Найти в Дзене

Две легенды Волги: капитан Павел Умнов и пароход «Володарский»

Капитан Павел Умнов почти 20 лет возглавлял экипаж легендарного парохода «Володарский», который многократно становился победителем соцсоревнования, судно признавалось образцово-показательным, а Павел Умнов — лучшим капитаном на Волге. К сожалению, мы практически ничего не знаем о месте рождения, детстве и выборе профессии Павла Прокопьевича Умнова. Более того, утеряна даже дата его рождения. В его краткой биографии значится — «родился на Волге». Можно предположить, что именно великая река определила профессиональный путь будущего капитана. С «Володарским» читатели канала «История Волжского пароходства» хорошо знакомы. Его «школу» прошли многие известные волгари. Его путь начался в 1914 году на судоверфи в Нижнем Новгороде. После постройки пассажирский колесный пароход получил название «Великая княжна Ольга Николаевна». Кстати, у судна был близнец, тоже «княжеского» рода — в том же году был спущен на воду однотипный пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна». Оба судна работали на рейс
Оглавление
Павел Умнов — один из лучших капитанов на Волге. Фото из архива Волжского пароходства.
Павел Умнов — один из лучших капитанов на Волге. Фото из архива Волжского пароходства.

Капитан Павел Умнов почти 20 лет возглавлял экипаж легендарного парохода «Володарский», который многократно становился победителем соцсоревнования, судно признавалось образцово-показательным, а Павел Умнов — лучшим капитаном на Волге.

Волга как путь в жизни

К сожалению, мы практически ничего не знаем о месте рождения, детстве и выборе профессии Павла Прокопьевича Умнова. Более того, утеряна даже дата его рождения. В его краткой биографии значится — «родился на Волге». Можно предположить, что именно великая река определила профессиональный путь будущего капитана.

С «Володарским» читатели канала «История Волжского пароходства» хорошо знакомы. Его «школу» прошли многие известные волгари. Его путь начался в 1914 году на судоверфи в Нижнем Новгороде. После постройки пассажирский колесный пароход получил название «Великая княжна Ольга Николаевна». Кстати, у судна был близнец, тоже «княжеского» рода — в том же году был спущен на воду однотипный пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна». Оба судна работали на рейсах общества «Самолетъ». Подробности — в нашей статье👇

➡️История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.

В 1917 году пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» переименовали в «Алешу Поповича», через год — в «Володарского», в честь российского революционера В. Володарского (псевдоним Моисея Гольдштейна). После революции судно поступило в Волжское пароходство и было приписано к порту Нижнего Новгорода. В Гражданскую «Володарский» стал агитпароходом — с артистами и лекторами на борту выполнял рейсы по Волге и Каме, мобилизуя население.

С Павлом Прокопьевичем Умновым они встретились в 1931-м.

Волжский пароход «Володарский», с которым была связана капитанская судьба Павла Умнова.
Волжский пароход «Володарский», с которым была связана капитанская судьба Павла Умнова.

Капитан — пример для всех

1930-е — годы первых пятилеток. На Волге развернулась борьба за высокие результаты, твердую дисциплину, четкое планирование. Павел Умнов пришел на пароход «Володарский» капитаном на смену известному волгарю Андрею Яковлеву, капитану-флагману Волги. Его историю читайте в нашей статье👇

➡️Вся жизнь на Волге — история Андрея Яковлева, капитана, педагога, наставника.

Умнов продолжил передовые традиции капитана Яковлева. Под его руководством команда трудилась сплоченно, энергично, показывала отличные результаты, регулярно перевыполняя план.

«В последнем году первой пятилетки (1932 г.) был впервые объявлен на предстоящую навигацию всесоюзный конкурс на лучшее судно, порт и пристань. Первые места завоевали экипажи буксира “Степан Разин” и пассажирского “III Интернационал”, за ними “Володарский”. Чтобы понять, что это был за успех, скажем, что в конкурсе участвовало 840 судов и 97 пристаней Волги, Камы, Северо-Запада и Днепра», — писал в своей книге о пароходе «70 навигаций ветерана» Борис Богданов, заслуженный изобретатель РСФСР, кораблестроитель.

На вторую пятилетку по плану развития народного хозяйства перед речным транспортом поставили новые амбициозные цели — например, почти в 2,5 раза поднять грузооборот. Увеличить флот планировали только в полтора раза, поэтому рост объема перевозок должно было обеспечить совершенствование способов эксплуатации судов.

В мае 1934 года утвержден «Устав о дисциплине рабочих и служащих водного транспорта СССР». По инициативе капитана Умнова команда «Володарского» была переведена на полувоенный режим несения службы. Комсостав набрали из командиров запаса ВМФ. С Балтики получили военную форму. На бескозырках красовалось название — «Володарский». На кожухе дымовой трубы на фоне голубой полосы, обозначавшей принадлежность судна к скорой астраханской линии, сияла красная звезда. Один из лидеров волжского флота начал навигацию как опытно-показательный пароход.

У эксперимента, который предложил наш герой, было несколько задач — прежде всего поднять трудовую дисциплину, добиться от членов экипажа хорошего знания своих должностных обязанностей, быстрого и правильного исполнения команд.

«Категорически пресекались случаи пьянства, нецензурной брани и разгильдяйства. Требовалось вежливое, культурное общение внутри команды и с пассажирами. Развод вахт стал обязательным. Начальник каждой вахты инструктировал личный состав, проверял знание обязанностей, осматривал одежду. Больше внимания теперь уделялось физической подготовке экипажа. Обучали плавать неумеющих, оказывать первую помощь людям на воде. Для овладения меткой стрельбой были приобретены три малокалиберные винтовки. Почти все члены команды сдали нормы на значок “Ворошиловский стрелок”», — писал Борис Богданов.

Капитан парохода «Володарский» Павел Умнов на борту судна в 1941 г. Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан парохода «Володарский» Павел Умнов на борту судна в 1941 г. Фото из архива Волжского пароходства.

В июне 1934-го в заметке газеты «Водный транспорт» экипаж «Володарского» во главе с капитаном Умновым рассказал о желании перевыполнить план перевозок, поделился опытом работы и призвал коллег присоединиться. И уже через месяц журналисты писали, как «суда перенимают опыт володарцев». К примеру, команда днепровского буксира «Володарский» передала через прессу благодарность своему тезке: «Опыт волжского “Володарского” дал нам путевку к новым победам, к борьбе за создание образцового судна».

Кстати, обещание свое капитан сдержал: по итогам навигации-1934 Павел Прокопьевич сообщал в газете «На вахте», что «Володарский» перевез 13 тысяч тонн грузов и багажа, а также 47 тысяч пассажиров (108% плана).

Руководство Верхне-Волжского пароходства ставило капитана Умнова с его пароходом в ряды тех, кому можно подражать и у кого стоит учиться — за перевыполнение плана из месяца в месяц, предотвращение аварий, крепкую дисциплину и непререкаемый авторитет капитана.

После закрытия навигации 1934 года Собчинский судоремонтный завод приступил к капремонту «Володарского». Капитан Умнов с механиком парохода лично контролировали работы. К весне пароход получил частично обновленную надстройку с палубами, покрытыми новым равентухом, хорошо прошпаклеванными и покрашенными. Укрепили корпус. Повысили комфорт для пассажиров, обновили каюты, оборудовали столовую, комнату для матери и ребенка, появились отдельные места для беременных пассажирок. На пароходе установили радио и телефон, в салонах и на балконах появились репродукторы. Капитан был доволен.

И навигацию 1935 года команда «Володарского» провела на подъеме. Планы регулярно перевыполняли, экономили топливо. Дисциплина, обслуживание пассажиров — все было на высоте. Экипаж завоевал третью премию во всесоюзном соревновании.

Интересный факт:

15 июля 1937 году открыли канал Москва – Волга (в будущем Канал им. Москвы), событие для речников грандиозное. Магистральный глубоководный путь связал столицу большой страны с волжским бассейном. Москва стала портом 5 морей. «Володарский» одним из первых прошел по новому каналу.
Много лет пароход «Володарский» был в передовиках на Волге. Фото из архива Волжского пароходства.
Много лет пароход «Володарский» был в передовиках на Волге. Фото из архива Волжского пароходства.

Переход на передовую систему

На Волге в 1930-е годы начали внедрять штурманскую систему. Уходили в прошлое лоцманы — «речные профессоры», работники узкой специализации, которые отлично знали реку и следили за судовождением. Передовые судоводители, опытные волгари, изучившие Волгу не хуже лоцманов, предлагали оптимизировать команду и перейти на безлоцманско-штурманскую систему. Одним из первых на Волге, кто ввел совмещение профессий помощника капитана и лоцмана, был Леонид Гудович. Читайте о нем в нашей статье👇

➡️Верил в себя и свою команду. Большое плавание и подвиг отважного капитана Леонида Гудовича.

Передовому капитану Умнову не хотелось отставать от коллег. Павел Прокопьевич долго обдумывал прогрессивный шаг отказа от лоцманов и в трудные дни поиска решения прочитал в волжской газете «На вахте» статью капитана Гудовича. Он доказывал целесообразность штурманской системы, приводил в пример распределение обязанностей между штурманами и капитаном на теплоходе «Карл Либкнехт», которым командовал. Он на практике проверил штурманскую систему и убедился в ее эффективности.

При встрече Умнов поблагодарил Гудовича за хороший совет и, не раз обсудив с помощниками и лоцманами, обучавшими их спецлоции, пришел к выводу: пора и «Володарскому» переходить на штурманскую систему. В навигацию 1938 года пароход вышел из затона без лоцманов.

В предвоенные годы экипаж «Володарского» под командованием капитана Умнова продолжал успешно трудиться, постоянно был в рядах волжских передовиков. В мае 1940 года Павел Прокопьевич был награжден орденом «Знак Почета» за высокие показатели в работе. Второй помощник механика Н.И. Бодрягин стал лучшим механиком парового флота.

Читайте также:

➡️Совмещение на флоте и в жизни: капитан-наставник-новатор Мефодий Кравцов.

На смену капитану Умнову пришел Александр Торсуков, который прославится на всю Волгу (справа). Рядом с ним — помощник Владимир Кириллов, «торсуковец» и в будущем самый молодой капитан.
На смену капитану Умнову пришел Александр Торсуков, который прославится на всю Волгу (справа). Рядом с ним — помощник Владимир Кириллов, «торсуковец» и в будущем самый молодой капитан.

Работали на пределе

Начало Великой Отечественной войны всколыхнуло всю страну. На предприятиях и судах речного флота прошли митинги. На «Володарском» капитан П.П. Умнов и механик П.П. Гурячков на собрании экипажа призывали мобилизовать все силы и использовать возможности парохода для выполнения заданий военного времени. Приняли резолюцию: «Считаем себя мобилизованными. Ответим врагу ударным трудом, все, как один, встанем на защиту любимой Родины». Телеграмму послали в пароходство. Речники понимали, что Волга стала главной транспортной коммуникацией страны.

Начались тяжелые рейсы — «Володарский» перевозил эвакуированных мирных жителей. В первую военную навигацию пароход использовался в качестве буксировщика барж под «крылом» — груженная людьми и кладью баржа подчаливалась к борту судна и таким способом доставлялась до места. Буксирного флота не хватало.

«Усталые, измученные люди — старики, дети и женщины — в Рыбинске, Ярославле, Горьком заполняли пароход до предела… Необычно темными были осенние ночи первой военной навигации: не горели огни бакенов и береговой обстановки, суда не несли ни ходовых, ни стояночных огней. Резко ухудшились условия вождения судов. Погрузка и выгрузка в портах и на пристанях тоже проводились в темноте. Над Волгой иногда появлялись самолеты противника. Капитан Умнов на сложных плесах помогал штурманам вести пароход, часто по многу часов не покидая рубки. Несмотря на трудности, “Володарский” благополучно завершил навигацию 41-го года», — писал в книге о пароходе Борис Богданов.

Зимой команда вместе с капитаном своими силами чинила пароход, чтобы не загружать судоремонтников — они выполняли заказы для фронта. В навигацию 1942-го «Володарский» совершал рейсы с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозил из города каждый раз по 700-800 женщин, детей и стариков. Город уже был охвачен огнем. Шли ожесточенные бои. В тяжелых условиях на военной Волге команда парохода выдавала 117% плана по перевозкам. По завершении второй военной навигации экипаж капитана Умнова отметили почетной грамотой Верхне-Волжского пароходства.

Интересный факт

На «Володарском» сохранился примечательный документ от коллектива Большого театра, датированный 22.08.1943 г. Павел Прокопьевич и вся команда судна получили «благодарность за большую заботу и внимание, какими были окружены работники театра, возвращавшиеся в дни Великой Отечественной войны из г. Куйбышева в Москву». Это означало перелом в войне, раз главный театр страны возвращался домой.

В честь Победы 9 мая 1945 года «Володарскому» был передан на вечное хранение вымпел Государственного Комитета Обороны и Наркомречфлота, а капитану Умнову присвоено звание «Лучший капитан Министерства речного флота СССР». Также наш герой был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За Победу над Германией» и «За оборону Сталинграда».

После войны благодаря созданию водохранилищ была открыта новая пассажирская линия Ярославль — Астрахань, по которой ходил «Володарский». В конце 1940-х пароход продолжал быть лидером на Волге. Это стало отличным результатом 18-летней работы капитана Умнова на «Володарском». Павла Прокопьевича Умнова не стало в 1949 году из-за тяжелой болезни. К новым вершинам и высоким результатам экипаж «Володарского» повел Александр Торсуков. О нем читайте в нашей статье👇

➡️«Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова.