Найти в Дзене

Кинодуэль: «Малыш» vs «Неназначенные встречи»

Повесть братьев Стругацких «Малыш» была экранизирована дважды, и оба раза на телевидении. В 1987 году на голубых экранах в СССР был показан одноимённый телеспектакль в постановке Государственного академического центрального детского театра.

Режиссёрами стали Алексей Бородин и Юлия Косарева. Оба они крепкие профессионалы. Косарева с 1966 года работала режиссёром на Центральном телевидении. Делала цикл программ про детей-фронтовиков, была режиссёром программы «Будильник», затем стала одним из создателей другой известной телепередачи — «Пока все дома».

Что касается Бородина, то он был очень разноплановым театральным режиссёром. За без малого 40 лет театральной деятельности он ставил Гоголя и Чехова, Шекспира и Гюго (причём за постановку «Отверженных» ему была присуждена Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского), Шварца, Брэдбери, Акунина и многих других.

«Малыш» числится среди его театральных работ, но всё же это именно телеспектакль, где актёры играют не на зрительный зал, а на камеру. Поставлен он буквально на чёрном фоне с минималистическими декорациями, но иногда, за счёт приёмов операторской работы, он пытается казаться фильмом.

И фильмом, надо сказать, неплохим, несмотря на просто фантастический, с виду, мискаст. Роли Стася и Майки исполняют ощутимо взрослые актёры. Наталье Цымбал в год выхода спектакля было уже 37, Александру Хотченкову — 41. А ведь по книге их персонажи и сами вчерашние дети. Юный возраст определяет их реакции на происходящее, приводит эмоциональную Майку к продуманному саботажу, а «рассудочного» Стася — к безотчётной симпатии в отношении Малыша, который, вообще-то, производит на него отталкивающее впечатление.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Не стану говорить, что актёры плохи. Нет, каждый отработал роль по максимуму. Даже Цымбал, хотя ей и пришлось изобразить «совсем другую» Майку. Однако зрелой женщине уже не подходит текст девчонки, которая впервые получила настоящую работу в далёком космосе и пытается разобраться в себе и в том, что она как-то совсем по-другому представляла себе контакт.

По-своему хорош получился и Вандерхузе в исполнении Юрия Лученко. Правда, Лученко для Вандерхузе кругловат, и бакенбарды у него обыденные, а должны быть великолепными. Однако он хорошо понимает, что играет глубоко душевного человека, который больше всего будет переживать не за дело, а за людей.

Пожалуй, единственное попадание в роль по фактуре — это Юльен Балмусов, представивший Геннадия Комова. В него веришь ещё до того, как он откроет рот. Балмусов тоже крепкий актёр, играл на сцене, снимался в кино, где едва не застрял в роли Дзержинского, а в нулевых любители порубиться в WarCraft III и ещё кое-какие локализованные игры знали его голос, подаренный разным персонажам.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

А вот по Татьяне Курьяновой данные в источниках разнятся. Поэтому скажем коротко, что на экране она появлялась редко и, как вся остальная команда «Малыша», работала в Центральном детском театре (ныне это Российский академический молодёжный театр), худруком которого и был Алексей Бородин.

Отношение к игре Курьяновой, как правило, полярны. Многих отталкивает образ актрисы-травести на месте 12-летнего мальчишки. И, в большинстве случаев, отношение к ней дублирует отношение ко всей постановке. Что справедливо, ибо её роль центральная. Почти наверняка, если вы увидели в Курьяновой Малыша, спектакль вам понравился, как бы вы ни оценивали других актёров.

Лично я — увидел. Не вполне, конечно, того Малыша, которого описали Стругацкие, но фантастическое существо, которое является одновременно и человеком, и не человеком. Это не так уж и мало. Возможно, если не прибегать к компьютерной графике, взрослая актриса — это лучший из доступных вариантов.

Иногда в игре Курьяновой видна искусственность, зато ей очень хорошо удаются реплики наподобие: «Это потому, что ты думаешь не так, как я», или: «Не знаю. Просто слово. Чеширский кот. Приятно произносить». На мой взгляд, это точно лучше, чем старания Петра Речанека, сыгравшего Малыша (чьё имя здесь почему-то Роби) в чешской экранизации под названием «Неназначенные встречи».

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Опять же, не скажу, что он играет плохо. Напротив, паренёк искренне старается и почти весь фильм мужественно сверкает аутентичной наготой. Но ему элементарно не хватает актёрской техники, чтобы представить на экране отличное от человека существо. Поэтому слишком сильно вместо «космического Маугли» в нём виден обыкновенный земной мальчишка. И когда он говорит о другом способе мыслить, лично я не чувствую, что он сам этим способом владеет.

Этот фильм вышел в 1995 году. Поставила его Ирена Павласкова, режиссёр и сценарист, которая обычно снимает про отношения или про «советскую оккупацию». Для микробюджетного телефильма «Неназначенные встречи» выглядят недурно и почти не отходят от текста — но, к сожалению, только почти. Впрочем, посмотрим сперва на актёров.

Стася и Майку играют Лукаш Вацулик и Мартина Меншикова. В год выхода фильма им 32 и 30 соответственно. Прогресс, конечно, но, сами понимаете… Правда, они носят молодёжные причёски. Но это не помогает, потому что в их ролях нет ничего молодёжного. Они даже мимоходом чуть было не закрутили производственный роман, но, к счастью, сюжет помешал: как раз время Майкиного саботажа приспело, и героям стало не до того.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Неожиданно приятно смотрится Вандерхузе, который здесь носит имя Якуб. Его роль исполняет Ян Качер, опытный драматический актёр, у которого к моменту съёмок «Встреч» было за плечами уже почти полсотни фильмов. Большинство из них, правда, нам не известны, но некоторые были в советском прокате — к примеру, триллер «Турбаза «Волчья»». Ещё он играл Ивана Васильевича в чехословацкой постановке «Театрального романа» по Булгакову, что, по меньшей мере, любопытно.

Его Якуб как-то больше похож на капитана рыболовецкой шхуны, и всё-таки он выглядит убедительно. Хотя, вы не поверите, у него нет бакенбард. То есть что-то там есть, но ещё менее существенное, чем у Лученко. Не такое, чтобы цепляться за кусты. Так что трогательная фраза Малыша: «Не ходи через кусты», — просто не работает.

Комова, которого тут зовут Камов, играет Йозеф Абрагам, ещё один бывалый актёр с внушительной фильмографией, которая насчитывает 134 роли. Он играет вполне технично, но вот незадача: у него от природы слишком уж добродушное лицо, в котором не хватает комовской целеустремлённости. Да это бы полбеды, однако в сценах с Малышом порой слишком хорошо заметно, что он реагирует как актёр не на фантастическое существо, а на обычного человеческого ребёнка.

И не только он. Якубу и Майке это и по тексту повести положено, но в фильме Стась (пардон, Станислав, конечно) зачем-то при первом визите Малыша на ЭР-12 дарит ему свою футболку. Это сугубо эмоциональный шаг, нехарактерный для него. И уже странно звучит, когда через пять минут он уверяет Майку: «А что в нём человеческого? Только исходный материал». Даже если истолковывать этот подарок как попытку помочь контакту — всё равно нелогично: Стась не полез бы поперёд Комова в дело, в котором Комов смыслит, а он, Стась, не смыслит. В общем, немотивированное вмешательство в сценарий.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Кое-какие изменения, внесённые в сюжет Павласковой, удачны — к примеру, часть действия происходит на разбившемся корабле Семёновых. Даже при бедной постановке интерьер потерпевшего крушение звездолёта и мёртвые тела помогают создать тревожную атмосферу, эмоционально вовлекают зрителя. Плюс к тому, некоторую необходимую информацию мы узнаём не просто на словах, вместе со Стасем, как это было в книге, а по ходу действия.

Но большую часть внесённых изменений трудно оценить положительно. Хотя в целом текст Стругацких сохранён, авторы попытались расставить в нём иные акценты. И если хорошенько подумать, единственной целью было подвести под сюжет новую идейную базу взамен отвергнутой «коммунистической идеологии».

Забавно: сами Стругацкие, если верить поздним воспоминаниям Бориса Натановича, сокрушались, что «Малыш» у них получился «беззубым», незлободневным, ни с чем не боролся… А вот чехам пришлось пройтись по сюжету с ножовкой и автогеном, чтобы отсечь «устаревшие» смыслы и приварить новые.

В коммунарском будущем Стругацких высшими ценностями были познание и труд. Это не в «Малыше» сказано, но, думаю, никто не возразит, что эта идея проходит красной нитью через всё творчество братьев. Ценности контакта априори измерялась возможностью познания. Однако в фильме, в диалоге Станислава и Майки, появляется другая мера. С её точки зрения, контакт сродни сближению двух людей, с его — это столкновение стратегий. И если второе взято из повести, то первое — отсебятина Павласковой.

Не спорю, любопытная отсебятина. Все фантасты понимают контакт как процесс познания, пожалуй, никто ещё не пытался сравнить его с любовью. Но эти интересные слова Майки остаются просто словами. Когда в финале Стас упрекает Майку, говоря, что Малыш успел её полюбить, она говорит, что этого как раз и не должно было произойти. То есть саму Майку любовь не приводит к какому-либо поступку. Мотив «диверсии» с лампой — такой же, как и в повести: неприятие позиции Камова.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Ну, а скоротечный «служебный роман» со Стасом и вовсе смотрится в сюжете «Малыша» чужеродно и глупо. Когда Майка говорит, что на миг поверила, будто она, Стас и Робби могут стать семьёй, это уже просто нелепая фантазия. Как она себе это представляет — дикарство на безжизненной планете, где ей и Стасу даже питаться нечем? Или жизнь с Робби на Земле, к которой он не приспособлен, и при этом все вокруг сделают вид, что Малыш — обычный землянин, никому не интересный с научной точки зрения?

Да что говорить, всё обрамление сюжета меняется радикально. Планета теперь называется не Ковчег, а Арха, и никаких пантиан уже нет — земляне готовятся спасать самих себя. Людей, как говорит Станислав, 15 миллиардов. Авторы фильма решили, что это очень много. Согласно сюжету, Земля перенаселена, её ресурсы исчерпаны, и человечеству нужен новый дом.

Практически, это вычёркивает весь гуманистический контекст повести. Я уже писал в другой статье, что в «Малыше» все кого-то спасают: земляне пантиан (которых планировалось переселить на Ковчег, поскольку их родная звезда скоро превратится в сверхновую), Странники ковчегиан (защищая их от контакта с другими цивилизациями), а ковчегиане — Малыша. Все следуют образу мыслей, который можно сравнить с гуманистическим. То есть именно здесь Стругацкие видят возможную точку соприкосновения совершенно разных цивилизаций.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Отсутствие этого контекста ставит под сомнение дальнейшее развитие сюжета фильма. Потому что, получается, не Полдень там, и человечество совсем не мудрое и доброе, а такое же, как сейчас, не способное решить свои проблемы. Но это означает, у людей нет причин оставлять Арху и её таинственных обитателей в покое, когда «три миллиона человек с нетерпением ждут» возможности переселиться в новый мир.

Странники из «Неназначенных встреч» вычеркнуты, вычеркнут и Горбовский. Фразу об ответственности за Малыша произносит Вандерхузе, взбунтовавшись против Камова. Однако важно понимать, что вместе с Горбовским из сюжета вылетел и Мировой совет, и воля всего человечества.

По сути, решение об остановке проекта принимает Вандерхузе единолично! А Станислав так же единолично решает остаться на орбите, чтобы общаться с Малышом. Не слишком ли вольно они распоряжаются проектом, от которого зависят жизни миллионов людей? И действительно ли их решение этично?

Если чтение этой статьи заняло у вас 10 минут, то, пока вы её читали, в мире от голода умерло 110 человек. Сегодня, в 2025 году, при 8 миллиардах населения планеты. Если события фильма укладываются, скажем, в два дня, то, пока герои общались с Малышом, от голода умерло, самое меньшее, 30 тысяч человек. При этом в мире фильма, при вдвое большем населении и достигнутом истощении ресурсов, смертность должна быть значительно выше. То есть, пока готовился проект переселения, умерли уже миллионы. Пока будет подобрана и подготовлена новая планета — умрут десятки, если не сотни миллионов, или пара миллиардов.

Так что, при такой постановке вопроса — действительно ли этично решение оставить Малыша в покое и распоряжаться по личному желанию техникой ответственного проекта? С Вандерхузе и Стаса никто ничего не спросит?

В общем, не такое это простое дело — тексты Стругацких перекраивать. В советской телепостановке пантиане тоже «попали под сокращение», и это было не очень хорошо, зато остался Горбовский, а за его фигурой — человечество, и сильного перекоса не возникло. Чехи же добились заметного перекоса даже при сравнительно небольших изменениях.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Так что, в моих глазах, нищая постановка на отечественном телевидении выигрывает эту «необъявленную кинодуэль» — хотя, отмечу вновь, чешская лента не так уж плоха и остаётся любопытным экспериментом, который будет интересен для ценителей Стругацких. При всей театральной условности, с текстом там обращаются аккуратнее.

P.S. И, хотя я ни на грош не доверяю современному российскому кинематографу, право, жаль, что так и не вышел объявленный лет десять назад фильм «Космический Маугли». Его должен был поставить Александр Федорченко. Упоминаний о несостоявшемся проекте немного, но, судя по описанию, там не планировалось выбрасывать пантиан. Сомневаюсь, конечно, что удалось бы вытащить на экран весь идейный заряд повести, а всё же это мог быть интересный опыт.

Что ж, может, хоть в ХХII веке кто-нибудь дождётся :)

Читайте и другие кинодуэли:

КИНОДУЭЛЬ: Легенда об Орине VS Космический пират Харлок

Кинодуэль: «В пасти безумия» (1994) VS «Пустой человек» (2020)

Кинодуэль: «Рыжая Соня» (1985) VS «Рыжая Соня» (2025)

Кинодуэль: «Фашисты на Марсе» VS «Железное небо»

Кинодуэль: «Нечто» (1982) VS «Аннигиляция» (2016)

#фантастика #Стругацкие #Малыш #экранизация #советская_фантастика #кинофантастика