Найти в Дзене

Бивис Хиллер и ар деко: бесценный вклад

фотопортрет Бивиса Хиллера, 1968 год.
фотопортрет Бивиса Хиллера, 1968 год.

Бивис Хиллер - журналист, редактор, литературный редактор, рецензент, эксперт по антиквариату, писатель, историк искусства. Сегодня он - уже легенда. По разным причинам. Но для меня лично из-за книги, посвященной стилю ар деко, которую написал в 28 лет, когда работал журналистом в Times. Поэтому я и решила выбрать фотопортрет, сделанный в 1968 году, когда Хиллер был молод, полон надежд и планов. Сегодня, в 2025 году, в юбилейный год столетия ар деко, Бивису Хиллеру - 85 лет.

Я прочитала интервью Хиллера, подумав, что мало кто его видел, хотя опубликовано оно на страницах известного журнала Dezeen, на который подписана довольно давно и советую подписаться всем, кто хочет быть в курсе событий в мире архитектуры и дизайна.

Такие интервью обладают невероятной ценностью. И где можно нынче прочитать, что во время написания книги в 1960-х годах
ар деко, как заметил Хиллер, был "презираемым стилем"?!

Обложка книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968
Обложка книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968

«В 1968 году, когда мне было 28 лет, - рассказывает Хиллер, - я написал первую английскую книгу об ар деко. В начале 1960-х годов ар нуво был в моде, публиковались исследования и книги на эту тему, проводились крупные выставки, например, в Музее Виктории и Альберта случились две, одна посвященная Альфонсу Мухе, другая - Обри Бёрдслею. Не нужно было быть прорицателем, чтобы понять, что следующим стилем, который должен стать популярным, будет стиль 1920-х - 19 30-х годов – стиль, развивавшийся между двумя войнами или, как говорят французы, "entre deux guerres"/"межвоенный период".

Причина, которая заставила меня написать книгу об ар деко, многим может показаться странной. У меня есть теория, что люди проявляют интерес к периоду, предшествующему их дню рождения. Я, родившийся в 1940 году (в том же году, что и Джон Леннон), часто слышал истории о временах, которые мои родители воспринимали как "золотой век", о 1920-х и 1930-х годах, - времени, которое не знало бомб, танковых ловушек и карточек.

В 1920-е и 1930-е годы термина "ар деко" не существовало. Его называли «джаз-модерн» или просто «модерн». Название стиля так или иначе связано с Парижской выставкой декоративных искусств и современной промышленности 1925 года. И хотя происхождение стиля, безусловно, было связано с французской культурой,его расцвет произошёл в Америке.

«Обтекаемый» или «аэродинамичный» - этот эпитет часто исопльзовали по отношению к эпохе ар деко. Этот стиль был частью индустриальной культуры, которая повляла на абсолюнто все области - от орнаментики до моды. Но самым важным агентом влияния было беспредметное искусство начала XX века. Мое краткое определение ар деко - «одомашненный кубизм».

Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968
Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968

В течение 5 лет (1984 -1988) я был обозревателем в Los Angeles Times. Одна из первых заметок, которую я написал в 1984 году, была связана ...с темой ар деко. Я написал статью о зданиях, построенных в Лос-Анджелосе в «ревущие 1920-е», и пришедших к 1980 -м годам в упадок.

В ответ на свою статью я получил язвительное письмо от городского чиновника, в котором он уверял меня, что он «глубоко заботится» о зданиях. Но Pan-Pacific Auditorium был покрыт граффити, и через год после того, как я уехал из Лос-Анджелеса, здание сгорело дотла.

Сегодня я рад сообщить, что в Лос-Анджелесе есть процветающее и активное общество ар-деко, которое творит чудеса в восстановлении достопримечательностей.

Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968
Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968

Изучение ар деко всегда было раздираемо разногласиями. Одни исследователи, например, писатель и декоратор интерьеров Мартин Баттерсби утверждают, что 1920-е и 1930-е годы следует рассматривать как совершенно разные по стилистике десятилетия, причем термин «ар-деко» следует применять только к 1920-м годам, а «модернистский» — к 1930-м годам.

Я вполне согласен с тем, что десятилетия имеют разный характер. 1920-е - реакция на ужасы Первой мировой войны, «ревущие двадцатые». 1930-е годы У. Х. Оден называл «низким, нечестным десятилетием», - время голодных маршей и подъём фашизма в Германии, Италии и Испании. Крах Уолл-стрит в 1929 году знаменует собой границу между десятилетиями. Но я должен отметить, что не все художники и дизайнеры внезапно умерли в 1930 году! Было много фактов преемственности.

Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968
Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968

В 2003 году Музей Виктории и Альберта провел масштабную выставку ар деко. Мне было приятно, что его организаторы в каталоге выставки сгладили конфликт между «ар-деко» и «модерном» и, цитируя меня, твердо встали на мою сторону.

Я столкнулся с другим разногласием, когда вместе с Дэвидом Райаном организовал в 1971 году большую выставку деко в Институте искусств Миннеаполиса. Это было самое счастливое сотрудничество; Но поначалу у нас не было единого мнения, так как Давид хотел показать только образцы высочайшего качества – серебро Puiforcat, мебель Maurice Dufrêne, стекло Lalique – в то время как я стремился продемонстрировать, что ар деко, как я назвал его в своей книге 1968 года, является «последним из всех стилей».

Этот стиль воплотился в строительстве небоскребов и роскошных лайнеров, проявился в дизайне термосов, фонарных столбов и почтовых ящиков. В конце концо, мы договорились о компромиссе. Предметы роскоши на выставке были представлены наряду с дешёвыми вещами – обложками для книг, пепельницами, даже откровенным китчем пластиковых подсвечников.

Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968
Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968

Шоу в Миннеаполисе было особенно сильным в костюмах. Мне удалось одолжить в Bath Museum of Costume несколько ослепительных платьев . Мне нравится думать, что певец Принс, родившийся в Миннеаполисе и которому в 1971 году было 13 лет, мог посетить наше ар деко шоу, и костюмы в стиле деко могли вдохновить его на экстравагантные наряды.

Тот факт, что ар-деко был последним из «тотальных» стилей, является частью его непреходящего очарования. Ни один стиль с 1920-х и 1930-х годов не был столь влиятельным. Реликвии deco окружают нас повсюду – кинотеатры, фонарные столбы, дверные проемы кафе, гостиничных номеров. Сила стиля продолжает бросать нам вызов и обольщать нас.

Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968
Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968

Ар деко горел так ярко между 1920-ми и 1930-ми годами, что его сияние сохранилось. Режиссеры любят использовать антураж эпохи - платья из бисера, серебряные браслеты, небоскребы 1920-х годов. Это самый "возрожденный" из всех исторических стилей. Я рад, что ар деко все ещё находится на подъеме. Пусть так и останется!""

Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968
Фрагмент книги Бивиса Хиллера "Стиль XX века", 1968

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!