Найти в Дзене
Учительская

Мир меняется, и готовить врача по старым лекалам просто невозможно

Об этом ректор Сеченовского Университета, председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», академик РАН Петр Глыбочко говорил на конгрессе «Национальное здравоохранение».

   Фото: Сеченовский университет
Фото: Сеченовский университет

В Москве на площадке Национального центра «Россия» 22 октября стартовал 4-й Национальный конгресс с международным участием «Национальное здравоохранение». Мероприятие важное для всей системы здравоохранения, поскольку задает тон работе всей отрасли. На полях конгресса подводятся итоги работы за год и намечается дорожная карта на следующий.

Деловая программа события невероятно насыщенная. Одной из первых в его рамках прошла сессия «Роль медицинских вузов в кадровом обеспечении региональных систем здравоохранения», на которой ректор Сеченовского Университета, председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», академик РАН Петр Глыбочко рассказал о трансформации медицинского образования в России и перспективах для выпускников медвузов.

Модератором сессии выступил директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Артем Наркевич. Дискуссия стала одной из центральных в деловой программе конгресса, который проходит 22–23 октября на площадке Национального центра «Россия».

Эксперты были единодушны в том, что усилить региональное здравоохранение можно только при консолидации усилий государства, профессиональных сообществ, медицинских организаций и, конечно, университетов. И одним из лидеров этого процесса станет Сеченовский Университет — «лидер медицинского образования в России, который реализует большое количество уникальных для страны образовательных программ», по словам Артема Наркевича.

Ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко рассказал экспертному сообществу, какую роль медвузы играют в подготовке и переподготовке специалистов для региональных систем здравоохранения.

«Медицинское образование в России находится в стадии глубокой системной трансформации. Мир меняется, и готовить врача по старым лекалам просто невозможно, — отметил Петр Глыбочко. — Целостная, непрерывная, технологически насыщенная и социально ориентированная модель подготовки врача предполагает единые стандарты, раннюю профориентацию, практическую направленность обучения, интеграцию науки и клинической практики, цифровую трансформацию и персонализированные образовательные траектории».

По словам ректора Сеченовского Университета, одно из базовых направлений реформирования в медобразовании — создать и обеспечить единую образовательную архитектуру в медицинской сфере. Чтобы качество подготовки врачей и биомедицинских ученых будущего было одинаково высоким: в столице и в регионах; в вузах, подведомственных Минздраву, Минобрнауки и другим госструктурам, и в частных вузах; в программах высшего и дополнительного профессионального образования.

Чтобы стандартизировать российское медобразование, разрабатываются критерии многоуровневой системы качества. Это позволяет контролировать образовательную и профессиональную траектории каждого специалиста. «Так называемый профессиональный цикл качества охватывает все этапы подготовки и переподготовки специалистов. От школьного этапа с проектом «Медицинский класс в московской школе» до оценки профессиональной готовности выпускников вузов — с помощью трехэтапной системы первичной аккредитации», — рассказал Петр Глыбочко.

Один из наиболее острых вызовов сегодня — дефицит медицинских кадров, особенно в первичном звене и в отдаленных от Москвы регионах. Чтобы устранить этот дефицит, Минздрав России принял решение — закреплять выпускников и организовывать обязательную отработку после завершения обучения, получения диплома и прохождения аккредитации.

Россию ожидает стопроцентный целевой набор по всем медицинским специальностям высшего образования — его предусматривают изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ, которые закреплены статьей 71. «Первые три года карьеры молодые специалисты будут отдавать работе в государственных медицинских учреждениях. С помощью новых мер мы сможем выровнять кадровое обеспечение регионов и укрепить принцип социальной ответственности выпускника», — прокомментировал Петр Глыбочко.

Как сформулировал Артем Наркевич, новый подход к целевому обучению врачей станет сменой парадигмы. Не медицинские учреждения будут искать сотрудников, а сами студенты — находить больницу, поликлинику или иную организацию, которая станет их первой карьерной ступенькой. При этом в региональном здравоохранении должны быть созданы соответствующие условия, в том числе по зарплате и материально-технической базе, чтобы обучающиеся медицинских вузов брали на себя инициативу «выбрать и получить гарантированное рабочее место еще в процессе обучения».

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».