21 октября Никите Михалкову исполняется 80 лет — режиссёру, актёру, продюсеру, публицисту и человеку, для которого Красноярск давно стал не просто точкой на карте, а местом силы, родовым домом и живым продолжением фамилии Суриковых.
Род, написанный маслом
Михалков не раз подчёркивал, что Красноярск — часть его родовой истории. Его прадед — Василий Иванович Суриков, великий художник, уроженец этого города, чьи полотна стали визуальной хроникой русской души. «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова» — не просто картины, а сцены национального характера, в которых сплетены боль, мощь и непокорство.
Во время работы над «Сибирским цирюльником» Михалков приезжал в Красноярск и бывал в доме-музее своего прадеда. По словам сотрудников музея, он проявлял живой интерес к тому, как жил Суриков, и часто говорил о «сибирской энергии», без которой невозможно понять характер его фильмов. С тех пор каждый визит сюда — почти паломничество. В Музее-усадьбе Сурикова он бывает регулярно, рассуждая о драматургии его полотен и о том, как энергия Сибири питает русскую культуру.
«Я всегда с особой радостью приезжаю в Красноярск. Здесь моя кровь, истоки. Помню, перед первым съемочным днём в "Цирюльнике" решился на беспрецедентный шаг — попросил директора Музея-усадьбы Сурикова пустить на ночлег в дом прадеда, на которого похож как две капли воды», — рассказывал Михалков корреспонденту krsk.aif.ru.
Сила провинции
Михалков не раз высказывался о значении провинции для России, подчёркивая, что именно в глубинных регионах сохраняется подлинный характер страны. Не случайно его спектакль «12» на красноярской сцене прошёл при аншлаге. Три с половиной часа — и тишина в зале, где зрители слушали, не дыша.
После показа долго не расходились: редкое единение актёров и публики создало ощущение настоящего разговора — о правде, ответственности, совести.
Семейное эхо
В своём роду он — наследник поэтической и живописной династии. Михалковы и Суриковы — нити одной культурной ткани. Сергей Михалков — автор гимна и детских стихов, Василий Суриков — художник национального самосознания. Никита — режиссёр, соединивший эпос и личную драму — от «Рабы любви» до «Утомлённых солнцем».
Когда он говорит о Сибири, в его словах звучит не гордость родословной, а чувство принадлежности. В интервью разных лет Михалков отмечал, что ощущение Сибири даёт ощущение силы — той самой, которая помогает художнику оставаться честным перед самим собой.
Свой среди своих
В Красноярске Михалкову не нужно было представляться. Его слушали без купюр — и о кино, и о судьбе страны, и о человеческой честности. В своих выступлениях он подчёркивал, что для него важнее не политическая роль, а возможность быть услышанным и говорить о вещах, которые не теряют значения со временем — совести, долге, памяти.
Для одних он — символ целой эпохи русского кино, когда фильм ещё спорил, а не обслуживал, когда художник говорил не от имени, а от сердца. Для других — спорная фигура, человек, который не выбирает лёгких позиций. Но именно в этом — тот самый сибирский характер, в котором не терпят компромиссов.
Возвращение к истокам
175-летие Василия Сурикова отметили в Красноярске в 2023 году, и имя Михалкова там звучало часто. В музее-усадьбе художника тогда открыли экспозицию, посвящённую династии, а рядом — фотографии правнука, который, по собственным словам, «ждёт приглашения, чтобы снова приехать».
«Ощущение Сибири даёт, хоть это и банально звучит, ощущение собственной силы. Если говорить о предках, мой прямой предок, яицкий казак Иван Суриков, обладал невероятным темпераментом, — говорит Михалков, — Я к тому говорю, что это тоже во мне существует».
80 лет Никите Михалкову — не просто дата в биографии, а юбилей династии, в которой живёт память о России — той, что начинается с суриковских снегов и красноярских улиц.А Сибирь для него — по-прежнему лакмус: место, где правда звучит громче аплодисментов.
«Уверен, что основа страны — это русская провинция. Чем дальше от Садового кольца, тем чище, естественней. Это и есть моя страна», — подчеркивал Михалков в интервью корреспонденту krsk.aif.ru.