Крик сына все еще звенел в ушах Матвея, когда Таисия выключила запись. Он стоял, как прикованный к месту, и смотрел на безмолвный завал. Но видел не грязь и камни, а только темноту. Слышал грохот и чувствовал ужас своего ребенка и винил себя в случившемся. Сын звал его, не спасателей или отшельника, а отца. А он злился на Кирилла за какую-то ерунду, не понимал его. Он учил Кирилла силе и смелости, а в самое страшное мгновение, когда требовалась его поддержка, отсутствовал.
- Он жив. – прошептал Матвей. - Это отчаянная попытка силы воли переписать реальность. – Я знаю, он дышит. Ранен, но живой. Он крепкий парень. Кирилл рассчитывает на меня.
Егерь повернулся к Таисии. Гнев и гордыня исчезли из его глаз, а осталась мольба.
- Что нам делать? – и этими словами он передал Таисии верховенство.
Она смотрела на свой планшет и не ответила сразу. Профессионал в ней анализировал данные, а человек чувствовал боль.
- Раскапывать бессмысленно. – сказала она наконец серьезно. – Мы потратим дни и спровоцируем новый обвал. Лучше искать другой путь. Тот самый, о котором Кирилл писал «тайный ход».
- Но где он? – Матвей обвел взглядом враждебную, непроницаемую чащу. – Этот лес, он огромный, мы можем бродить вечно.
- У нас мало времени. – отрезала Таисия. Она снова открыла карту на планшете. – Но у нас есть это. – она указала на цепочку красных точек. – Маршрут Кирилла. Он не просто шел к пещере, он шагал по определенной линии. Смотрите, парень двигался вдоль этого оврага и почти не отклонялся.
Потом Таисия открыла аудиозапись. Ее сделал Кирилл на свой проигрыватель. Ту самую, с дикой, ритмичной музыкой.
- И у нас есть это. – Таисия включила воспроизведение.
Странные, гипнотические звуки снова полились из динамика. Удары по дереву, свист, звон.
- Это не обычная музыка. Кирилл писал: «Он играет на самом лесе». Что, если это не аллегория, а указатели?
Матвей глядел на нее как на сумасшедшую.
- Ты предлагаешь искать моего сына… По музыке?
- Я прошу думать как они. – она почти крикнула и ткнула пальцем в экран. – Отшельник «играл на лесе»! А вдруг отдельные звуки в определенных местах служили Кириллу ориентиром? И эта мелодия – последовательность звуковых маяков?
Таисия быстро открыла на планшете программу – анализатор звука. На экране побежали зеленые столбцы спектрограммы.
- Вот. – она показала в один из гребней. – Глухой, низкочастотный удар по старому, пустотелому дереву. А здесь, - ее палец сместился, - высокий, короткий звук. Камень о камень. А теперь свист. Он мог сделать дудочку из ветки или…
Таисия замолчала, и ее глаза расширились. Она снова посмотрела на карту, потом на спектрограмму.
- Матвей… - ее голос дрогнул. – На маршруте Кирилла светятся три точки, где он останавливался дольше обычного. Почти на 15 минут в каждой. Если я наложу эту мелодию на карту, если я права…
Ее пальцы летали по экрану. Она создала три метки на карте. Они соответствовали трем уникальным звукам из мелодии.
Первая метка «удар по дереву» оказалась рядом с группой вековых дуплистых сосен. Вторая «звон камней» у скальной россыпи на дне оврага. Третья «свист» на открытом продуваемом ветрами уступе. Все три точки выстраивались почти в идеальную прямую линию.
- Если мысленно продолжить эту черту дальше, она упиралась в ту сторону. – прошептала Таисия и показала рукой на север, в самую глухую, непролазную часть леса. – Тайный ход там, я уверена. Эта музыка – его карта.
Матвей глядел на нее, потом на схему на экране, а затем в темную, безмолвную чащу. Это чистое безумие, полный бред, искать спасения, следуя за призрачной музыкой сумасшедшего. Но других шансов нет.
- Ве-ди. – с трудом выговорил егерь.
И они пошли. Не как спасатели, а как паломники за звуком. Это самое странное и противоестественное, что Матвей совершал в своей жизни. Он привык читать лес по ободранной коре и звериным лапам, но теперь ориентировался на зеленые пятна планшета. Таисия держала его перед собой. На дисплее в реальном времени рисовался звуковой ландшафт их окружения. Они направлялись к «удару по дереву». Лес здесь другой, старый, величественный и угрюмый. Гигантские, в три обхвата сосны, подпирали серое небо. Их стволы покрылись морщинами толстой чешуи и похожи на конечности доисторических чудовищ. Под ногами пружинил толстый вековой ковер из хвои, и звука шагов не слышно. Здесь царил полумрак.
- Тише. – вдруг понизила голос Таисия и остановилась. Она приложила палец к губам и указала на экран.
Один из столбиков на диаграмме в самом низу частотного диапазона пульсировал едва заметно.
- Что это? – шепотом спросил Матвей.
- Гудение. Очень низкая частота. Почти на грани человеческого слуха. Инфразвук. Мы его не слышим, но мы его чувствуем.
Егерь напряг слух. Он не улавливал ничего, кроме собственного дыхания. Но он воспринимал едва заметную вибрацию. Она шла, казалось, от самой земли и вызывала глухое, беспричинное беспокойство, как перед грозой.
- Прибор показывает, что источник прямо по курсу, метров триста. – пояснила Таисия. – Нам надо подойти и выяснить что это, но незаметно. Похоже, это то, что мы ищем.
Она двинулась вперед и подкрадывалась к невидимой цели. Матвей снял карабин с плеча и инстинктивно взял его наизготовку. Он не представлял чего ждать, но лес перестал казаться обычным. Он стал враждебной территорией, полной невидимых сигналов и непонятных угроз. Гудение усилилось. Теперь его можно не только почувствовать, но и услышать. Как ровный, глубокий бас, от которого, казалось, сотрясались внутренности.
Спасатели вышли на небольшую поляну и остолбенели. Посреди нее окруженная кольцом поваленных деревьев стояла гигантская сосна. Древний, искалеченный временем исполин. Основная масса его ветвей уже давно высохла, но дерево живое и пело у самого основания ствола. В огромном дупле виднелось что-то сделанное руками человека. Это сложная конструкция из натянутых на деревянную раму жил и тонких металлических пластин. Ветер проходил сквозь отверстие и заставлял это устройство вибрировать. И оно издавало тот самый низкий, глубокий, почти потусторонний гул.
- Это эолова арфа! – восторженно произнесла Таисия. – Она примитивная, дикая, ее создали из даров леса.
- Наверняка отшельник постарался. – съехидничал Матвей.
- Смотрите, на дереве свежая зарубка.
- Действительно. – подтвердил егерь. – Она еще не потемнела. Обычно такую оставляли лесорубы, когда помечали деревья. Но здесь это нота, а не знак раскорчевки.
- Первый звуковой маяк. – прошептала Таисия и глядела на сосну с благоговением и ужасом. – Отшельник не просто играл на лесе, он превратил его в свой музыкальный инструмент.
Матвей смотрел на поющую сосну, и его мир простых и понятных вещей снова трещал по швам. Он искал сумасшедшего, а нашел композитора.
Мелодия сосны осталась позади, но она не исчезла. Она будто впиталась в самую кровь и теперь жила внутри. Спасатели шли дальше, и все вокруг стало иным. Матвей больше не видел привычные лиственницы и ели. Деревья казались ему потенциальными инструментами. Каждый ствол мог превратиться в барабан, валуны в литофоны. Тайга наполнилась музыкой. Группа спускалась на дно оврага. Таисия пометила его как «звон камней». Местность дичала на глазах. Бурелом, скользкие, поросшие мхом глыбы. Матвей шел впереди и инстинктивно выбирал путь. Он прорубал проход в густых зарослях своим топором. Егерь не пытался измотать Таисию, теперь они странная, молчаливая команда.
- Стой! – Матвей вдруг резко прекратил движение.
Таисия едва не налетела на его спину.
- Что такое? Прибор молчит.
- Смотри. – прошипел Матвей. Он указал кончиком топора вперед.
Метрах в двадцати, на небольшой прогалине, землю вспахали. Вырваны клочья травы, виднелись глубокие борозды и огромные отчетливые следы.
- Медведь. – догадалась Таисия, и в ее голосе впервые послышалась неподдельная тревога.
- Не просто косолапый, - поправил ее Матвей и всмотрелся в детали, - хозяин. И он очень разозлился. Видишь, как почву ободрал? Он метил территорию. И он здесь, где-то совсем рядом.
Таисия посмотрела на планшет. На тепловой карте не заметно никаких крупных пятен.
- Я никого не вижу. – неуверенно произнесла она.
- Потому что он не сидит на месте. – терпеливо, как ребенку объяснил егерь. – Зверь движется, и ветер дует от нас к нему. Он уже учуял нас, а мы его нет.
В этот же миг его слова подтвердил тихий, но отчетливый треск сухой ветки где-то справа, в густых зарослях. Таисия вздрогнула. Ее рука потянулась к поясу, где висел сигнальный пистолет.
- Не вздумай! – остановил ее Матвей ледяным шепотом. – Только разозлишь. Не шуми, не делай резких движений. Медленно пятимся назад.
- Но маяк… Он там, впереди. – запротестовала спутница.
Продолжение.