Основной пассажиропоток в Уфе перевозят автобусы. Однако в последнее время активно обновляется парк электротранспорта – трамваев и троллейбусов. Поможет ли это повысить комфорт при передвижении по городу для уфимцев?
«Наконец-то у нас в городе появился трамвай, в который не стыдно зайти»
Облик уфимского трамвая за последние годы отпечатался в умах жителей столицы Башкортостана как старый, шумный, гремящий и не имеющий ничего общего с современностью. В нем было холодно зимой и жарко летом. Долгое время уфимский трамвай сочетал в себе почти всё плохое, что может быть раздражающим в общественном транспорте. Медленный, некомфортный и просто морально устаревший. Однако в последнее время ситуация начала меняться.
В начале октября современные трехсекционные трамваи Pesa Fokstrot, курсировавшие ранее только по маршруту №5 от Госцирка до улицы Пушкина, поехали по новым направлениям. Привезенные из Москвы вагоны теперь можно увидеть и в Зеленой роще под 16-м и 18-м номерами. Изначально сделать это мешало плохое состояние рельсов. Однако после проведения необходимых работ трамваи запустили.
«На участках пути следования трамвайных маршрутов от улицы Революционной до улицы Генерала Горбатова были произведены работы по ремонту трамвайных путей. Ремонт включал в себя: замену шпал, ремонт стыков, сварку стыков ванным способом, наплавку рельсовых концов, выправку пути, устранение уширения рельсовой колеи, устранение просадок», - прокомментировали в городском управлении транспорта.
Едкие комментарии скептиков о «списанных» трамваях из Москвы еще проскальзывают в интернете, однако те, кто регулярно пользуется этим видом транспорта и может сравнить «списанный» московский трамвай с несписанным уфимским, обновление подвижного состава оценили и поддержали. «Наконец-то у нас появился трамвай, в который не стыдно зайти», - пишет один из уфимских пассажиров Антон Краснов.
Появление современных вагонов может повысить привлекательность трамвая для пассажиров и через определенное время увеличить их количество. Трехсекционная конструкция позволяет вместить гораздо больше пассажиров, чем помещается в автобус, а движение по рельсам помогает не замечать пробки в часы-пик. Кроме того, электротранспорт экологичен и не загрязняет воздух выхлопами. Правда изменение пассажиропотока в цифрах можно будет зафиксировать только спустя определенное время.
«Даже было раньше такое понятие – «накатать» маршрут. Чтобы сформировать относительно устойчивый пассажиропоток, нужно год-полтора. У нас сейчас на этих трамваях ездит пока старый пассажиропоток, который «накатался» в свое время. Новый пассажиропоток надо сформировать», - отмечает эксперт в сфере общественного транспорта, сотрудник Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Олег Арефьев.
«Уфа получила эти трамваи бесплатно, заплатили только за перевозку. Это здорово. Обносками их не назвать. У трамвая эксплуатационный срок 25-30 лет. Они к нам пришли 12-13-летними. Как минимум, гораздо новее того, что у нас каталось до этого, и в пределах заводского эксплуатационного срока», - добавил Арефьев.
Когда приведут в порядок непутёвое путевое хозяйство?
Но запустить современные трамваи и не позаботиться об инфраструктуре – крайне недальновидно. При текущем состоянии путей и электроподстанций в Уфе подвижной состав за пару лет может прийти в негодность. К счастью, планы по обновлению есть. Как сообщили в управлении по ремонту и содержанию дорог и искусственных сооружений, планируется полная замена шпал и рельсов на нескольких участках в Ленинском и Советском районах Уфы. На данный момент проект капремонта путей по ул. Свердлова и Аксакова (1,7 км) получил положительное заключение госэкспертизы. Проекты капремонта путей по ул. Революционной (2 км), Мингажева и Зорге (1,17 км) находятся на экспертизе. Проекты ремонта делаются за счёт городского бюджета.
Реконструкция трамвайных путей – вопрос комплексный, требующий больших затрат в части финансов и времени. Затяжной ремонт будет чреват простоем трамваев, отсутствием работы для части сотрудников транспортного предприятия и, соответственно, потерей средств. Эксперты советуют, в первую очередь, обратить внимание на самые «узкие» места, требующие срочного ремонта.
«Есть очень проблемный поворот с подъемом – это выезд с Сунь Ятсена на Менделеева. Трамваи там буксуют, а зимой они могут сходить с рельсов. А трехсекционные трамваи намного более энергоемкие, чем наши старые. Они расходуют в пять-шесть раз больше энергии, и это потребление при подъеме в гору после поворота будет еще выше. В обратном направлении – нужно оттормозиться, геометрия сложная, поворот сложный, среднюю тележку давит сложно. Другое неприятное место – перекресток улиц Мингажева и Революционной, убитый переезд, там стрелки «мёртвые». Хотя бы что-то отремонтировать. Главное – в городе и у мэра лично есть настрой навести порядок с электротранспортом», - отмечает Олег Арефьев.
По мнению эксперта, запуск трамваев Pesa имеет не только практическое, но и символическое значение, что электротранспорт в Уфе не умер, и имеет шансы не только на выживание, но и на развитие, пусть точные сроки пока называть рано:
«Почему я в самом начале всегда поддерживал эти трамваи, хотя, конечно, было очень много сомнений, и до сих пор они у меня не развеялись? Я поддерживал, потому что, если сейчас просто остановить трамваи хотя бы на время, мы их не допустим уже никогда. У электротранспорта есть шанс выжить, только пока он хоть как-то ездит. Потому что стоит только встать - где-то что-то отвернули, где-то что-то на время сняли, и все, и мы никогда уже не восстановим».
Выделенная полоса, стабильное расписание и преимущество в час-пик
В долгосрочной стратегии развития трамвая важно учитывать интересы пассажиров. А требования к транспорту там вполне понятны. Кроме удобства использования, важнейший момент – соблюдение расписания. Сегодня же уфимцы нередко отдают предпочтение автобусам, потому что трамваи могут просто встать – ДТП на рельсах и движение прекращается на несколько часов.
«Основное требование пассажира – это не цена проезда и не качество транспорта, мы проводили исследование. Самое важное – это регулярность. Пока не будет четко исполняемого поминутного расписания, пока человек не будет уверен, что он к восьми часам выйдет на трамвайную остановку и сядет в транспорт – увеличения пассажиропотока не будет», - подчеркивает эксперт в сфере общественного транспорта, сотрудник Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Олег Арефьев.
При этом специалист обращает внимание – значительная часть трамвайных путей в Уфе обособлена от проезжей части – на Зорге, Большой Гражданской, Сунь Ятсена линии трамвая выделены.
«На Мингажева машины тоже почти не соприкасаются с путями. Участок на Менделеева можно обособить бордюрами, запретить выезд на трамвайные пути, повесить камеры – и за полгода средства на ремонт можно будет найти за счет нарушителей и порядок навести. Если мы хотим четко настроить транспорт, нужны серьезные меры. Иначе машин в городе будет только больше и больше».
«Горожане» в помощь пассажирам
Обновление затрагивает не только трамваи. В День Республики 10 новых троллейбусов «Горожанин» с автономным ходом вышли на маршруты города. Технику, выпущенную Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом в кооперации с Минским автозаводом, закупили в рамках программы по развитию городского электротранспорта. До конца 2025 года парк должен пополниться еще пятью машинами.
«К началу 2026 года в городе будут курсировать 49 троллейбусов УТТЗ-62.41.01. В дальнейшем планируется полное обновление троллейбусного парка», - рассказали в городском управлении транспорта.
С 16 октября по 16 ноября 2025 года в Уфе по маршруту № 22 «Колхозный рынок – Ледовый дворец «Уфа-Арена» в тестовом режиме запустили новый троллейбус-гармошку марки УТТЗ-6243. Двухсекционный сочлененный транспорт гораздо вместительнее обычного троллейбуса, но управлять им сложнее и маневренность в поворотах ограничена.
Об удобстве использования низкопольного электротранспорта большой вместимости пассажиры могут рассказать в специальном опросе. Выразить свое мнение уфимцы смогут до 10 ноября на сайте https://forms.yandex.ru/u/68ff046350569091c22cc699/
Так или иначе, уфимский электротранспорт не останавливается, а продолжает движение. Двери закрываются, а пассажиры надеются, что следующей остановкой будет еще не конечная.
Фото автора