С давних времен быт и труд людей, живущих на берегах крупных рек, были неразрывно связаны с водой.
Кто зажигал огонь на специальных сигнальных знаках? Какие суда на самом деле тянули бурлаки? Зачем и каким образом на Волге добывали лед? У кого городские жители покупали питьевую воду?
Подробности об исчезнувших волжских профессиях рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
Бакенщик зажег фонарь
Бакеном называют специальный речной сигнальный знак, закрепленный на якоре. Его используют для обозначения фарватера, мелей и других препятствий. Поскольку судам приходится двигаться по воде не только в дневное время, но и после захода солнца, на бакенах предусмотрена ночная подсветка. Бакены белого цвета устанавливают с левой стороны, а красного — с правой, между ними проходит фарватер.
Примерно до 50-х годов XX века профессия «бакенщик» была одной из самых популярных на Волге. В его обязанности входило зажигание огней в керосиновых лампах и фонарях, установленных на бакенах. Каждое утро пламя нужно было погасить. С левой стороны загорались зеленые фонари, а с правой — красные.
В «подчинении» у каждого речного работника было несколько десятков таких мини-маяков. За своим хозяйством бакенщик следил из избушки на берегу, в свободное от работы время рыбачил. После завершения сезона навигации бакены убирали с реки, чтобы их не сломало льдом и не унесло паводком. Сейчас бакенщиков заменили лампочки, аккумуляторы и фотореле.
Кстати, один из героев статей на нашем канале, известный волжский капитан Александр Торсуков, полвека служивший на речном флоте, начал свой трудовой путь в 16 лет именно бакенщиком. В навигацию он следил за работой бакенов, которые указывали путь судам, зажигал на них огни, как учил отец.
Прочитать историю капитана Александра Торсукова можно в нашей статье:
💡«Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова.
Бурлаки на Волге
Распространенной работой на Волге было бурлачество. Люди объединялись в трудовые артели и нанимались в качестве тяговой силы на суда. Бурлаки специальными канатами тащили груженые баржи против течения. Профессия была широко востребована не только в России, но и за ее пределами, на крупных реках.
Около 150 лет назад в Самару специально приезжал известный русский художник Илья Репин, чтобы сделать наброски для своего полотна «Бурлаки на Волге». Живописца впечатлило знакомство с представителями этой тяжелой волжской профессии. Знаменитая картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, а на самарской набережной установлен монумент волжским трудягам из бронзы.
Бурлаки тянули лодки собственной силой, но далеко не всегда — если, например, судно село на мель или было небольшого размера. Крупные суда шли вверх по течению другим способом. На загруженной барже установлен большой барабан с канатом, на конце которого был якорь. Несколько бурлаков садились в шлюпку, отплывали вперед и бросали якорь. Тем временем оставшиеся на судне рабочие наматывали канат обратно на барабан, подтягивая судно. После чего цикл повторялся. Труд бурлаков официально запретили в 1929 году.
💡Кстати, мы уже писали о судне, которое тянут бурлаки на картине Репина, — это расшива. Читайте подробнее в нашей статье.
Волжские льды
Заготовщик речного льда — востребованная и сложная профессия. О привычном всем холодильнике в первой трети ХХ века и мечтать не могли. Продукты хранили в ледниках. Это специальный глубокий погреб, в который в конце зимы таскали нарезанный лед с реки.
Работа заготовщика льда была сезонной, при этом требовала определенной сноровки и подготовки. Ближе к весне заготовщики вырубали на реке огромные глыбы льда, которые грузили на сани и развозили по ледникам.
Один такой ледяной блок назывался «кабаном», и вытащить его из реки было совсем не просто. Для этого использовали специальные сани с удлиненными полозьями. Лошадь подводили близко к полынье, заднюю часть саней спускали в воду, заводя под «кабана», после чего глыбу льда вытаскивали.
Читайте также:
💡На всех парах: как по Волге пошли первые суда на березовых дровах.
Кому воды?
Если в деревнях питьевая вода из колодцев была доступна каждому жителю, то в городах до изобретения центрального водоснабжения ситуация была сложнее. Открытие первого нижегородского водопровода состоялось 1 октября 1847 года. Но вплоть до начала XX века горожанам приходилось покупать воду у водовозов, которые наполняли свои бочки на реке и развозили по домам на лошадях. Бочки могли различаться: в зеленой была вода для мытья, стирки, из водоема, а в белой — питьевая, из родника или колодца.
Помните, веселую песенку водовоза из фильма «Волга-Волга»? Профессия была уважаемой, ведь «без воды и ни туды, и ни сюды».
Читайте также: