(Проверено: спойлеров нет! По крайней мере, сильно злых…)
Сравнительный просмотр: два мультфильма, две космические оперы. Почему именно они? Выбор случаен — просто мне довелось посмотреть их один за другим.
КОСМИЧЕСКИЙ ПИРАТ ХАРЛОК
Согласно Википедии, выпуску «Харлока» предшествовали манга, 3 аниме-сериала, 2 OVA-шки и 1 полнометражка. В основе сюжета была борьба с древней инопланетной расой. История фильма 2013 года, сделанного в 3D, строится на противостоянии Харлока и земного правительства.
Технически фильм, конечно, хорош. Не буду говорить «великолепен», потому что при качественной анимации, в которую вбухали 30 млн вечнозелёных, досадно наблюдать на экране нелепые интерьеры, оружие и доспехи. Но это полбеды, беда — в маразматичности сюжета.
Всё начинается уже с эпического вступления. Распробуйте на вкус: «Человеческая раса распространилась по всей Вселенной, создав огромное количество колоний на тысячах планет, численность населения превысила пятьсот миллиардов человек. Ресурсы оказались не безграничными…»
Что??? Ресурсы всей Галактики — это мало? Ребята, а не жрать в три горла не пробовали? Или, скажем, поработать?
(Для понимания: если современные 8 млрд людей поставить всех плечом к плечу, мы займём примерно половину площади Нью-Йорка. 500 млрд человек — звучит внушительно, но амазонская сельва поглотит нас, не поперхнувшись. Мало нас, невзирая на уверения клятых глобалистов — мало!)
Вникаем в историю будущего человечества дальше: «Ресурсы оказались не безграничными и постепенно стали иссякать…»
(Знаете, наверное, имеются в виду ресурсы, за которыми надо максимум наклониться, как за земляникой. А если нужно брать в руки лопату, то это уже слишком сложно)
«Рождаемость падала…»
Ну да, если сбор земляники — предельное усилие, тогда и это объяснимо… Ну-с, какое же гениальное решение принимает человечество?
«Люди решили вернуться на свою родную планету…»
(Серьёзно? Прожрали Галактику — айда на маленькую Землю, вот где ресурсов точно хватит на 500 млрд! Отъедимся — рожать начнём…)
«…но планета не могла принять их всех…»
(Во неожиданность, а!)
«На этой почве разразилась война, которая получила название «Война за возвращение»»
(А может, как семь подземных королей — по очереди на Земле жить?)
«Она продолжалась, пока однажды не создали правительство — «Коалиция Гая», которая объявила о том, что Земля священна, и никто не смеет на неё возвращаться».
(Молчи, грусть, молчи… Сначала все резали друг другу глотки, а потом вдруг командиры враждующих армий собрались, перетёрли и сказали: «Всё, ребята, никому на Землю нельзя!» Все такие: «А ресурсы, рождаемость, всё такое?» А командиры такие: «Да пофиг». И все такие: «А, ну ладно»…)
«Земля стала чем-то далёким и недосягаемым, в то время как колонисты на умирающих планетах ждали своей кончины»
(Есть в этом что-то нездоровое, вы не находите? 500 млрд то разом улетают с Земли, то разом на неё ломятся. То воюют, то садятся ждать кончины. Тоже все разом.)
И вот в полупустом баре на захолустной планете за капелькой горячительного ждут кончины какие-то крепкие мужички недружелюбного вида, и с ними — молодой парень Яма. Вдруг на вершину горы, кэмэ за двадцать, приземляется звездолёт, в котором все признают «Аркадию» Харлока, и гуртом срываются с места (опять все разом). Все хотят на «Аркадию»!
Ну, для бешеной собаки семь вёрст не крюк, несколько человек добежали. Оказывается, это у Харлока такая манера проводить конкурсы на занятие вакантных должностей в абордажной команде. Вот только на физо дело не заканчивается, надо ещё сдать теорию. Каждому соискателю задают один вопрос: ради чего носится по Галактике «Аркадия»? «Ради добычи!» — радостно объявляет первый кандидат и… проваливается. В буквальном смысле — в пропасть. Там для собеседования всё продумано. По мнению экипажа Харлока, дебилам жить не обязательно.
В общем, вы уже поняли: все претенденты провалятся, а Яма, которому повезло отвечать последним, даст правильный ответ: «Свобода!» Даст в последнюю секунду и повиснет над пропастью, пойманный за запястье экзаменатором.
О как — свобода! Идеал, ради которого можно и дебилов утилизировать. А правда, чего они тупили? Как будто трудно догадаться. Ну, пират Харлок, ну, сто лет корабли грабит… людей тысячами под нож пускает — экипажи, охрану, экспедиторов всяких… Ресурсы присваивает, которых на 500 млрд не хватает… Какая нажива? Ежу понятно: всё ради свободы!
Матчасть сдавать не требуется, профпригодность можно показать в деле. Как раз рядом оказывается правительственный корабль, который надо срочно освободить от груза.
Во время боя один из противников неожиданно для зрителя засандаливает Яме в глаз микрокамеру с передатчиком и маячком. Всё, что мы видели, было операцией по внедрению на борт «Аркадии» агента. Яма не кто иной, как братишка командующего флотом Коалиции Эзры.
Успели вдуматься? У Эзры классный план: посадить Яму на глухой планетке среди ждущих погибели, авось там объявится Харлок, авось Яма пройдёт отбор (было бы прикольно, если бы его не успели поймать за запястье), авось Харлок не пропустит нужный правительственный корабль (ну, это единственное надёжное звено плана — мимо Харлока мышь не проскочит без того, чтоб её обобрали), авось связной доживёт до встречи с Ямой в ходе абордажного боя, авось они встретятся наедине и никто не увидит процесс передачи оборудования… Кстати, все эти сложности оказались излишни, потому что медкомиссию наш соискатель не проходил, мог сразу заявиться на борт «Аркадии» с чем надо в глазу.
Но не переживайте, засланный казачок выберет «правильную сторону» и будет за Харлока. И это нельзя считать спойлером. Никто же не думает, будто главный герой способен работать на правительство? Не бывает таких ГГ. Причём при таком правительстве я его даже понимаю. Верхушка коалиции — нежизнеспособная смесь военной диктатуры, олигархата и теократии под густым соусом шизофрении. В сравнении с этим сложносочинённым политическим кадавром махновщина Харлока смотрится хотя бы понятно.
Впрочем, это только до поры до времени. Дело в том, что у Харлока есть план повернуть время вспять. Но это без спойлеров не расскажешь, так что остановлюсь. Просто поверьте: дальше будет твориться такая же дичь и бессмыслица.
Авторы будут немотивированно наделять персонажей сильными эмоциями и тут же убивать их в надежде выжать из зрителя слезу сострадания. Шаблонные персонажи будут совершать нелогичные поступки и массово гибнуть во имя непонятно чего (непонятно не только зрителю, но зачастую им самим). Харлок бессмертен, «Аркадия» неубиваема. Сопереживать кому-либо невозможно.
Многим, однако же, нравится. Думаю, дело в том, что современный зритель некритичен и смотрит главным образом на красивую картинку. Не только визуально — если герой встаёт в красивую или страдательную позу, это тоже подкупает зрителя, и уже неважно, есть ли в происходящем какая-то логика.
Конечно, японская анимация всегда отличалась тем, что эмоции и душевные состояния в ней важнее логики. Но не до такой же степени!
Так, а что у нас с другой стороны?
ЛЕГЕНДА ОБ ОРИНЕ
Точнее — «Starchaser: The Legend of Orin», что в приблизительном переводе локализаторов означает примерно «звёздный патруль/охотник/истребитель…» — выбирайте на вкус.
А тут с логикой тоже не всё гладко. Например, в этой галактике кто-то додумался сделать роботессу-секретаршу (она тут за C3PO) из блестящего металла, который отражает лазерные лучи, так что местный Хан Соло охотно прикрывается её сверкающими ягодицами во время перестрелок на бластерах. А вот боевых роботов из такого же металла сделать не додумался никто. Впрочем, боевые роботы тут за имперских штурмовиков, так что их выживаемость в любом случае была бы нулевой.
Лучевые пушки опять соседствуют с холодным оружием. Кожа и глаза человека, выросшего под землёй, не испытывают на поверхности дискомфорта от солнца. Вообще, герой поразительно быстро адаптируется к верхнему миру. Армии и флотилии злодея уничтожаются чихом. Сам злодей очень трепетно относится к своему имиджу и не допускает ни единой детали внешности, которая бы не кричала: «Смотрите, я злодей!» Набор героев — просто скопирован из «Звёздных войн» за вычетом Чубаки.
Я не знаю, почему создатели «Орина» решили обойтись без Чубаки. Есть свой Скайуокер, свой Соло, своя Лея, свои джедаи с туманными речами, роботы с «комичными» диалогами, косоглазые штурмовики (роботы-мазилы)… Свой "Тысячелетний сокол". Свой древний конфликт взамен Светлой и Тёмной стороны. Своя разновидность Силы. Даже своеобразный «световой меч» имеется. Всё есть, а Чубаки нет. Не знаю, может, авторы решили: пусть всё будет как в «Звёздных войнах», только ещё лучше?
Так что же по итогу, фильм плохой? Напротив — он очень хорош. Его персонажи, хотя и «позаимствованы» гуртом, творчески переработаны, сделаны с огоньком. За ними интересно наблюдать. Даже для роботессы придумали нечто вроде арки персонажа, хотя после «Звёздных войн» удел экранных роботов был незавиден: им надлежало просто присутствовать для «футуристической» атмосферы и «комизма».
Сюжет стартует в подземельях, где люди добывают руду, «кормят» ей какого-то подозрительного «бога» (это, разумеется, злодей), а взамен получают пищу. Кроме бесконечного труда и роботов-надсмотрщиков, они не знают ничего.
Однажды в недрах была найдена рукоять меча со встроенной голограммой, которая зовёт в верхний мир. Орин, молодой рудокоп, отправляется искать путь из подземелий. С ним идёт подруга, которая гибнет в первые же минуты — чисто чтобы настроить зрителей на серьёзный лад, показав, что всё будет по-взрослому сурово.
И в каком-то смысле это обещание правдиво! «Орина» отличает густой, плотный экшен. Образы «Звёздных войн» наполнены свежими поворотами, постепенно открывающейся предысторией и динамичным действием.
Оригинально смотрится эпизод с дикими киброгами — роботами, которые отлавливают людей, чтобы забрать их органы и постепенно превратить себя в живых. По сути, они нужны лишь для того, чтобы ГГ впервые испытал свой аналог светового меча, но сценка получилась яркой и атмосферной.
Вообще, действие нигде не провисает, развивается стремительно и радует крутыми поворотами. Иногда всё очень наивно, но это ведь 1985 год. Джордж Лукас перевернул киномир всего восемь лет назад.
После выхода «Новой надежды» все киностудии возжелали свои «Звёздные войны». С 1978 года по всему миру начали выходить «клоны» знаменитого фильма разной степени бредовости. В тот период снимать похоже на «Звёздные войны» считалось хорошим тоном, поэтому по экранам носились стаи палящих из лазерных пушек звездолётов и бродили стада «комичных» роботов. В этом ворохе «Орин», пожалуй, единственное стоящее творение.
Можете считать это старческим брюзжанием, но я присоединю свой голос к ретроградам Грибоедова: что старее, то лучше. Плоский мульт почти 40-летней давности бесконечно превосходит сравнительно свежий грандиозный проект — самый дорогой у студии «Toei Animation». У авторов хватило фантазии, чтобы интересно преподнести затёртые клише, восходящие чуть ли не не к марсианскому циклу Эдгара Райса Берроуза, и хватило здравого смысла, чтобы, сказав «А», тут же говорить и «Б», благодаря чему сюжет выглядит по большей части логичным.
«Легенда об Орине» — это сплав старой романтической фантастики и фэнтези. Если вам это по душе, спокойно беритесь за просмотр.
Читайте и другие кинодуэли:
Кинодуэль: «Рыжая Соня» (1985) VS «Рыжая Соня» (2025)
Кинодуэль: «В пасти безумия» (1994) VS «Пустой человек» (2020)
Кинодуэль: «Малыш» vs «Неназначенные встречи»
Кинодуэль: «Фашисты на Марсе» VS «Железное небо»
Кинодуэль: «Нечто» (1982) VS «Аннигиляция» (2016)
#фантастика #кинообзор #космическаяопера #харлок #орин #кинодуэль #космическая фантастика #кинофантастика #фантастика космос #фильмы в жанре фантастика