями: «Я всё сделаю сама, мне не нужна помощь мужчин», — но этот конфликт не приводит к ситуации нравственного выбора, а значит, по-настоящему не работает.
У «Хондры» с мотивацией дело обстоит чуть лучше. Начинается всё даже хорошо. Героиня в исполнении подтянутой блондинки Лорен Лэндон жаждет мести за истреблённых сестёр — гордых и независимых амазонок, способных постоять за себя и сходящихся с мужчинами только ради продолжения рода. Их лагерь в лесу уничтожили какие-то непонятные типы с непонятной мотивацией.
Приснопамятный Тулса Дум хотя бы секрет стали искал, а тут, по-видимому, просто представители шовинистического свиномужского мира не могли стерпеть, что где-то рядом есть гордые и независимые женщины. Так что ни секретов они не искали, ни рабынь, ни добычи, а просто злобствовали для души, потому что они «эм-си-пи».
Уцелеть удаётся одной Хондре. За ней пускается в погоню вся «эм-си-пишная» рать (шайка голов в двадцать). Надо отдать должное мужеству свиномужей: они не отступили, даже убедившись, что Хондра им не по зубам. Гибли один за другим, так и полегли все до единого, но свою веру в мужское превосходство не предали…
Хондре, однако же, мало, она рвётся мстить дальше, но пророчица убеждает её, что нужно не рисковать собой, а восстанавливать популяцию племени амазонок, чтобы снова возжечь факел первобытного феминизма и дать всем женщинам мира надежду на освобождение от ига проклятых «эм-си-пи». Конфликт налицо, и это правильно, но, к сожалению, он быстро выдыхается. Хондра — бабонька обстоятельная, уж если что решила, то её за шиворот не оттащишь.
Правда, первая попытка сойтись с мужчиной оказалась провальной. Если не считать придурка-карлика, введённого в повествование с сугубо символическими целями, первым мужиком на пути Хондры оказалась образцово-показательная мужская шовинистическая свинья, которую, наверное, другие свиньи изгнали из общества свиней за свинство. Попытка соития с элементами БДСМ с треском провалилась и закончилась расправой с элементами снаффа. Но Хондру неудача не смутила. Она же сказала мести решительное «нет» — значит, не о чем больше рассуждать. И она едет дальше искать приключений на свои прелести. Обстоятельная, как я уже сказал, бабонька.
Путь-дорожка привела Хондру в какой-то Эм-си-пи-сити. Там её ждёт богатая коллекция мужесвинов один мерзее другого, но среди них — о чудо! — попадается добрый доктор. Молод, умён, хорош собой… Хондра норовит сделать ему подсечку и повалить на ближайшую раскладушку, но не тут-то было. Оказывается, дикарки его не привлекают, и теперь Хондре нужно стать более женственной.
Она и здесь проявляет всю свою обстоятельность: находит подружку, берёт у неё уроки хороших манер, отплачивая уроками самообороны, и в этой части фильм, который начинался как суровый боевик, превращается в помесь ромкома и фенимистской драмы, что лично для меня как зрителя, едва не стало непосильным испытанием.
Достигнув цели, Хондра на год почти забывает о своём воинственном феминизме и со смаком вкушает плоды любовной победы, обзаводится младенцем, но тут населяющие город свиномужи наконец-то спохватываются: где наши глаза были, у нас же под боком гордая-независимая живёт!
У Хондры похищают дитя и принуждают её участвовать в ритуальной оргии в храме быка, но благодаря подруге и доктору героиня корректирует сценарий мероприятия, превращает оргию в кровавую баню и, вспомнив, что у неё важная историческая миссия, увозит младенца в закат, чтобы нести женщинам мира знамя свободы от эм-си-пи, а по экрану ползут уже долгожданные финальные титры.
Можно сказать, что на уровне замысла у сюжета «Хондры» был неплохой потенциал. Все мотивы так или иначе реализованы: и цель достигнута, и любовь найдена, и даже месть свершилась, потому что очень удачно (как и в случае с королевой Гедрен) верховный жрец храма быка — это тот самый негодяй, который приказал истребить племя «амазонок» в начале фильма.
Возможный конфликт мотивов мог сделать героиню интересной, а сюжет — непредсказуемым. Но нравственный выбор Хондре делать не приходится. Тут ярче оказалась роль её подруги, которая научилась драться, но не смогла сразу избавиться от рабского мышления и предала Хондру, а потом всё-таки выручила её.
Так что в целом и Хондра, и Соня катятся по своим сюжетам, как на лыжах, и в этом оба фильма приблизительно равноценны, разве что в «Хондре» побольше попыток «юмора», но они злы и менее удачны. Разница в реализации. «Рыжая Соня» может похвастать блестящей кинематографией и крепким стилем, в то время как от «Чести Хондры» за версту несёт второсортностью.
И, что хуже, она стилистически неровна. Жестокие поединки сменяются туповатой сатирой на гротескно уродливых «эм-си-пи», карикатурность которых просто сводит на нет всю крутость героини: у зрителя неизбежно возникает ощущение, что победить и обвести вокруг пальца этих злобных амёб не смог бы только калека или клинический идиот.
Героиня, которая была выслежена и едва спаслась от убийц на лоне природы, почти год живёт в городе рядом с их логовом, периодически задавая трёпку тупым свиномужам, а на неё не обращают внимания. Это выглядит наивнее, чем «Зена — королева воинов».
Впрочем, такая кичевая подача материала, возможно, является фирменным стилем Мэтта Симбера. Я не знаток его фильмографии, но после «Хондры» он снял ещё вестерн «Златовласка и золотая крепость» (он же — «Yellow Hair and the Pecos Kid», или «Златовласка и Пеко Кид») практически с той же командой. В новую картину перекочевали продюсер и актёр Джон Фостер, оператор Джон Кабрера, художник Аугустин Хименес, монтажёр Клаудио М. Катри, а также актёры Рамиро Оливерос, Луис Лоренсо и, конечно, исполнительница главной роли Лорен Лэндон.
Ну, и сценарий, разумеется, не обошёлся без самого Мэтта Симбера. Закономерно, что и в «Златовласке» сюжет качается от драмы до пародии, детская наивность иронических сцен перемежается индейскими пытками с отрезанием век и сшиванием ртов, слабо мотивированная жестокость — с водевильной лёгкостью спасения героев.
Данных о бюджете «Хондры» «Кинопоиск» не приводит, но невооруженным глазом видно, что он был невелик, в то время как «Рыжая Соня» была дорогостоящим проектом с бюджетом в 17 миллионов долларов, которые, как говорится, все можно увидеть на плёнке. По визуальной составляющей фильм Флейшера оставляет творение Симбера далеко позади.
Выигрывает он и за счёт главной актрисы. Ничего плохого про Лорен Линдон я сказать не хочу, но она заметно уступает Бриджет Нильсен по внешним данным, что становится критическим показателем, если учесть, что по актёрскому мастерству обе недалеко ушли от полена. Просто на Бриджет приятнее смотреть, особенно пока она не сражается.
Лорен, конечно, выглядит более подвижной, и это могло бы стать плюсом, если бы не воспоминания о пластике Сэндал Бергман — актрисы, которая блестяще исполнила верную Валерию в «Конане-варваре» и очень прилично — безумную королеву Гедрен в «Рыжей Соне». Вот кого надо было делать женской звездой кинофэнтези, возможно, тогда жанр не умер бы так быстро.
А вот в плане музыкального сопровождения «Хондру» и «Соню» я поставлю в один ряд, хотя и с натяжкой. Дело в том, что композитором на фильме Симбера был тот же самый Эннио Морриконе, и надо сказать, поработал он от души. В музыкальной теме «Хондры» угадывают нотки будущего саундтрека в картине Флейшера. Можно сказать, маэстро сделал заготовку, которую потом развил и оточил до совершенства.
Труднее всего, как ни странно, сравнить фильмы в плане идеи. Рыжая Соня мстит / спасает мир / находит любовь. Белокурая Хондра мстит / спасает будущее своего племени / находит путь в жизни (любовь тоже, но путь важнее, так что «поматрошенный» доктор остаётся лечить свиномужей в Эм-си-пи-сити).
Для Сони всё заканчивается, для Хондры всё только начинается. Формально это как будто выглядит более интересно, чем гладкий квест Сони. Но «Хондру» хочется поскорее забыть, потому что оголтелый феминистический пафос делает её неприятной для мужской аудитории, а настоящие феминистки, если я правильно их понимаю, должны плеваться и браниться на фильм, потому что в нём сказано, что главное предназначение женщины — рожать детей.
Да если феминистки видели «Хондру», они её, наверное, проклинали ещё активнее, чем мужчины, пришедшие в кинотеатр, чтобы развеяться и поглазеть на полуголых девиц и рубку на мечах.
И всё-таки, как бы ни был я строг к «Хондре», стоит признать, что она сыграла определённую роль в истории жанра. Отдельные эпизоды этого фильма почти хороши, и у есть своя когорта поклонников.
Были и более-менее положительные отзывы критиков. К примеру, некий Пол Мэвис назвал её «гениальной, разухабистой фантазией о мечах и сандалиях из комиксов». Не уверен, что тут имеется в виду начёт комиксов, может быть, сказывается несовершенство машинного перевода (эту цитату мне любезно предоставил нейропоиск Яндекса), потому что никакой комиксовой основы у «Хондры» нет. Из комиксов пришла Рыжая Соня. В кинодуэли двух её экранизаций я останавливался подробно на том, какую Соню в действительности придумал Роберт Говард, и как ловкачи из «Марвела» превратили её в персонажа Гиборийской эры. Ясно, однако, что Пол Мэвис славно похохотал при просмотре, вероятно, потребляя «Хондру» с пивом в компании друзей, и, конечно, имел все основания сравнить её с комиксами о «Рыжей Сони».
Продолжая обзор критических отзывов: Джон Шатцер фильм разгромил, но «отдал должное главной героине, сказав, что несколько экшн-сцен были захватывающими», — и я на 99 % уверен, что под «несколькими экшн-сценами он подразумевает две начальные: погром в деревне и резню среди скал, которую учинила Хондра своим преследователям. Если так, мне нечего возразить Щатцеру. Эти две сцены, хотя далеко не совершенные, были важной причиной, по которой я досмотрел картину до конца.
В Mondo-Digital «Хондру» отнесли к категории лучших копий «Конана-варвара» и отметили, что эта лента предшествовала экранизации «Рыжей Сони». А Ричард Шейб даже назвал «Хандру» «лучшим воплощением духа историй о Рыжей Соне, чем когда-либо был сам фильм о ней» (тот самый, 1985 года). Скажу прямо, я не читал комиксов о Соне, но подозреваю, что критик прав: по духу дикарка Хондра с её первобытной энергетикой должна быть ближе к комиксовой Соне, чем холёный персонаж Бриджет Нильсен. И это естественно, ведь её придумывали на волне успеха «Конана-варвара», и просто обязаны были опираться на женского персонажа, связанного с именем Роберта Говарда. Иными словами, «Хондра» была непосредственно инспирирована комиксами о Рыжей Соне.
Повлияла ли она на случившуюся двумя годами позднее экранизацию с Бриджет Нильсен и Арнольдом Шварценеггером? Прямых указаний на это нет, но мне встретилось упоминание любопытного случая, который позволяет сделать некоторые выводы.
Дино де Лаурентис, готовясь к съёмкам «Рыжей Сони», всерьёз рассматривал на главную роль кандидатуру Лорен Лэндон и, как утверждают источники в интернете, отказался от этой мысли, узнав, что актриса уже играла почти такого же персонажа. Вероятно, он просто не стал говорить об этом вслух, но в душе решил, что у его «Сони» не должно быть ничего общего с фильмом Мэтта Симбера, так что сценарий для Флейшера разрабатывали как принципиальную «контр-Хондру».
А если так, то влияние всё-таки было, не так ли?
Критик Кит Бриз похвалил Лорен Лэндон как «поразительную исполнительницу главной роли» и сравнил её персонажа с небезызвестной Зеной, королевой воинов. Появившаяся в 1995 году как эпизодический персонаж сериала «Удивительные странствия Геракла», а затем получившая собственный сериал, который продержался на ТВ до 2001 года., Зена стала, пожалуй, успешным женским персонажем жанра меча и магии, новой инкарнацией духа комиксовой Сони и отчасти своей экранной предшественницы Хондры.
Мэтт Симбер, кажется, никогда не был талантливым режиссёром, скорее, этаким кинохулиганом, который понимал оригинальность и новизну как-то слишком уж по-своему, по каковой причине его творения растворились в потоке времени, и сегодня представляют интерес лишь для весьма ограниченного круга любителей.
Так что, хотя в дуэли я присуждаю победу фильму Флейшера за высококлассную картинку, это всё же не победа «всухую». Потенциально у «Хондры» были шансы сказать новое слово в кинофэнтези, задать иной тон «конановским» клонам и таким образом, как знать, спасти от провала будущую постановку «Рыжей Сони».
#кинодуэль #Рыжая_Соня #фэнтези #мечмагиялохмотья #Роберт_Говард #Хондра #Хандра
Предыдущая статья о двух экранизациях "Рыжей Сони":
Кинодуэль: «Рыжая Соня» (1985) VS «Рыжая Соня» (2025)
а также продолжение темы:
Кинодуэль: Рыжая Соня VS Зена — королева воинов, или Как дьяволица с мечом прорубила путь ТВ-легенде
Читайте и другие кинодуэли:
КИНОДУЭЛЬ: Легенда об Орине VS Космический пират Харлок
Кинодуэль: «В пасти безумия» (1994) VS «Пустой человек» (2020)
Кинодуэль: «Малыш» vs «Неназначенные встречи»
Кинодуэль: «Фашисты на Марсе» VS «Железное небо»
Кинодуэль: «Нечто» (1982) VS «Аннигиляция» (2016)