Найти в Дзене

97-летний капитан дал совет, как работать с зумерами

«Нужно обязательно закрепить за каждым молодым специалистом старшего товарища, чтобы тот его курировал, помогал. Многие наставники часто забывают, что когда-то они тоже мало что знали, с опаской поднимались на борт судна, поэтому им бывает трудно поставить себя на место юноши или девушки. А это в корне не верно, об этом важно помнить, быть снисходительнее, повторять столько раз, сколько нужно. Тут важен подход без упреков, ребят нужно хвалить, не повышать на них голос. Хороший разговор – единственный рабочий инструмент при работе с современной молодежью. Тогда многие из них действительно смогут стать капитанами», — уверен потомственный речник Валентин Федорович Ульянов. Совсем мальчишкой ветеран Волжского пароходства пришел работать на реку и остался на всю жизнь. Его рабочий стаж насчитывает 70 лет, и большую его часть Валентин Федорович посвятил речным судам и нашей компании. Потомственный речник от мальчишки-бурлака вырос до капитана, отличника морского и речного флота, прошел войну
Оглавление

«Нужно обязательно закрепить за каждым молодым специалистом старшего товарища, чтобы тот его курировал, помогал. Многие наставники часто забывают, что когда-то они тоже мало что знали, с опаской поднимались на борт судна, поэтому им бывает трудно поставить себя на место юноши или девушки. А это в корне не верно, об этом важно помнить, быть снисходительнее, повторять столько раз, сколько нужно. Тут важен подход без упреков, ребят нужно хвалить, не повышать на них голос. Хороший разговор – единственный рабочий инструмент при работе с современной молодежью. Тогда многие из них действительно смогут стать капитанами», — уверен потомственный речник Валентин Федорович Ульянов.

Валентин Ульянов — отличник морского и речного флота. Фото КП-Нижний Новгород/Роман Игнатьев.
Валентин Ульянов — отличник морского и речного флота. Фото КП-Нижний Новгород/Роман Игнатьев.

Совсем мальчишкой ветеран Волжского пароходства пришел работать на реку и остался на всю жизнь. Его рабочий стаж насчитывает 70 лет, и большую его часть Валентин Федорович посвятил речным судам и нашей компании. Потомственный речник от мальчишки-бурлака вырос до капитана, отличника морского и речного флота, прошел войну, доставлял грузы на восстановление Сталинграда, воспитал немало профессионалов и через всю жизнь пронес любовь к флоту и Волге.

В тему:

➡️Капитанов-героев и многих звезд флота воспитала эта выдающаяся школа юнг.

Из школы — в бурлацкую артель

Валентин Федорович Ульянов родился 19 июня 1928 года в селе Густомесово Костромской области, на высоком берегу Волги. C XVII века поселение известно как рыбацкая слобода — местные жители поставляли рыбу для императорского двора. После революции село делилось на две части: одни работали в колхозе, другие занимались рыбным промыслом на Волге.

Семья Ульяновых была большой и дружной — три сына и четыре дочери. Отец Федор Ульянов был капитаном речных судов, работал на линии Горький – Рыбинск. Брат нашего героя Михаил пошел по его стопам и тоже стал судоводителем. Мама занималась хозяйством, дети помогали. Держали корову.

Великая Отечественная война перевернула жизнь всей страны, в том числе семьи Ульяновых. Старшего брата призвали на фронт. Отец и средний брат, речники, пропадали на работе во время навигации: Волга стала главной транспортной артерией СССР, волгари работали на износ, доставляя грузы и пассажиров. Подробнее об этом читайте нашу статью:

➡️ «Волга спасала огромную страну». Подвиг речников во время Сталинградской битвы.

Оставшись за главного мужчину в семье, 13-летний Валентин решил устроиться на работу, чтобы кормить маму и сестер. Фото 1942 года, из архива Валентина Ульянова.
Оставшись за главного мужчину в семье, 13-летний Валентин решил устроиться на работу, чтобы кормить маму и сестер. Фото 1942 года, из архива Валентина Ульянова.

Дома остался один мужчина — 13-летний Валентин. Нужно было как-то помогать маме и сестрам. Ездил со старшей сестрой рыть оборонительные окопы в Нерехту, за 40 км от родного села. Вскоре сестру также призвали на фронт. И вдруг страшное известие — брат погиб в Сталинградской битве. Валентин решил: надо кормить семью! И как это делать семикласснику? Объединились с местными мальчишками и пошли на мельницу грузчиками. Сил у пацанов хватило на один день — детские организмы не выдержали нагрузки, таскать мешки по 50 кг на человека им было просто не под силу.

Мальчишек выручил односельчанин — позвал на работу в рыбацкую артель. «Мы были бурлаками на Волге», — вспоминал Валентин Федорович. Парни работали на большой лодке, в которой лежали невод и большие цементные грузила. Сначала юные работники шли на веслах километров восемь, затем закидывали невод — он растягивался на несколько сотен метров. Дальше гребли против течения. А, дойдя до бурлацких лямок, тащили по мелководью по пояс в воде и лодку, и невод, и бетонные грузила. В голодное военное время тяжелый труд помогал Валентину Ульянову приносить домой несколько рыбешек в день. На «бурлацкой должности» он проработал около двух лет.

Официально труд бурлаков запретили в 1929 году. Но в войну было не до правил, особенно когда дело касалось выживания. Юридически труд нашего героя был никак не оформлен. Впоследствии Валентин Федорович писал запросы в разные инстанции, чтобы два года в бурлацкой артели включили в стаж, но они потерялись.

В тему:

➡️От бурлаков до водовозов — 4 исчезнувших профессии на Волге.

Валентин Федорович навсегда связал свою жизнь с речным флотом. Фото из архива В.Ф. Ульянова.
Валентин Федорович навсегда связал свою жизнь с речным флотом. Фото из архива В.Ф. Ульянова.

Матрос в аврале

Осенью 1943 года 15-летний Валентин Ульянов уехал из родного костромского села во взрослую жизнь — в Горький. Сначала устроился в порт — подвозил грузы к судам на дровнях, очищал пароходы и теплоходы от снега и льда, чистил цистерны.

Горький с 1941 по 1945 гг. стал одним из крупнейших военно-промышленных центров страны. Каждый третий танк и грузовик, половина пушек, подводных лодок, каждый четвертый истребитель и миномет, произведенные в СССР в годы ВОВ, поступили на фронт из Горького. «Уезжали» они в том числе из Горьковского порта. Суда Верхне-Волжского пароходства в тяжелейших условиях доставляли военные и гражданские грузы. По словам Валентина Федоровича, трудиться приходилось в авральном режиме, «до кровавых мозолей».

В марте 1944 года наш герой перешел матросом на пароход «Котовский», уехал из Горького в Астрахань и навсегда связал свою жизнь с речным флотом. «Котовский» — колесный пароход, построенный в 1937 году в Зеленодольске. До войны он назывался «Память Котовского», был мобилизован в 1942-м, сменил имя на «Котовского», стал канонерской лодкой, войдя в состав Волжской флотилии. Осенью 1943 года судно разоружили и передали Волжскому пароходству для гражданских нужд — пароход использовали в качестве буксира.

➡️Как создавалась флотилия, читайте на канале «История Волжского пароходства».

Буксир «Котовский», на котором начал свою карьеру на речном флоте Валентин Ульянов. Фото из архива Государственного исторического музея.
Буксир «Котовский», на котором начал свою карьеру на речном флоте Валентин Ульянов. Фото из архива Государственного исторического музея.

По воспоминаниям Валентина Ульянова, команда «Котовского» водила баржи до Горького — возили соль, добытую на озере Баскунчак, в Дзержинск Горьковской области. На химзаводах ее использовали для изготовления боеприпасов, снарядов для «Катюш» и других орудий. Кроме того, доставляли в города Горьковской области хлеб, транспортировали уголь.

До окончания войны Валентин Федорович трудился рулевым на пароходе. Голодные годы и непосильный для юноши труд сказались на его здоровье — у Валентина диагностировали дистрофию. Но его подвиг в тылу не остался незамеченным — за все тяготы и работу в юном возрасте Валентина Ульянова наградили медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Вот на таком буксире Валентин Ульянов совершал трудовые подвиги и проводил плоты через шлюзы. Фото Андрей Борисович (Тольятти)/fleetphoto.ru.
Вот на таком буксире Валентин Ульянов совершал трудовые подвиги и проводил плоты через шлюзы. Фото Андрей Борисович (Тольятти)/fleetphoto.ru.

Валентин и Валентина

После войны Валентина Ульянова призвали в армию. 5 лет он пробыл в Германии и вернулся в Горький работать на речном флоте. Вскоре встретил свою судьбу — 18-летнюю Валентину, учетчицу на лесозаводе. Сразу понял — судьба. И буквально через пару недель Валентин Федорович и Валентина Николаевна сыграли свадьбу. Создали семью в 1956-м и вскоре уехали в Ставрополь-на-Волге Куйбышевской области (ныне Тольятти Самарской области) по работе.

Валентин Ульянов перешел на РБТ-124 капитаном. Это рейдовый речной буксир-ледокол, выпущенный в Красноярске в 1955 году, который, по сведениям базы данных «Водный транспорт», эксплуатируется до сих пор. По словам Валентина Федоровича, маленький трудяга буксир с танковым двигателем был страшно шумным — мотор выдавал до 120 децибел (сравнимо с отбойным молотком, бензопилой, громом или рок-концертом).

«Мы сопровождали плоты со стройматериалами, которые шли через шлюзы на восстановление Сталинграда. Работали сутками, после смены выходил как чумной. У нас было соревнование — кто быстрее доставит суда через шлюзы. Так за пять лет только два раза мне не присуждали первое место, а так все лидировал. Я был членом партии, трудился без устали — энергии много было, здоровье позволяло», — рассказывал Валентин Федорович.

Интересный факт:

Уже в первый год работы в Ставрополе команда Валентина Ульянова заняла первое место в соцсоревновании по проводке плотов через шлюзы. За вторую декаду июля 1956 года они провели 48 плотов.
Маленький буксир тащит плоты с лесом по Волге. Фото — Юрий Теуш.
Маленький буксир тащит плоты с лесом по Волге. Фото — Юрий Теуш.

«Не могу без Волги»

Затем Валентин Ульянов перешел на должность капитана-наставника — готовил на практике выпускников-рулевых. Нередко выезжал на ликвидацию аварий, подъем затопленных барж. Во время одного из таких ЧП Валентин Федорович рисковал жизнью. Под Тольятти испытывали баржи на устойчивость. Одно груженое судно длиной 65 м и шириной 14 м опрокинулось. Ульянову поручили его поднять. На все работы ушел месяц — было очень сложно, вспоминает Валентин Федорович. Во время поднятия судно дернулось, крышка трюма поехала и… Не сориентируйся капитан, все могло закончиться плачевно. Но операцию поручили профессионалу, поэтому работу закончили благополучно.

В 1962 году семья Ульяновых вернулась в Горький. Валентин Федорович получил высшее образование в местном институте водного транспорта. Ему не раз предлагали уйти на берег — в облисполком, начальником гавани в Сормове, начальником района в порту. Но Валентину Ульянову нужно было видеть Волгу, работать на реке — «Я понимал: не могу без Волги».

Команда Волжского пароходства 8 мая 2025 года поздравила Валентина Федоровича и его супругу с Днем Победы. Фото компании.
Команда Волжского пароходства 8 мая 2025 года поздравила Валентина Федоровича и его супругу с Днем Победы. Фото компании.

Валентин Федорович работал до преклонных лет. На заслуженный отдых ушел в 84 года с должности шкипера причала затона им. Калинина, куда приходили скоростные суда. По его словам, трудился бы и дальше, но «Ракеты» перестали курсировать из Нижнего Новгорода до Бора из-за низкого пассажиропотока. Волжский скоростной флот возродили уже в 2020-е.

Конечно, Валентин Федорович поначалу тосковал по работе. Помогали двое детей, внуки, дача на Волге и любимая жена рядом. 69 лет вместе. Один раз и на всю жизнь. Так у Валентина Федоровича получилось и с работой, и с его второй половинкой.

В 2020 году Валентин Ульянов получил звание «Почетного ветерана города Нижнего Новгорода».

«Будущим речникам и морякам всегда нужно держать марку, учиться и учиться, лень в нашем деле не товарищ. Спрашивайте совета у старших товарищей, не бойтесь трудностей, любите свою профессию и верьте в свои силы. Если вы возьмете себя в руки, получите образование, то жизнь сама будет двигать вас дальше, вы будете расти и морально, и материально», обращается к молодежи Валентин Федорович.

Читайте также:

➡️ Две легенды Волги: капитан Павел Умнов и пароход «Володарский».

➡️ «Река — мое призвание». Волжский путь легенды и министра речного флота Леонида Багрова.

➡️ Капитан навсегда. История прирожденного волгаря Василия Москалева.