Найти в Дзене

Капитан навсегда. История прирожденного волгаря Василия Москалева

Оглавление
Знаменитый волжский капитан Василий Григорьевич Москалев. Фото из архивов Волжского пароходства.
Знаменитый волжский капитан Василий Григорьевич Москалев. Фото из архивов Волжского пароходства.

Фронтовик, заслуженный работник транспорта Василий Москалев был одним из старейших волжских капитанов.

Речник участвовал в открытии Волго-Дона и Волго-Балта, принимал за границей новые волжские лайнеры, а главным судном в своей жизни, которым он управлял более 20 лет, считал теплоход «Денис Давыдов».

Москалев много лет работал капитаном-наставником в Волжском пароходстве, писал статьи и книги: «Волга — колыбель моя», «Волгари», «Мы — с Волги», «Капитан —однажды, капитан — всегда».

В тему:

➡️От Сталинграда до Горького: путь капитана Александра Стрелкова.

Рождение мечты: «дед привязал мою душу к речному делу»

Василий Москалев родился 11 января 1921 года в селе Каменный Яр Черноярского района ныне Астраханской области. Все его детство прошло на волжском берегу. Гражданская война закончилась, река оживала, восстанавливалась инфраструктура. По Волге ходили красавцы пароходы, широкие баржи, многочисленные плоты. Подходившие к пристани суда казались местной детворе таинственными и недоступными, невероятными исполинами виделись мальчишкам беляны. Вася с малых лет выучил все пароходы наперечет и даже спустя полвека мог вспомнить названия. Память отлично сохранила картины волжской жизни и заветную детскую мечту.

«Я помню, мальчишкой ходил на дебаркадер смотреть, как подходили пассажирские суда. Меня интересовал человек на мостике — капитан. Я с детства не мечтал быть ни летчиком, ни танкистом — только капитаном. Капитан выходил с парохода на берег — я за ним, провожаю его», — вспоминал Василий Москалев.

Многодетная семья Москалевых не была связана с флотом, отец Григорий Сергеевич, как и дед, и прадед, работал овчинником — занимался выделкой кожи. Серьезно на маленького Васю двоюродный дед Егор, который служил кочегаром на броненосце «Россия», 7 лет ходил по морям и океанам, потом работал на Волге, кочегаром парохода «Редедя князь Косогский» («Степан Разин»). Мальчик мог часами слушать истории деда о кораблях, дальних морских походах, о флотских порядках. «Дед со своими незабываемыми рассказами о флоте привязал мою душу к речному делу», — писал в книге «О Волга, колыбель моя!» Василий Москалев.

Поэтому, окончив 7 классов, он решил поступить в Астраханский речной техникум, где уже два года учился его троюродный брат Николай.

И вот в июле 1936 года Вася Москалев впервые в жизни сел на пароход. Пусть пока не капитаном — пассажиром, но первый шаг к заветной мечте был сделан. Готовясь к экзаменам, парень жил на дебаркадере, куда матросом устроился отец, чтобы поддержать сына. Как только Василий поступил на судоводительское отделение техникума и переехал в общежитие, папа вернулся домой, к большой семье.

«Борис Щукин» — первое судно, на котором после войны работал штурманом Василий Москалев. Фото из его книги.
«Борис Щукин» — первое судно, на котором после войны работал штурманом Василий Москалев. Фото из его книги.

Первая навигация и военный флот

Окончание техникума пришлось на предвоенный 1940-й. Из экзаменов Василию Москалеву запомнилась специальная лоция, которую ему выпало сдавать первому. Председатель государственной комиссии, капитан передового парохода «Микоян» Виктор Иванович Сухарин предложил парню трудную задачу — «провести буксировщиком в 750 сил две нефтеналивные баржи с грузом снизу и порожнем сверху по участку от Маркса (города в Саратовской области) до Саратова». Этот участок за его сложность судоводители называли «сорок сороков островов». Москалев успешно выдержал испытание и получил пятерку.

Василий Григорьевич спустя годы с большой благодарностью вспоминал годы учебы, красивое здание, где ему дали путевку в жизнь. Кстати, об одном знаменитом выпускнике Астраханского речного техникума, которого упоминал в своей книге Василий Москалев, мы уже писали👇🏻

➡️Капитан-новатор и наставник: как Василий Белоглазов участвовал в спасательных операциях, совершенствовал суда и воспитывал талантливые кадры.

Через неделю после выпускного Василия Москалева направили на буксирный пароход «Кузнецкстрой» третьим штурманом. Начал работать сразу на мощном судне 910 сил, длиной 70 м. Капитан буксира Василий Иванович Камарин принял молодого сотрудника хорошо, в первом же рейсе поставил к рулю. 19-летний Василий в первую самостоятельную навигацию не упускал момента, чтобы набраться опыта у знатоков Волги из экипажа, впитывал знания, научился удерживать воз из 3-4 барж в кильватере.

Осенью 1940-го парня призвали в армию, и на 7 лет он расстался с Волгой. Москалев попал на Черноморский военно-морской флот, на службе встретил Великую Отечественную войну. 22 июня 1941 года первый налет на Севастополь он застал на корабле, по боевой тревоге. Наш герой тогда служил на минном заградителе «Николай Островский», который в общей сложности выставил около 6 тысяч морских мин, защищая подходы к базам и портам.

23 марта 1942 года в Туапсе, во время налета немецких бомбардировщиков, в судно попали три 500-килограммовых авиабомбы, и корабль затонул. Василий Москалев был ранен, после госпиталя вернулся на флот. На тральщике участвовал в обороне Новороссийска. Затем был переведен в дивизион морских охотников, стал участником освобождения Крыма. На МО-49 он закончил службу в Констанце, Варне и Бургасе в 1947 году.

Среди наград Василия Григорьевича — боевые ордена Отечественной войны первой и второй степени, медали «За отвагу», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», орден Трудового Красного Знамени, 17 юбилейных медалей.

Возвращение на родную Волгу

Василий Москалев участвовал в торжественном открытии Волго-Донского канала. Фото из архивов.
Василий Москалев участвовал в торжественном открытии Волго-Донского канала. Фото из архивов.

После Победы перед нашим героем встала дилемма — продолжать военную службу или вернуться в речники. Москалеву предлагали остаться, но у него был диплом штурмана речного и озерного флота, и Волга звала домой.

«Служба на военно-морском флоте научила меня профессиональному мастерству, пониманию человеческих характеров, помогла выработать свой характер. Здесь я познакомился со многими прекрасными людьми, настоящими моряками, беспредельно преданными отчизне. Это была хорошая школа жизни… Но меня всегда тянуло на родную Волгу, на милые моему сердцу плесы и берега. Я не мог променять ее ни на что другое, не мыслил жизни без нее», — писал Василий Москалев.

В 1947 году он демобилизовался и вернулся домой. К тому времени наш герой успел жениться, родился первенец (всего у нашего героя будет двое детей). Москалев вернулся с супругой Валентиной и дочкой Ольгой в Астрахань и сразу пришел работать на Волгу, на товарно-пассажирский теплоход «Борис Щукин». Василий Григорьевич вспоминал: это был старенький неповоротливый тихоход с большой главной палубой и пятью грузовыми трюмами, построенный до революции и дополненный надстройкой в 1929-м, чтобы возить не только грузы, но и пассажиров.

Окунувшись в судовую жизнь, в рейсах от Астрахани до Москвы Василий Москалев восстановил речные навыки. Но до капитанской мечты было еще далеко, и он стремился расти в профессии. По словам Москалева, в годы его штурманства на Волге трудилась целая когорта первоклассных капитанов пассажирского флота, с кого он брал пример, — Н.М. Богатов, Л.Д. Галашин, С.А. Напитухин, А.И. Торсуков и другие. Переходите по гиперссылкам и читайте статьи о них на канале «История Волжского пароходства»💡

В 1952 году Москалев уже был первым штурманом на теплоходе «Маршал Ворошилов» и 27 июля участвовал в важном и волнующем для всех волгарей событии — открытии Волго-Донского судоходного канала, который объединил в единую воднотранспортную систему 5 морей (Белое, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское).

Капитан: исполнилась мечта, которой горел

Василий Григорьевич исполнил свою детскую мечту — стал капитаном. Портрет из книги «О Волга, колыбель моя!».
Василий Григорьевич исполнил свою детскую мечту — стал капитаном. Портрет из книги «О Волга, колыбель моя!».

В 1950-е Василию Москалеву предлагали уйти на берег и возглавить судоводительское отделение в родном учебном заведении, которое уже переименовали в Астраханское речное училище. Но наш герой «был рожден для Волги», как сам часто говорил, поэтому отказывался и только совмещал работу на флоте с зимним преподаванием. Он чувствовал: как волжский флот ждал новый этап развития, так и он сам был на пороге исполнения мечты, которой горел. И был прав!

В 1955 году 34-летнего Василия Москалева назначили капитаном, причем на новое судно, и сразу направили в Чехословакию принимать его для Волжского пароходства. Пассажирский двухпалубный речной дизель-электроход «Латвия» (тип «Россия») был построен по проекту 785 на судоверфи в Комарно по заказу Минречфлота РСФСР.

«Первыми после войны на Волге появились дизель-электроходы типа «Россия». Головной дизель-электроход привел в 1952 году М.И. Лазарев. Вскоре за ним пришла целая серия судов… Их выход на линии стал большим и ярким событием. Плавая на теплоходе “Маршал Ворошилов”, я, прямо скажу, с завистью смотрел на дизель-электроходы… Новые суда хорошо приняли и речники, и пассажиры. Комфортность на них значительно возросла. Все здесь блестело — полированные стены и панели, столы и стулья, кругом зеркала, диваны обиты красной кожей, просторные салоны и ресторан, со вкусом разработанный интерьер. Впервые на речном флоте прозвучало слово “люкс”: появились каюты и такого класса», — вспоминал Василий Москалев.

«Латвия» буквально обворожила капитана. По его мнению, если командир любит свое судно, тогда и работается легче. Москалев успешно провел новый дизель-электроход через Черное, Азовское моря, через Волго-Донской канал на Волгу. Для работы на новых «электричках», как их называли водники, он прошел двухмесячные курсы для капитанов крупных пассажирских судов.

Теплоход «Денис Давыдов», на котором 22 года работал капитан Василий Москалев.
Теплоход «Денис Давыдов», на котором 22 года работал капитан Василий Москалев.

А в 1957 году Василий Григорьевич пошел на повышение и поехал в ГДР принимать трехпалубный теплоход «Михаил Кутузов». Он был очень горд, что руководство ВОРП доверило капитану такой крупный теплоход с экипажем около 70 человек, вместимостью 336 пассажиров и большим районом плавания. «Михаил Кутузов» — круизный речной комфортабельный трехпалубный пассажирский теплоход проекта 588 «Родина», построенный на верфи в Висмаре. И снова «через моря, реки и озера» капитан Москалев привел теплоход на родную Волгу, где отработал с ним три года.

«По главной голубой магистрали России пошли один за другим трехдечные теплоходы, построенные в ГДР по заказу Советского Союза. Все реже стали попадаться колесники, не видно уже и деревянных барж — отжили свое. Зато нескончаемым потоком шли новенькие грузовые и буксирные суда. Началось строительство современных речных вокзалов. Продолжала менять облик и сама Волга. Введен Горьковский гидроузел с гидростанцией и шлюзами. Вверх от него, до Рыбинского моря, намного улучшились условия судоходства. Верхняя Волга стала способна пропускать суда с осадкой более 3 м. А затем Волгу перегородила грандиозная плотина Куйбышевской ГЭС. Кипела работа на сооружении Волгоградского гидроузла. Рождалась Большая Волга. Рождался под стать ей современный волжский флот», — писал в своей книге Василий Москалев.

А в конце навигации 1960 года Василия Григорьевича вызвал начальник Волжского пароходства Сергей Кучкин и обрадовал, что тот назначен капитаном теплохода «Денис Давыдов», который только построили в ГДР. Предстояло перегнать еще один трехпалубник сложной, но уже знакомой дорогой на Волгу. С этим лайнером на долгие годы связал свою жизнь Василий Москалев.

«По главной голубой магистрали России пошли один за другим трехдечные теплоходы». Круизный лайнер «Михаил Кутузов» на Волге. Фото из архива Б.В. Курылева.
«По главной голубой магистрали России пошли один за другим трехдечные теплоходы». Круизный лайнер «Михаил Кутузов» на Волге. Фото из архива Б.В. Курылева.

С Волгой никогда не расставался

«Денис Давыдов» — пассажирский трехпалубный речной теплоход проекта 588, заказанный Минречфлотом РСФСР на судоверфи в Висмаре (ГДР). Эти круизные лайнеры, по словам Москалева, стали явлением на Волге — по комфортабельности им не было равных. Подробнее о данном типе теплоходов читайте в наших статьях:

➡️ Две жизни круизного лайнера «Генерал Н.Ф. Ватутин».

➡️ Как Валентина Терешкова на Волге судном управляла.

18 лет капитан Москалев с экипажем «Дениса Давыдова» работал на туристической линии Ленинград — Астрахань. Как отмечал Василий Григорьевич, с судоводительской точки зрения — маршрут сложный, немало едва проходимых мест. Волго-Балт — всегда экзамен для капитанов и штурманов, хорошая проверка судоводительской зрелости, говорил Москалев. Но капитан не только справлялся с трудностями, но и достаточно быстро вывел экипаж в число лучших.

Экипаж теплохода «Денис Давыдов» под командованием капитана Москалева. 1980 год. Фото из архивов.
Экипаж теплохода «Денис Давыдов» под командованием капитана Москалева. 1980 год. Фото из архивов.

«За кормой осталось более миллиона километров. Перевезено свыше 300 тысяч человек — население большого города... Только сверхплановая прибыль составила четверть миллиона рублей. Сэкономлено более 400 тонн топлива. Неоднократно на мачте теплохода развевался переходящий вымпел министерства, и еще чаще — пароходства. Должен оговориться, у экипажа были и ошибки, и упущения в работе, но, правильно оценивая случившееся, коллектив всегда находил в себе силы, чтобы поправить дела и снова быть в числе лучших экипажей пароходства», — писал капитан о своей работе на «Денисе Давыдове».

В 1981 году наш герой первым в Волжском пароходстве получил звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР», а в 1982 году Василий Григорьевич Москалев перешел на должность капитана-наставника: занимался с плавсоставом группой пассажирских судов, проводил аттестацию, курировал работу экипажей теплоходов. Он воспитал десятки капитанов, штурманов, других специалистов речного флота.

На заслуженный отдых Москалев вышел в 1988 году. Василий Григорьевич включился в общественную работу: сначала был председателем Совета командиров при заводе им. Урицкого, в 1994-м возглавил Астраханский городской совет ветеранов. Кроме того в жизни Москалева всегда было место для литературного творчества. Капитанские записки он начал, еще будучи командиром экипажа «Дениса Давыдова». Он много писал о реке, флоте и его людях.

В тему:

➡️Волжский летописец XX века: фотохроника Павла Вышкинда.