«Нужно обязательно закрепить за каждым молодым специалистом старшего товарища, чтобы тот его курировал, помогал. Многие наставники часто забывают, что когда-то они тоже мало что знали, с опаской поднимались на борт судна, поэтому им бывает трудно поставить себя на место юноши или девушки. А это в корне не верно, об этом важно помнить, быть снисходительнее, повторять столько раз, сколько нужно. Тут важен подход без упреков, ребят нужно хвалить, не повышать на них голос. Хороший разговор – единственный рабочий инструмент при работе с современной молодежью. Тогда многие из них действительно смогут стать капитанами», — уверен потомственный речник Валентин Федорович Ульянов.
Совсем мальчишкой ветеран Волжского пароходства пришел работать на реку и остался на всю жизнь. Его рабочий стаж насчитывает 70 лет, и большую его часть Валентин Федорович посвятил речным судам и нашей компании. Потомственный речник от мальчишки-бурлака вырос до капитана, отличника морского и речного флота, прошел войну, доставлял грузы на восстановление Сталинграда, воспитал немало профессионалов и через всю жизнь пронес любовь к флоту и Волге.
В тему:
➡️Капитанов-героев и многих звезд флота воспитала эта выдающаяся школа юнг.
Из школы — в бурлацкую артель
Валентин Федорович Ульянов родился 19 июня 1928 года в селе Густомесово Костромской области, на высоком берегу Волги. C XVII века поселение известно как рыбацкая слобода — местные жители поставляли рыбу для императорского двора. После революции село делилось на две части: одни работали в колхозе, другие занимались рыбным промыслом на Волге.
Семья Ульяновых была большой и дружной — три сына и четыре дочери. Отец Федор Ульянов был капитаном речных судов, работал на линии Горький – Рыбинск. Брат нашего героя Михаил пошел по его стопам и тоже стал судоводителем. Мама занималась хозяйством, дети помогали. Держали корову.
Великая Отечественная война перевернула жизнь всей страны, в том числе семьи Ульяновых. Старшего брата призвали на фронт. Отец и средний брат, речники, пропадали на работе во время навигации: Волга стала главной транспортной артерией СССР, волгари работали на износ, доставляя грузы и пассажиров. Подробнее об этом читайте нашу статью:
➡️ «Волга спасала огромную страну». Подвиг речников во время Сталинградской битвы.
Дома остался один мужчина — 13-летний Валентин. Нужно было как-то помогать маме и сестрам. Ездил со старшей сестрой рыть оборонительные окопы в Нерехту, за 40 км от родного села. Вскоре сестру также призвали на фронт. И вдруг страшное известие — брат погиб в Сталинградской битве. Валентин решил: надо кормить семью! И как это делать семикласснику? Объединились с местными мальчишками и пошли на мельницу грузчиками. Сил у пацанов хватило на один день — детские организмы не выдержали нагрузки, таскать мешки по 50 кг на человека им было просто не под силу.
Мальчишек выручил односельчанин — позвал на работу в рыбацкую артель. «Мы были бурлаками на Волге», — вспоминал Валентин Федорович. Парни работали на большой лодке, в которой лежали невод и большие цементные грузила. Сначала юные работники шли на веслах километров восемь, затем закидывали невод — он растягивался на несколько сотен метров. Дальше гребли против течения. А, дойдя до бурлацких лямок, тащили по мелководью по пояс в воде и лодку, и невод, и бетонные грузила. В голодное военное время тяжелый труд помогал Валентину Ульянову приносить домой несколько рыбешек в день. На «бурлацкой должности» он проработал около двух лет.
Официально труд бурлаков запретили в 1929 году. Но в войну было не до правил, особенно когда дело касалось выживания. Юридически труд нашего героя был никак не оформлен. Впоследствии Валентин Федорович писал запросы в разные инстанции, чтобы два года в бурлацкой артели включили в стаж, но они потерялись.
В тему:
➡️От бурлаков до водовозов — 4 исчезнувших профессии на Волге.
Матрос в аврале
Осенью 1943 года 15-летний Валентин Ульянов уехал из родного костромского села во взрослую жизнь — в Горький. Сначала устроился в порт — подвозил грузы к судам на дровнях, очищал пароходы и теплоходы от снега и льда, чистил цистерны.
Горький с 1941 по 1945 гг. стал одним из крупнейших военно-промышленных центров страны. Каждый третий танк и грузовик, половина пушек, подводных лодок, каждый четвертый истребитель и миномет, произведенные в СССР в годы ВОВ, поступили на фронт из Горького. «Уезжали» они в том числе из Горьковского порта. Суда Верхне-Волжского пароходства в тяжелейших условиях доставляли военные и гражданские грузы. По словам Валентина Федоровича, трудиться приходилось в авральном режиме, «до кровавых мозолей».
В марте 1944 года наш герой перешел матросом на пароход «Котовский», уехал из Горького в Астрахань и навсегда связал свою жизнь с речным флотом. «Котовский» — колесный пароход, построенный в 1937 году в Зеленодольске. До войны он назывался «Память Котовского», был мобилизован в 1942-м, сменил имя на «Котовского», стал канонерской лодкой, войдя в состав Волжской флотилии. Осенью 1943 года судно разоружили и передали Волжскому пароходству для гражданских нужд — пароход использовали в качестве буксира.
➡️Как создавалась флотилия, читайте на канале «История Волжского пароходства».
По воспоминаниям Валентина Ульянова, команда «Котовского» водила баржи до Горького — возили соль, добытую на озере Баскунчак, в Дзержинск Горьковской области. На химзаводах ее использовали для изготовления боеприпасов, снарядов для «Катюш» и других орудий. Кроме того, доставляли в города Горьковской области хлеб, транспортировали уголь.
До окончания войны Валентин Федорович трудился рулевым на пароходе. Голодные годы и непосильный для юноши труд сказались на его здоровье — у Валентина диагностировали дистрофию. Но его подвиг в тылу не остался незамеченным — за все тяготы и работу в юном возрасте Валентина Ульянова наградили медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Валентин и Валентина
После войны Валентина Ульянова призвали в армию. 5 лет он пробыл в Германии и вернулся в Горький работать на речном флоте. Вскоре встретил свою судьбу — 18-летнюю Валентину, учетчицу на лесозаводе. Сразу понял — судьба. И буквально через пару недель Валентин Федорович и Валентина Николаевна сыграли свадьбу. Создали семью в 1956-м и вскоре уехали в Ставрополь-на-Волге Куйбышевской области (ныне Тольятти Самарской области) по работе.
Валентин Ульянов перешел на РБТ-124 капитаном. Это рейдовый речной буксир-ледокол, выпущенный в Красноярске в 1955 году, который, по сведениям базы данных «Водный транспорт», эксплуатируется до сих пор. По словам Валентина Федоровича, маленький трудяга буксир с танковым двигателем был страшно шумным — мотор выдавал до 120 децибел (сравнимо с отбойным молотком, бензопилой, громом или рок-концертом).
«Мы сопровождали плоты со стройматериалами, которые шли через шлюзы на восстановление Сталинграда. Работали сутками, после смены выходил как чумной. У нас было соревнование — кто быстрее доставит суда через шлюзы. Так за пять лет только два раза мне не присуждали первое место, а так все лидировал. Я был членом партии, трудился без устали — энергии много было, здоровье позволяло», — рассказывал Валентин Федорович.
Интересный факт:
Уже в первый год работы в Ставрополе команда Валентина Ульянова заняла первое место в соцсоревновании по проводке плотов через шлюзы. За вторую декаду июля 1956 года они провели 48 плотов.
«Не могу без Волги»
Затем Валентин Ульянов перешел на должность капитана-наставника — готовил на практике выпускников-рулевых. Нередко выезжал на ликвидацию аварий, подъем затопленных барж. Во время одного из таких ЧП Валентин Федорович рисковал жизнью. Под Тольятти испытывали баржи на устойчивость. Одно груженое судно длиной 65 м и шириной 14 м опрокинулось. Ульянову поручили его поднять. На все работы ушел месяц — было очень сложно, вспоминает Валентин Федорович. Во время поднятия судно дернулось, крышка трюма поехала и… Не сориентируйся капитан, все могло закончиться плачевно. Но операцию поручили профессионалу, поэтому работу закончили благополучно.
В 1962 году семья Ульяновых вернулась в Горький. Валентин Федорович получил высшее образование в местном институте водного транспорта. Ему не раз предлагали уйти на берег — в облисполком, начальником гавани в Сормове, начальником района в порту. Но Валентину Ульянову нужно было видеть Волгу, работать на реке — «Я понимал: не могу без Волги».
Валентин Федорович работал до преклонных лет. На заслуженный отдых ушел в 84 года с должности шкипера причала затона им. Калинина, куда приходили скоростные суда. По его словам, трудился бы и дальше, но «Ракеты» перестали курсировать из Нижнего Новгорода до Бора из-за низкого пассажиропотока. Волжский скоростной флот возродили уже в 2020-е.
Конечно, Валентин Федорович поначалу тосковал по работе. Помогали двое детей, внуки, дача на Волге и любимая жена рядом. 69 лет вместе. Один раз и на всю жизнь. Так у Валентина Федоровича получилось и с работой, и с его второй половинкой.
В 2020 году Валентин Ульянов получил звание «Почетного ветерана города Нижнего Новгорода».
«Будущим речникам и морякам всегда нужно держать марку, учиться и учиться, лень в нашем деле не товарищ. Спрашивайте совета у старших товарищей, не бойтесь трудностей, любите свою профессию и верьте в свои силы. Если вы возьмете себя в руки, получите образование, то жизнь сама будет двигать вас дальше, вы будете расти и морально, и материально», —обращается к молодежи Валентин Федорович.
Читайте также:
➡️ Две легенды Волги: капитан Павел Умнов и пароход «Володарский».
➡️ «Река — мое призвание». Волжский путь легенды и министра речного флота Леонида Багрова.
➡️ Капитан навсегда. История прирожденного волгаря Василия Москалева.