Найти в Дзене

«Река — мое призвание». Волжский путь легенды и министра речного флота Леонида Багрова

Оглавление
Леонид Багров: как деревенский мальчишка из семьи плотника стал министром речного флота страны. Фото: Козьмодемьянский музейный комплекс.
Леонид Багров: как деревенский мальчишка из семьи плотника стал министром речного флота страны. Фото: Козьмодемьянский музейный комплекс.

Весной 2025 года новый сухогруз Волжского пароходства «Леонид Багров» отправился в первый рейс. Судно названо в честь легенды речного флота Леонида Васильевича Багрова (1931-2021).

Как простой сельский мальчишка с Волги стал министром речного флота страны и каким образом он повлиял не только на волжское судоходство, но и на судьбу всех судоходных рек России, рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

В тему:

➡️От судоводителя до генсека СССР: карьерный путь Юрия Андропова.

Дорога к реке

Леонид Багров родился в старинном волжском селе Покровское, вблизи г. Козьмодемьянска, в семье потомственных волгарей-судостроителей. Покровское известно с XVI века: местные крестьяне издревле занимались судовыми волжскими промыслами, земледелием, животноводством, торговлей, сплавом леса, а в дальнейшем и деревянным судостроением. Прадед нашего героя Захар Багров и его дед Петр Багров делали быстроходные весельные лодки, получали заказы на постройку мелких барж и паромов для переправ через Волгу.

Братья Багровы – Василий Петрович и Иван Петрович – были мастерами высочайшего класса в области постройки деревянных судов от маленьких якорниц для сопровождения плотов и мелкосидящих дощаников для мелководной Ветлуги до крупных барж, солянок грузоподъемностью до 1000 т.

Отец Леонида, Василий Петрович Багров, был известен своей изобретательностью, постоянно совершенствовал конструкцию лодок. Начиная как подсобный рабочий на стапелях, он вырос до руководителя судостроительным производством промартели «Судостроитель». В Великую Отечественную воевал, был ранен и демобилизован в 1946-м. По возвращении в родное село ему предложили возглавить колхоз, объединенный с судостроительной артелью «Пионер-судостроитель».

Леонид Васильевич вспоминал: Покровская судоверфь ежегодно выпускала от 5 до 10 деревянных судов различного назначения, мальчишками они с увлечением смотрели, как отцы строили баржи, и мечтали о работе на реке. Детвора старалась запомнить все суда, ходившие по Волге, и, увидев пароход на 15-километровом плесе между Козьмодемьянском и пристанью Юрино, наперебой выкрикивала название. А с 10-12 лет их потихоньку приобщали к работе на судоверфи.

«Почти все молодые ребята в нашем селе хотя бы какое-то время работали в бригаде судостроителей, где проходили не только школу молотка и рубанка, но и получали уроки жизни и отношения к работе, очень действенные и запомнившиеся навсегда», — писал Леонид Багров в своей книге «Река — мое призвание».

По традиции после школы покровские юноши подавали документы в Горьковское речное училище или Горьковский институт инженеров водного транспорта. Леонид в 1949 году успешно сдал экзамены в ГИИВТ (что для сельского парня было непросто) и поступил на специальность «Инженер по эксплуатации водного транспорта». Плавательную практику проходил на пассажирском пароходе «Ломоносов» — студенты знакомились с портами Волги от Ярославля до Астрахани, с проходящими транзитными судами и составами, большегрузными плотами, бункеровками.

В институте Леонид Багров увлекся плаванием, добился высоких результатов — стал чемпионом РСФСР и сдал нормативы на мастера спорта. Говорил, что плавать на Волге научился еще до детского сада. Даже на высоких должностях он не забывал о спорте, коллеги помнят его победные заплывы на День речника.
Село Покровское, где родился и вырос Леонид Багров, — один из центров волжского деревянного судостроения. Фото: Российское географическое общество.
Село Покровское, где родился и вырос Леонид Багров, — один из центров волжского деревянного судостроения. Фото: Российское географическое общество.

«Сталинград стал для меня родным домом»

В 1954 году Леонид Багров с отличием окончил «водный» институт и как инженер-эксплуатационник получил направление на Сталинградский (Волгоградский) участок Волжского пароходства. Тогда Сталинград был одним из крупнейших портов волжского бассейна. Молодой специалист радовался, что остался на родной Волге — это придавало уверенности в работе, ведь условия навигации, состав флота, характер грузопотоков были знакомы ему с юности. Первая должность — мастер по сдаче плотов от буксировщиков лесоперерабатывающим заводам.

«Сталинград представлял собой огромную стройплощадку: возводились жилые кварталы, заводы, Сталинградская ГЭС, последняя ступень гидроэнергетического каскада Волги. Ввод ее в эксплуатацию оказал влияние не только на речной транспорт, но и на развитие и укрепление материально-технической базы всего Нижнего Поволжья. В эти годы Сталинградский речной порт стремительно обновлялся, и я активно участвовал в эксплуатации, строительстве, а также реформировании системы управления портом в связи с его расширением, появлением новых грузовых и пассажирских причалов, нового порта в Волжском, обслуживанием многочисленных речных переправ. С 1954 по 1964 год Сталинград стал для меня родным домом, я встретил здесь свою судьбу, создал семью», — вспоминал Леонид Васильевич.

По его словам, тогда на Сталинградском узле работали два выдающихся речника-руководителя — Николай Иванович Бахтин и Анатолий Исаакович Быков, опытные организаторы в области эксплуатации флота и портов. Они смело принимали молодые кадры, выпускников вузов и техникумов водного транспорта, не боялись доверять молодым специалистам ответственную работу, выдвигать их на новые должности. В итоге Леонид Багров быстро поднимался по карьерной лестнице — был начальником сплава лесосплавного участка, диспетчером-технологом, начальником службы эксплуатации Волгоградского линейного пароходства, начальником порта «Волжский», участником строительства Сталинградской ГЭС.

Много интересных моментов из того времени сохранились в воспоминаниях Леонида Васильевича. Как научился работать с бригадами портовых грузчиков, которые отличались суровым нравом и за словом в карман не лезли. Как отлучался на соревнования, и начальник порта его сначала ругал как «гастролера от спорта», а через день представлял высоким (и часто зарубежным) гостям как профессионала и спортсмена всесоюзного значения. Как летом приходилось организовывать работу речного пассажирского транспорта, чтобы успевать переправлять через Волгу до 130 тысяч человек в день, избегая столпотворений. В ход шли не только пассажирские катера и транзитные пассажирские пароходы, но и грузовые баржи и теплоходы.

«Только железная дисциплина речников, четкие графики подачи судов позволяли разрядить обстановку, не допустить паники и гибели людей. На этом участке работы я впервые узнал, что такое страх за жизни тысяч людей, научился разрабатывать меры по выходу из кризисных ситуаций, что очень пригодилось мне в дальнейшем», — объяснял Багров.

Сталинградский (Волгоградский) порт, где работал Леонид Багров. Фото из архива.
Сталинградский (Волгоградский) порт, где работал Леонид Багров. Фото из архива.

Во время строительства Сталинградской ГЭС Леониду Багрову нужно было организовать судоходство в период работ по сужению русла Волги с 2000 м до 80–100 м, где вода мчалась с высокой скоростью. Суда, что шли против течения, надо было протаскивать двойной или тройной тягой, а баржи, шедшие через свободную часть реки по течению, можно было спустить только кормой, не ослабляя натяжения буксира при работе буксировщика вверх полным ходом. И это было действительно трудно, так как навыков по заводке барж и особенно секций плотов в шлюзовую камеру не было, были ограничения функционирования шлюзов, вспоминал Леонид Васильевич. Но шаг за шагом, благодаря слаженной работе, волгари преодолевали трудности.

В это время Леонид Багров впервые встретился с тогдашним министром речного флота Зосимой Алексеевичем Шашковым, который впечатлил молодого речника. Он долго наблюдал за шлюзованием, когда ГЭС уже запустили, а потом собрал руководителей, в том числе Багрова, и диспетчеров и сказал: не сократите время шлюзования, придется вас заменить. Задача была решена. Правда, даже на ночь не уходили домой, пытаясь найти более рациональные способы заводки судов в камеры. По итогам навигации большую группу шлюзовиков, диспетчеров и операторов сталинградских шлюзов и многих из капитанов буксиров наградили грамотами Минречфлота РСФСР.

Последний министр речного флота. Фото https://rut-miit.ru
Последний министр речного флота. Фото https://rut-miit.ru

Остался верен реке и флоту

В 1964 году Багрова, которому было едва за 30, перевели в центральный аппарат отрасли — Минречфлот РСФСР. Леонид Васильевич вспоминал, что в Москву поехал по инициативе Сергея Кучкина, который на тот момент был министром речного флота. Впоследствии, когда Сергей Андреевич уйдет на заслуженный отдых, он порекомендует именно Багрова на пост своего преемника. Об этом выдающемся человеке читайте в нашей статье👇🏻

➡️ «Волгарь — звучит гордо»: как кочегар стал министром речного флота — необычная судьба Сергея Кучкина.

Став начальником отдела Главного управления перевозок и эксплуатации флота, Леонид Багров организовал эффективную работу всего имевшегося транспортного флота на местных и транзитных перевозках. В первую очередь это касалось пароходств, которые работали в смежных речных бассейнах, объединенных в Единую глубоководную систему европейской части России. Была создана методика планирования и оценки деятельности 8 пароходств, в основе которой лежал технический план передачи флота под конкретные грузопотоки каждого пароходства. Благодаря этому удавалось поддерживать жесткую транспортную дисциплину.

И уже через полтора года после перехода из Сталинграда в министерство Леонида Багрова перевели на еще более ответственный участок — начальником Управления грузовой и коммерческой работы, членом коллегии Минречфлота РСФСР. 8 лет работы начальником «горячего» главка министерства позволили ему получить необходимый опыт аппаратной работы для дальнейшего взлета карьеры.

Наш герой вспоминал: в те годы министр Кучкин как будто его проверял, «гонял» по командировкам во все речные бассейны, чтобы он сам оперативно решал возникающие в ЧС проблемы — будь то аварии, замораживание на Лене почти половины транспортного флота на внеплановых стоянках или многотысячные вагонные скопления в портах Омска и Тюмени. Молодой чиновник показал свою стрессоустойчивость в кризисных ситуациях. Принципиальный, энергичный и напористый, всегда погруженный в работу профессионал, который приобрел большой авторитет и уважение в отрасли, — таким Багрова описывали коллеги. Поэтому Кучкин и выдвинул его на должность замминистра, а в 1978 году Леонид Васильевич возглавил Минречфлот и трудился здесь вплоть до упразднения министерства в июле 1990 года.

«Вспоминая первые годы на посту министра речного флота, могу отметить, что мое становление как руководителя такого ранга складывалось очень непросто, но благодаря помощи речных корифеев – М.С. Назарова, П.В. Черевко, Д.Д. Покровского, А.В. Николина, Г.И. Майорского, Р.И. Белоусова и других, — я из начинающего руководителя, «дилетанта» постепенно превращался в профессионала и, надеюсь, смог им в какой-то мере стать. По сей день сохраняю благодарность им в своей душе», — писал в своих мемуарах Леонид Багров.

Министр Леонид Багров — на заседании коллегии Минречфлота РСФСР. Москва, 1983 год. Фото из собрания Музея морского флота.
Министр Леонид Багров — на заседании коллегии Минречфлота РСФСР. Москва, 1983 год. Фото из собрания Музея морского флота.

Это было непростое, но очень интересное время. При непосредственном участии Леонида Васильевича построены крупные серии комфортабельных пассажирских лайнеров, судов смешанного «река-море» плавания, освоен прибрежный морской фрахтовый рынок, потребности Крайнего Севера полностью обеспечивались завозом по рекам Сибири. Общие объемы перевозок по стране составляли рекордные 600 млн тонн за навигацию. Леонид Багров внес большой вклад в освоение новых газовых месторождений Сибири, бесперебойное снабжение стройматериалами которых обеспечивалось именно благодаря речному транспорту.

С 1970-х по 1990-е гг., по словам Леонида Васильевича, продолжили обновлять портовое хозяйство: были построены новые порты и причалы, внедрены новые техсредства погрузо-разгрузочных работ, а также новые технологии не только переработки и складского хранения грузов, но и добычи из русел рек и обогащения стройматериалов, транспортировки грузов с участием других видов транспорта.

В 1990-е Леонид Багров остался в своей отрасли: сначала возглавил государственный концерн «Росречфлот» (1990 – 1992 гг.), затем стал директором Департамента речного транспорта в ранге первого замминистра транспорта РФ. При его участии проходил процесс акционирования и приватизации предприятий отрасли, осуществлявшийся с учетом ее специфических особенностей. Затем он развивал российский флот уже в совместных предприятиях с зарубежными инвесторами, осваивал новые технологии, позволяющие перевозить жидкие химические грузы, курировал работу по экспорту нефтепродуктов.

Профессия на всю жизнь

В 1990-е Леонид Васильевич открыл для себя научную и преподавательскую деятельность: защитил кандидатскую диссертацию, возглавил кафедру коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей в Московской государственной академии водного транспорта. В 2003 году ему присвоили звание почетного доктора МГАВТ.

Леонид Багров — автор более 20 научно-исследовательских работ по проблемам речного транспорта. Его монографии «Организация коммерческой работы на речном транспорте» и «Общий курс внутреннего водного транспорта» — главные учебники для профильных вузов и сегодня. Он выпустил две автобиографии: «Река — мое призвание» и «Река длиною в жизнь», наполненные безграничной любовью к родной Волге и профессии речника. В них он писал о проблемах развития отечественного судоходства. Леонид Багров горячо болел за судьбу речного флота и называл созданную транспортную водную сеть национальным богатством России. Кстати, за книгу о своем волжском пути Леонид Васильевич был номинирован на соискание национальной литературной премии «Писатель года - 2020».

«Каждый год жизни и труда все больше убеждал меня в главном: очень правильно была мной выбрана профессия, которая стала любимой на всю жизнь, профессия, без которой я не мыслил и не мыслю своего существования», — писал наш герой.

Леонид Багров был отмечен многочисленными государственными и ведомственными наградами, в том числе двумя орденами «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы. Являлся заслуженным работником транспорта России, академиком Российской академии транспорта.

Весной 2025 года новый сухогруз Волжского пароходства «Леонид Багров» вышел в свой первый рейс.
Весной 2025 года новый сухогруз Волжского пароходства «Леонид Багров» вышел в свой первый рейс.

Имя Леонида Васильевича Багрова гордо носит колледж МГАВТ и новый теплоход Волжского пароходства. Это второе судно проекта RSD71, разработанного Морским Инженерным Бюро.

Крестной матерью сухогруза стала Валентина Васильевна, родная сестра Леонида Багрова.

Капитан т/х «Леонид Багров» Михаил Никифоров и крестная мать судна Валентина Багрова.
Капитан т/х «Леонид Багров» Михаил Никифоров и крестная мать судна Валентина Багрова.

О флагмане серии, теплоходе «Конструктор Егоров», и знаменитом профессионале, в честь которого он назван, читайте на нашем канале. 👇🏻

➡️Конструктор Геннадий Егоров – философ новой эры судостроения.

Читайте также:

➡️«Всю жизнь посвятил морю». Капитан Владимир Ерыгин управлял судами на Камчатке и портами в Черном море