Найти в Дзене

Капитанов-героев и многих звезд флота воспитала эта выдающаяся школа юнг

В октябре 1943 года в волжском поселке Ленинская Слобода Горьковской области (ныне Кадницы) открылось учебное заведение Верхне-Волжского речного пароходства, где готовили будущих специалистов для речного флота. Его окончили много известных речников, в том числе волжский капитан Валентин Мелешкин. Материал о юнгах из Кадниц, «столице капитанов», подготовлен по просьбе читателей канала «История Волжского пароходства». Слово «юнга», означающее юношу, который готовился стать матросом и проходил обучение, перешло к нам из голландского языка вместе с другими иностранными терминами морского искусства, во времена Петра Великого: «Основав в 1703 г. Кронштадт, царь учредил в нем училище (школу) морских юнг, т. е. малолетних матросов, так как сам начал службу на море с каютного юнги». По словам историков, этот императорский указ положил начало системной подготовке специалистов для российского флота. Юнги изучали общеобразовательные предметы (русский, географию, физику), узкопрофильные дисциплины
Оглавление

В октябре 1943 года в волжском поселке Ленинская Слобода Горьковской области (ныне Кадницы) открылось учебное заведение Верхне-Волжского речного пароходства, где готовили будущих специалистов для речного флота. Его окончили много известных речников, в том числе волжский капитан Валентин Мелешкин.

Материал о юнгах из Кадниц, «столице капитанов», подготовлен по просьбе читателей канала «История Волжского пароходства».

Юноши-герои

Школа юнг на Соловках, где воспитывали будущих моряков, стала примером для учебного заведения в Кадницах, где растили речников. Фото culture.ru.
Школа юнг на Соловках, где воспитывали будущих моряков, стала примером для учебного заведения в Кадницах, где растили речников. Фото culture.ru.

Слово «юнга», означающее юношу, который готовился стать матросом и проходил обучение, перешло к нам из голландского языка вместе с другими иностранными терминами морского искусства, во времена Петра Великого: «Основав в 1703 г. Кронштадт, царь учредил в нем училище (школу) морских юнг, т. е. малолетних матросов, так как сам начал службу на море с каютного юнги».

По словам историков, этот императорский указ положил начало системной подготовке специалистов для российского флота. Юнги изучали общеобразовательные предметы (русский, географию, физику), узкопрофильные дисциплины (например, машинное дело), много внимания уделялось физической форме молодых людей, проводились строевые занятия. В Кронштадтской школе готовили артиллеристов, машинистов, рулевых, сигнальщиков.

Позже школу юнг открыли в Севастополе. Учебные заведения выпустили тысячи матросов-специалистов для императорского военно-морского флота. Звание юнги и образовательные учреждения, готовившие младших моряков, существовали в Российской империи до начала XX века.

В 1910 году школу юнг (по правилам орфографии тех лет — школу юнгов) возродили в Кронштадте. По данным Военной энциклопедии под редакцией В.Ф. Новицкого, в учебное заведение принимали юношей в возрасте от 16 до 18 лет, программа была рассчитана на полтора года, по окончании юнги обязаны были отслужить в вооруженных силах 6 лет, после чего зачислялись на флот. Затем они могли выучиться в общих школах специалистов и стать унтер-офицерами.

«В СССР первая школа юнг появилась в 1940 году на Валааме (Ладожское озеро) для обучения юношей морскому делу и подготовки матросов. С началом Великой Отечественной войны были созданы новые школы юнг в Ленинграде, Кронштадте и на Соловках. Наиболее известна Соловецкая школа юнг, созданная в 1942 году», — сообщают историки Музея морского и речного флота.

В школу юнг на Соловках принимали подростков 15-16 лет, с образованием 6-8 классов по рекомендациям комсомольских организаций. Здесь готовили специалистов уровня техникума по специальностям: боцман, рулевой-сигнальщик, радист, электрик, моторист и др.

В сентябре 1941 года юнги с Ладожского озера участвовали в боях при обороне Ленинграда. Выпускники Соловецкой школы юнг отличились в морских баталиях и речных сражениях Великой Отечественной войны на Волге, Днестре, Дунае, Амуре, Днепре. Семерым выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза.

В тему:

➡️Юнга-герой, воспитавший поколения речников.

Благодаря наставникам юнги-речники достаточно быстро осваивали механизмы и основы управления судами. Фото culture.ru.
Благодаря наставникам юнги-речники достаточно быстро осваивали механизмы и основы управления судами. Фото culture.ru.

Трудовые будни юнг

По примеру ВМФ во время Великой Отечественной войны открывали школы юнг и для гражданского флота. Объем речных перевозок значительно вырос, многие водники ушли на фронт, требовалось срочно пополнять плавсостав и готовить новые кадры. По мнению историков, важную роль в решении этого вопроса сыграл приказ народного комиссара речного флота СССР З.А. Шашкова № 234 от 25 августа 1943 года «О введении на речном транспорте института воспитанников-юнг».

Школы юнг речного флота — это начальные профессиональные учебные заведения, образованные на базе береговых судоремонтных предприятий и пароходств. Были разработаны трехгодичные учебные программы, включающие общеобразовательную подготовку зимой и прикрепление подростков к квалифицированным судовым специалистам в период навигации для освоения флотских профессий.

В процессе обучения подростки в возрасте 12-15 лет должны были окончить семилетку и получить специальные знания, позволяющие поступать в речные и мореходные училища. При отделах кадров пароходств были созданы секторы по работе с юнгами. Профсоюзные и комсомольские организации брали шефство над будущими водниками.

«Юнги вливались в составы палубных и машинных команд, взваливая на свои детские плечи далеко не детские обязанности матросов и кочегаров, рулевых, мотористов и масленщиков. Преподавателями и воспитателями юнг были люди, прошедшие большую школу на судах: капитаны, штурманы, механики и их помощники. Передавая свой опыт молодым юнгам, они помогали быстрейшему освоению профессии специалиста речного флота. Совсем скоро юнги могли самостоятельно шуровать топки паровых судовых котлов, запускать, эксплуатировать и останавливать судовые двигатели внутреннего сгорания, выполнять работы по обслуживанию судовых систем и вспомогательных механизмов. Их ровесники, пришедшие работать в составе палубной команды, быстро освоили управление судном, научились правильно преодолевать перекаты, водить суда в тиховодах и на стремнине. Так в трудах пароходских проходили военные будни», — писал Анатолий Скрынник, кандидат экономических наук, член Ассоциации международного морского права.

Большое число мальчишек, пришедших в школы юнг, были из семей потомственных речников, многие потеряли родителей. И учебное заведение становилось для таких ребят настоящим домом.

«Учеба в таких школах была хорошим «полигоном» для воспитания в курсантах высоких человеческих качеств: жизненного оптимизма, высокого чувства долга и чести, товарищества, мужества и отваги, глубоких знаний и профессионализма. В школах было все необходимое: учебный корпус, общежитие, медпункт, учебные мастерские, столовая. Школы дали молодым речникам, у которых зачастую не осталось никого из родных, крышу над головой, бесплатное питание, воспитание. Особой гордостью юнг была установленная им бесплатно к ношению флотская форма одежды: фуражка-бескозырка черная суконная с лентой, суконная синяя фланелька с воротником флотским, тельняшка, черные брюки и блестящая латунная бляха с якорем», — писала Наталья Селюнина, доктор исторических наук, академик военно-исторических наук.

Читайте еще по теме:

➡️«Девочка-капитан»: героическая история Валентины Ухановой на «Дороге жизни».

Обучение в школе юнг сочетало в себе общеобразовательную подготовку и профильные дисциплины, необходимые для работы на флоте. Фото mvestnik.ru.
Обучение в школе юнг сочетало в себе общеобразовательную подготовку и профильные дисциплины, необходимые для работы на флоте. Фото mvestnik.ru.

Из юнг в капитаны

В октябре 1943 года в Ленинской Слободе Горьковской области (историческое название села — Кадницы), была образована школа юнг Верхне-Волжского речного пароходства, которая не один век имела особое значение для речного волжского флота. Село Кадницы, расположенное на высоком берегу Волги, в устье реки Кудьма, издавна называли столицей капитанов, лоцманов, бурлаков и кузницей кадров для великой реки.

По словам краеведа Валентина Напитухина, написавшего книгу о родных Кадницах, именно отсюда выходили в большое плавание волжские лоцманы. Зная каждый уголок большой реки, все отмели и перекаты, они проводили суда и в паводок, и в межень — никогда капитаны с ними проблем не знали. Впоследствии многие из кадницких лоцманов сами командовали экипажами. Сохранилась фотография 1903 года, когда в Нижнем Новгороде проходил I Всероссийский судоходный съезд. На снимке запечатлены 100 лучших капитанов и адмиралов России, из которых 26 — жители Кадниц. Родом из этого села был Михаил Сутырин, изобретатель-самоучка, создатель коноводки.

Кстати, фамилия Напитухиных для Волжского пароходства знаковая — в Кадницах родился «капитан капитанов», легенда речного флота Сергей Напитухин, участник Сталинградских переправ, коренной волгарь, который принимал и дорабатывал дизель-электроход «Ленин». А брат Сергея Алексеевича, Владимир Напитухин, стал известным контр-адмирал-инженером.

Все подробности — в нашей статье👇

➡️ «Капитан капитанов» — полвека на Волге легенды речного флота Сергея Напитухина.

Открытие школы юнг в Кадницах продолжало славные речные традиции села. Она была рассчитана на 120 человек. Обучались в ней в основном дети речников, представители флотских династий. Зимой ребята проходили теоретический курс — изучали общеобразовательные предметы и специальные дисциплины, а летом получали практические навыки матросов, рулевых, работников машинных команд.

Начальником Кадницкой школы юнг был бывший первый штурман парохода «Грибоедов» Николай Михайлович Вахтуров, а директором общеобразовательного обучения — Вера Ивановна Орфелинова.

Во время навигации юнги проходили практику на лучших пассажирских судах Волжского пароходства, например, у капитана Николая Богатова на «Михаиле Калинине», который в те годы был лидером на Волге. Ребята погружались во флотскую жизнь на теплоходе «Товарищ Микоян» у капитана В.Ф. Савичева, на пароходе «Владимир Ульянов – Ленин» у капитана Ивана Быстрова, прошедшего войну.

«Несмотря на то, что и на производстве, и на флоте работали подростки, все задания выполнялись в срок и даже досрочно. Руководящий состав сильно омолодился. На судах командные должности занимали около 30 человек, не достигших 18 лет. Многие были награждены боевыми орденами и медалями», — рассказали нижегородские краеведы.

Кадницкая школа юнг славилась своими воспитанниками, которые стали профессиональными речниками. Ее закончили капитаны В.Д. Мелешкин, В.В. Мыкин, М.И. Морозов, братья Николай и Петр Шмельковы. И.И. Трусов стал механиком теплохода «А.И. Герцен», Г.Н. Голышев — старшим мастером токарного участка судоремонтного завода «Память Парижской Коммуны», Н.К. Казарин — главным диспетчером этого же предприятия. Помощники механиков и капитанов — В.М. Семин, В.М. Силантьев, В. Александров. Лауреатом государственной премии стал начальник Главного управления рабочего снабжения Министерства речного флота Н.И. Артемьев (данные историка судоходства, директора Музея речного флота Галины Абаевой).

Валентин Мелешкин — представитель знаменитой волжской династии. Сын уважаемого волжского капитана Дмитрия Мелешкина не мог выбрать другой судьбы, чем речной флот, и после семилетки поступил в Кадницкую школу юнг. Здесь Валентин постигал азы речного дела с 1944 по 1946 годы. Завершив обучение, 16-летний водник пошел служить на Северный флот, где пригодились все полученные в школе юнг знания. 5 лет прослужил боцманом на кораблях и вернулся на Волгу. Впоследствии Валентин Дмитриевич стал виртуозным судоводителем и четверть века был капитаном на пароходе «Память Азина», на котором когда-то работал его отец. Подробнее о волжской династии Мелешкиных читайте в нашей статье💡

Один из самых известных выпускников Кадницкой школы юнг — капитан Волжского пароходства Валентин Мелешкин. Фото из архива компании.
Один из самых известных выпускников Кадницкой школы юнг — капитан Волжского пароходства Валентин Мелешкин. Фото из архива компании.

Продолжая флотские традиции

По инициативе Верхне-Волжского речного пароходства и на средства ВВРП в 1944-1948 гг. в Юрьевце была создана школа юнг в формате учебного заведения для рабочей молодежи в составе местной средней школы №2. Здесь учились 40 человек. Занятия шли с 1 ноября по 1 мая. Юнги приходили в класс по окончании навигации и покидали его, когда суда уходили в рейс. Таким образом, школа юнг готовила массовые кадры плавсостава.

В 1945-1946 учебном году учебное заведение в Юрьевце перевели в семилетку с самостоятельными зданиями школы и интерната. В интернате жили дети из Горьковского затона им. Жданова. Начальником интерната был Николай Сергеевич Шапошников. В 1947-1948 учебном году число юнг выросло до 176 человек.

При интернате была создана учебная база, спальни, комнаты по подготовке домашних заданий, библиотека, складские помещения, столовая, помещения для хранения продуктов, овощей, актовый и спортзал. В юнги шли дети работников речного транспорта, из семей, родители которых были на войне, участвовали в боях, из семей погибших фронтовиков, сироты. Ребята учились с 5-го по 7-й класс неполной средней школы по общей программе и дополнительно по программам специальной речной подготовки.

«Учащиеся — воспитанники интерната юнг, в основном, были дисциплинированными, учились добросовестно. Получали они бесплатное питание (питались в столовой интерната), бесплатно одежду форменную речную — бушлат, бескозырку с ленточкой «школа юнг», костюм речника, обувь и др. Режим дня у воспитанников был строгий, учебный, приближенный к уставному полувоенному: подъем, уборка, туалет утренний, завтрак, школьные занятия — учеба, обед, подготовка уроков, классные занятия, строевая подготовка, проверка вечерняя, отбой. Проводилась вечерняя прогулка — маршировка строевым порядком по улице перед отбоем», — писали юрьевские краеведы.

Окончив семилетку, юнги продолжали обучение по транспортно-речной специальности в Горьковском речном училище и других профильных образовательных учреждениях. Многие из воспитанников тех лет окончили его и стали специалистами, профессионалами речного дела.

В военные и послевоенные годы работали и другие школы юнг. В трехгодичном учебном заведении Наркомата рыбной промышленности в г. Сортавала в 1945-1949 гг. готовили механиков и судоводителей для рыбацких судов. В школе-интернате юнг Беломорско-Онежского пароходства Министерства речного флота в Пиндушах в 1945-1947 гг. учили на механиков и судоводителей речных судов. Тобольская школа юнг в 1944-1962 гг. готовила судостроителей, судомотористов и связистов.

Должность юнги на флоте отменили в СССР в 1940-е. В послевоенные годы создавали клубы юных моряков, члены которых носили такое название. Современные юнги — это воспитанники Нижегородского детского речного пароходства, большого друга Волжского пароходста. Ребята участвуют в профильных мероприятиях, инженерных соревнованиях, экологических акциях и технических конкурсах, изучают речное и морское дело, получают навыки судовождения, продолжая славные флотские традиции.

Читайте также:

➡️Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова.