Найти в Дзене

Кинодуэль: Рыжая Соня VS Зена — королева воинов, или Как дьяволица с мечом прорубила путь ТВ-легенде

(Осторожно: злые спойлеры!) В «кинодуэлях» на моём блоге Рыжая Соня уже дуэлировала сама с собой в споре двух экранизаций, а недавно положила но обе лопатки «выскочку» Хондру, которая предвосхитила приход Сони в кинематограф — как помните, фильм «Hundra», типичнейший «конансплотейнш», только с женским образом, появившийся на волне успеха «Конана-варвара», на два года опередил ленту о похождениях воительницы из Гиборийской эры с участием Арнольда Шварценеггера и Бриджет Нильсен. А поскольку я с ранней юности являюсь любителем фэнтези, тема меня увлекла, и после неудачной предтечи уже никак было не пройти мимо очевидного сравнения с самой яркой последовательницей Рыжей Сони — звезды телеэкрана из якобы Древней Греции, известной как Зена, королева воинов. Правда, тут были некоторые затруднения. Моя любовь к фэнтези довольно велика, но не настолько, чтобы выдержать вполне картонный сериал из нескольких сезонов. Нет, я не назову его плохим. Для своего времени он был, пожалуй, даже хорош. И

(Осторожно: злые спойлеры!)

В «кинодуэлях» на моём блоге Рыжая Соня уже дуэлировала сама с собой в споре двух экранизаций, а недавно положила но обе лопатки «выскочку» Хондру, которая предвосхитила приход Сони в кинематограф — как помните, фильм «Hundra», типичнейший «конансплотейнш», только с женским образом, появившийся на волне успеха «Конана-варвара», на два года опередил ленту о похождениях воительницы из Гиборийской эры с участием Арнольда Шварценеггера и Бриджет Нильсен.

А поскольку я с ранней юности являюсь любителем фэнтези, тема меня увлекла, и после неудачной предтечи уже никак было не пройти мимо очевидного сравнения с самой яркой последовательницей Рыжей Сони — звезды телеэкрана из якобы Древней Греции, известной как Зена, королева воинов.

Изображение сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ

Правда, тут были некоторые затруднения. Моя любовь к фэнтези довольно велика, но не настолько, чтобы выдержать вполне картонный сериал из нескольких сезонов. Нет, я не назову его плохим. Для своего времени он был, пожалуй, даже хорош. И, в конце концов, несмотря ни на что, я периодически включал «Зену», и даже «Удивительные приключения Геракла», потому что душа просила фэнтези, а выбор был, мягко говоря, невелик. И всё же для этой статьи пришлось изрядно порыться в интернете, чтобы составить более-менее целостное представление о сериале.

Ну, не беда. Я ведь и комиксов о Рыжей Соне не читал, это, по счастью, не мешает уловить суть: гирканийка, которую сейчас вспоминают как персонаж, созданный Робертом Говардом (что не вполне верно, но за подробностями прошу обратиться к кинодуэли двух экранизаций «Рыжей Сони»), оказала большое влияние на жанр «меча и магии».

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Установить в точности, насколько она популярна, невозможно. Это сугубо комиксовый персонаж, а в комиксовой индустрии подробные рейтинги составляют только для крупных издательств (коих ровно две штуки — «Marvel» и «DC»). Соня начала свой путь в первом из них, но за давностью лет уже не найти даже сведений о тиражах. Однако косвенных свидетельств предостаточно.

Вот основные. Издательство «Dynamite Entertainment», которое выпускает «Соню» с 2005 года, получило премию Diamond Comics Distributors как «Лучшее новое издательство» именно в год, когда приступило к выпуску серии о рыжей воительнице. Видно, у ребят, вручающих премию, при виде её сладко свело олдскулы. Несмотря на неудачи экранизаций, Соня пользуется стойкой популярностью, выпуски продолжаются.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Её персонаж пробился-таки в один из топов и получил официальный статус «самой сексуальной женщины в комиксах», причём это был список сотни (!) самых сексуальных героинь. Рейтинг, конечно, дурацкий, но всё-таки показательный: обойти в нём какую-нибудь Женщину-кошку с явно более солидными тиражами и рекламой, с успешным киностартом образа во втором «Бэтмене» — это не баран чихнул. Тут одним шевелением олдскулами не обойдёшься.

Рыжая Соня в комиксах выступает под слоганом «Дьяволицы с мечом» (She-Devil with a Sword) и уже больше пятидесяти лет остаётся самым популярным образом в этой категории. Экранизация с Бриджет Нильсен, несмотря на финансовый провал, получила ряд «клонов» в низкобюджетном кинематографе. Зритель хотел новых «дьяволиц с мечом». В том числе и на телевидении. Персонаж Зены, появившийся в сериале об удивительных приключениях Геракла, сразу привлёк к себе внимание зрителей, поэтому телевизионщики решили не щёлкать клювом и ковать железо, пока оно горячо.

Один из создателей и исполнительный продюсер горяченькой «Зены», Роб Таперт, не скрывал влияния Сони. Про фильм с Бриджет Нильсен он говорил, что его авторы «испортили эту вещь» — то есть сам был нацелен сделать лучше. Изначально Зену, кстати, даже собирались представить рыжеволосой.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Мне встретилось утверждение, будто от этой идеи отказались «только в последний момент, чтобы избежать путаницы, поскольку Люси Лоулесс уже играла блондинку в другом эпизоде». Как-то натянуто выглядит аргумент. Скорее, авторы сообразили, что рыжие волосы героини могут дорого обойтись, и не столько из-за цен на хну, сколько из-за цен на право использовать образ Рыжей Сони.

Да и бессменное облачение Зены, которое на заокеанских ресурсах гордо именуется «доспехом», хотя и отличается несколько большей практичностью, недалеко уходит от пресловутого «кольчужного бикини», в котором щеголяла Рыжая Соня, и которое было иронически обыграно в экранизации 2025 года. Впрочем, на этом и внимания заострять не стоит, женские облачения в западных кино- и телефильмах редко создаются с оглядкой на практичность, у них совсем другая цель…

Важнее то, что между комиксной Соней и телевизионной Зеной есть более глубокое, сущностное сходство: обе «сильные женщины» имеют душевную травму в тёмном прошлом. Но тут мы уже вступаем в область непосредственного сравнения, то есть собственно дуэли, и, чтобы избежать лишнего пафоса, я предлагаю провести её в новом формате.

Итак, встречайте: на ринге две Дьяволицы с мечом!

В чёрном углу — 30-летняя легенда телеэкрана, к которой не прикасался карандаш художника, которую играла только одна актриса, Люси Лоулесс, мастерица клинка и… (м-м, ну ладно, вру: поскольку она пришла из телесериала, меч ей обычно только мешает бескровно лупить противников руками и ногами) мастерица чакрама, непобедимая Зена!

В рыжем углу — её духовная мама, 52-летняя легенда фэнтезийных комиксов, первенец племени сильных женщин в масс-культуре, рисованная десятками художников, сыгранная двумя актрисами, Бриджит Нильсен и Маргарет Лутц, непобедимая Рыжая Соня!

Так, кто там ещё околачивается? Что это за 20-летняя молодка с новорожденной экранизацией на руках? У нас на бой заявлена Соня от «Марвел», а вы — Соня от «Динамита», так что покиньте ринг, девушка. Тут взрослые тёти отношения выясняют, а об вас помину не было, когда «Древняя Греция» содрогнулась под лёгкой поступью сандалий Зены! И вообще, я-то уже знаю, чем кончится дуэль, а вас ещё ждёт сюрприз, юная гирканийка…

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Настоящая причина, конечно, не в возрасте. Соня от «Марвел» и Соня от «Динамита» — это очень разные героини. В первоначальной «марвеловской» версии путь грозный рыжеволосой воительницы начался, когда её дом разорили бандиты, а её саму жестоко изнасиловали. В ответ на её жажду мести к ней приходит богиня (в одних версиях Скахаук (Skahawk), в других Red Goddess, что, конечно, вряд ли означает «коммунистка», но в глазах западного читателя явно придавало божественной персоне зловещего оттенка) и наделяет Соню сверхсилой.

Чем, кстати, сразу ставит героиню вне традиции Роберта Говарда, к имени которого её привязали комиксоделы. У Говарда положительные персонажи не пользуются сверхъестественными силами. Вполне в духе его друга Лавкрафта, всё сверхъестественное у Говарда враждебно людям, да ещё зачастую воплощено во всяких древних монстрах, чудом переживших ледниковые периоды, да последышах забытых древних цивилизаций. Бывает и магия — практически всегда враждебная.

Однако, в отличие от Лавкрафта, у Говарда герои уверенно противопоставляют силам Тьмы силу несгибаемой воли и стальных мускулов. Конан вообще презирал магию, побеждал огромной физической мощью, звериной выносливостью, невероятной ловкостью. Охотно сражался с колдунами и демонами, при этом либо разрубал их пополам, либо разрушал магические артефакты. В общем, «секрет стали» и «секрет плоти» в экранизации Джона Миллиуса 1982 года — это очень по-говардовски.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Атлант Кулл сражался с людьми-змеями и колдунами, и также всегда побеждал мечом, исключительной физической силой, варварской яростью и интеллектом. Бран МакМорн мог призывать на помощь древние силы (например, забытого бога, как в «Черном Капюшоне»), но он пользовался своим правом на помощь потусторонних сил, а не личной магией. Соломон Кейн тоже принимает помощь магии для борьбы со злом, но, опять же, это не персональные суперспособности. Его личная сила — это несокрушимая вера, клинок и пистолеты.

Но, наверное, в культуре комиксов без сверхспособностей — как на людях без штанов, так что Рыжей Соне «марвелы» вручили божественный дар непобедимости. Правда, с условием — дать обет целомудрия, пока не найдётся мужчина, способный победить Соню в честном бою. В экранизации 1985 года эту подробность опустили (либо она потерялась в переводе), так что получилась нелепость.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

«Динамитчики» переписали начало истории Сони. В первой статье об этом персонаже я упоминал рассуждения режиссёра свежей версии М.Дж.Бассет, которая уверяла, что выбросила изнасилование, потому что её «не интересуют вымышленные женщины, которые используют изнасилование как движущую силу». Взамен она сделала Соню аллегорией «более экзистенциальных вопросов о выживании вида в условиях изменения климата». Так вот — от М.Дж.Бассет тут только климат. Всё остальное сделали «динамитчики», у которых Соня тоже переживает налёт на деревню, гибель родных, рабство, годы на гладиаторской арене, где оттачивала бойцовские навыки (да, в комиксах она провела на арене годы, а не заглянула на недельку до второго, как в фильме). Никакого сверхъестественного вмешательства тут нет, сила новой Сони — её собственная заслуга, результат целеустремлённости и непреклонности духа.

Однако у нас на ринге дамы застоялись… Непорядок. Итак, начнем —

Раунд 1: Истоки Тьмы.

И Соня, и Зена имеют тёмное прошлое. О Соне мы уже сказали: она идёт путём мести. Она не выбирала быть монстром — её вынудили взять меч, и теперь она причиняет добро и справедливость жителям Гиборийской эры, чтобы утолить свою ярость.

А вот тёмное прошлое Зены — не пришедшая извне трагедия, а осознанный, циничный выбор. Она не жертва разбойников, она сама разбойник. Её путь в бездну начался не с расправы, а с того момента, когда она, увидев смерть своей команды, решила, что проще самой быть чудовищем, чем жертвой.

Доводя до совершенства свои воинские навыки, она вела армии, грабила города, продавала душу Аресу. Её злодеяния порождали других монстров — как Каллисто, которую зло Зены из невинной девочки превратило в кровожадного маньяка. Пик её грехов — смерть собственного сына Солана от рук её же врагов, прямое следствие тёмного пути Зены.

Соня заслуживает сочувствия, но это самый элементарный сценарный ход. Тёмное прошлое Зены куда драматичнее. Она сама выбирает и путь зла, и путь искупления. Так что в первом раунде победа за Зеной: трагедия, которую человек сотворил собственными руками, более драматична и кинематографична, чем навязанная внешними силами.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Раунд 2. Во имя чего обнажается меч?

Про Соню в старом фильме я уже писал подробно: её импульсом к движению была месть, но авторы взвалили на плечи героини ещё и спасение мира, так что месть оказалась отодвинута на второй план, а поверх всего легла мелодраматическая линия: Соне нужно было «научиться принимать помощь мужчин» (каковая всё равно оказалась бы бесполезной в схватке с королевой Гедрен, если бы сценарист не придумал таких сугубо мужских задач, как подержать падающую решётку, перехватить сбегающего мерзавца и т.д.).

В «марвеловских» комиксах сверхзадачами Сони были месть и выживание, промежуточными — квесты, то есть выполнение заказов в роли наёмницы. Я не скажу, что месть — это плохой или «ущербный» мотив, на нём можно основать великие сюжеты (Гамлет и граф Монте-Кристо, да и тот же «Конан-варвар» Миллиуса не дадут соврать). «Динамитчики» позднее резко подняли ставки, у них Соня взялась защищать баланс, восстанавливать равновесие — в общем, явственно запахло спасением мира.

Сверхзадача Зены — искупление, исправление причинённого зла. И её путешествие по «Древней Греции» превращается в путешествие по собственному прошлому. Соня по необходимости одиночка, только вступает во временные союзы (обычно — с Конаном, ради паразитирования на коем и была изобретена). Зена тесно связана со всем окружающим миром — она везде успела наследить, её имя произносят со страхом и ненавистью, и она шаг за шагом стремится изгладить этот след.

Кроме того, у неё есть постоянная спутница Габриэль, которая, к счастью, исполняет не только комическую роль. Её функция куда важнее: она является нравственным якорем Зены и помогает ей сделать правильный выбор.

Этот якорь необходим, потому что внутри глобальной сверхзадачи у Зены есть дополнительная: не сорваться и не свернуть снова на тёмный путь жестокости и насилия. Эта угроза — её препятствие на пути искупления.

Таким образом, с точки зрения драматургии образ Зены проработан глубже, а значит, и второй раунд остаётся за ней.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Раунд 3. Зрелищ! Зрелищ!

Фэнтези — это зрелище. И в этом плане сравнение фильма, даже если это фильм из 1985 года, и сериала, даже если это сериал из 1995 года, будет не в пользу второго. Незачем строить интригу на пустом месте, ясно, что отточенный визуальный стиль Ричарда Флейшера возьмёт верх на телевизионной картиной, особенно при содействии изящной музыки маэстро Морриконе.

Вы ведь помните, что «динамитовскую» молодку с новорожденной экранизацией мы попросили подождать в сторонке? Значит, нам остаётся только признать, что старенькая Соня отлично сохранилась, почти не утратила сочности и отменного вкуса, даже при топорной игре Бриджит Нильсен. Раунд за рыжей гирканийкой!

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Раунд 4. «Не верю!»

Конечно, именно в части актёрской игры Люси Лоулесс побеждает. Может, она и не великая актриса, но всё-таки она актриса, к тому же, определённо, сжилась со своим образом и выглядит вполне убедительно — по меркам ТВ-формата, естественно. У Люси отличная фактура, и в ней есть энергия, которой не было у модельной красотки Бриджит с её несколько кукольной красотой и деревянной игрой.

Раунд за Зеной!

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Раунд 5. Нежданная наследница

Этот раунд можно было бы не проводить, потому что по основным драматургическим параметрам, которые показались мне интересными, дуэль уже завершено, а дотошно сравнивать технические стороны кино- и телепродукта, в самом деле, бессмысленно. По итогу схватки «Рыжая Соня» 1985 года, урвав заслуженную победу в части зрелищности, закономерно проигрывает дуэль.

Ей не помогла даже мощная подпорка комиксов, а ведь сюжетно экранизация Флейшера была только бледной тенью конановского «мифа» от «Марвел», тенью, подогнанной под семейную аудиторию, в отличие от комиксов, рассчитанных на более взрослую аудиторию.

Драматургически старая Соня повержена в прах, её уносят, и рыжие волосы метут песок арены. Но бой ещё не окончен! Пока Зена принимает овации, потрясая своим чакрумом, какая-то малышка рыжей искрой вылетает на арену и набрасывается на неё с криком: «Вот тебе за маму!»

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Это та самая новорожденная экранизация! Наблюдающие за дуэлью взрываются возгласами поддержки, ведь наблюдают — та самая молодуха и масса выпусков «динамитовской» серии. «Рыжая Соня» образца 2025 года, в которой главную роль исполнила Маргарет Лутц, не стала слушаться нас и намерена взять реванш.

Увы, у малютки нет шансов. В другой статье я уже писал, что визуально новый фильм изрядно напоминает пилот какого-нибудь телесериала, так что даже по зрелищности он не может ощутимо превзойти «Зену». Королева воинов обезоруживает малышку, сковав её чакрумом, как обручем, и отвешивает шлепков пониже спины: «Кто тебе тут мама? Кто тебе тут мама?»

В ведь в самом деле, с родственными отношениями тут всё не так просто. «Зена» появилась как отклик на «Рыжую Соню» 1985 года, как попытка создать более совершенный образ сильной женщины в фэнтези. Её можно назвать духовной дочерью Сони.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

А более поздние «динамитные» комиксы лишь отчасти наследовали образ Рыжей Сони. Их авторы отказались от божественного вмешательства и сверхъестественного дара непобедимости, заставили Соню сражаться с силами космического масштаба… То есть переняли некоторые черты Зены, которая тоже обходилась без сверхспособностей и противостояла самому богу войны Аресу. А значит, её… уже можно назвать духовной дочерью Зены!

(Я уже молчу о том, что сценаристом «Рыжей Сони» 2025 года был Рой Томас, который работал над «Зеной».)

Так что новая экранизация, основанная именно на «динамитовской» версии, на арене нашей кинодуэли, не признав духовную мамку, пыталась заступиться за духовную бабку.

Ну, мы про неё уже говорили в другой статье — глупенькая она, эта экранизация…

Однако пора сворачиваться, пока благородная кинодуэль не превратилась в мексиканскую «мыльную оперу» с продолжительным выяснением родственных отношений. Итог таков: при всех неизбежных минусах сериального формата, образ Зены более драматичен по своей сути.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

И, хотя в плане визуального стиля (пространства, атмосферы) победу одерживает «Рыжая Соня» 1985 года, как один из эталонных образцов того, как надо снимать фэнтези, в плане истории по очкам уверенно лидирует «Зена» с её путём искупления. Съёмочная группа и Люси Лоулесс смогли создать легенду, которой не помешали даже скромные ТВ-декорации. Новая «Рыжая Соня», увы, проигрывает обоим — из-за скромности бюджета, отсутствия визуального почерка и сумбурного сюжета.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Но для нас важнее то, что тема остаётся популярной, образ сильной женщины в фэнтези, придуманный задолго до торжества современной «гендерной повестки» и свободный от её маразматического влияния, показал способность развития, так что кинопроизводителям стоило бы поработать над темой посерьёзнее, сделав упор на интересные истории, а не на глупое заигрывание со штампами.

#кинодуэль #РыжаяСоня #Зена_королева_воинов #фэнтези #меч_и_магия

Другие кинодуэли Рыжей Сони:

Кинодуэль: «Рыжая Соня» (1985) VS «Рыжая Соня» (2025)

а также:

КИНОДУЭЛЬ: «Рыжая Соня» (1985) VS «Честь Хондры» (1983)