Найти в Дзене

6 станций метро Москвы, закрытых для пассажиров на годы

Открытие новых станций метро в столице стало почти обыденным. Закрытие действующих станций - явление более редкое, но не исключительное. Сегодня вспомним метровокзалы, которые на годы закрывали для пассажиров, а потом опять ввели в строй. "Кировская" Открытая в составе первой очереди метро в 1935 году станция, сегодня называется "Чистые пруды". Это имя ей присвоили в 1990 году, во время "десоветизации" столичного метро. Изначально центрального зала у нее не было: после эскалатора был небольшой аванзал, откуда пассажиры расходились по платформам. Это было связано с тем, что во время сооружения станции строители столкнулись с плывунами. Центральный зал был прорублен только в начале 1970-х. Во время Великой Отечественной станция была закрыта для пассажиров, на платформах стояли фанерные изгороди. Дело в том, что здесь работал Генштаб и находились помещения ставки Верховного главнокомандующего "Александровский сад", "Арбатская", "Смоленская", "Киевская" Первые три станции были введены в к

Открытие новых станций метро в столице стало почти обыденным. Закрытие действующих станций - явление более редкое, но не исключительное. Сегодня вспомним метровокзалы, которые на годы закрывали для пассажиров, а потом опять ввели в строй.

Центральный зал станции "Чистые пруды" был прорублен только в 1971 году. Фото А. Савина
Центральный зал станции "Чистые пруды" был прорублен только в 1971 году. Фото А. Савина

"Кировская"

Открытая в составе первой очереди метро в 1935 году станция, сегодня называется "Чистые пруды". Это имя ей присвоили в 1990 году, во время "десоветизации" столичного метро. Изначально центрального зала у нее не было: после эскалатора был небольшой аванзал, откуда пассажиры расходились по платформам. Это было связано с тем, что во время сооружения станции строители столкнулись с плывунами. Центральный зал был прорублен только в начале 1970-х. Во время Великой Отечественной станция была закрыта для пассажиров, на платформах стояли фанерные изгороди. Дело в том, что здесь работал Генштаб и находились помещения ставки Верховного главнокомандующего

-2

"Александровский сад", "Арбатская", "Смоленская", "Киевская"

Первые три станции были введены в качестве Смоленского ответвления первой ветки метро еще 15 мая 1935 года, а "Киевскую" возвели в 1937-м. Однако уже в 1953 году все четыре станции закрыли. Причиной стало возведение параллельной линии глубокого заложения - еще одного Арбатского радиуса. Это решение было вызвано тем, что открытые в 1930-е станции во время войны не справились с функцией бомбоубежища: во время бомбардировок столицы одна из фашистских бомб пробила тоннель, в котором укрывались люди. Были погибшие и раненые - как от разрушения тоннеля, так и от паники.

Станции возобновили работу только спустя 5 лет - 7 ноября 1958 года, их было решено включить в состав новой Филевской линии, которая прошла дальше от Киевского вокзала на запад Москвы. Подробнее - здесь.

Станция "Александровский сад" (она же "Улица Коминтерна" и "Калининская" не работала с 1953 по 1958 г.). Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Александровский сад" (она же "Улица Коминтерна" и "Калининская" не работала с 1953 по 1958 г.). Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

"Ленинские горы"

Уникальная станция - первая в мире, расположенная на метромосту над рекой - приняла пассажиров 12 января 1959 года. Главным ее украшением стали панорамные виды на Москву-реку, которыми пассажиры могли любоваться прямо на платформах. Станция быстро стала популярной не только у пассажиров, но и у кинематографистов.

Здесь снимали множество фильмов среди которых «Дорога к морю» с Олегом Табаковым (1965), «Человек, которого я люблю» с Георгием Жжёновым (1966), «Отпуск за свой счёт» с Владимиром Басовым (1981), «Мой младший брат» с Олегом Ефремовым и Александром Збруевым (1962). А на эскалаторной галерее, ведущей на смотровую площадку от станции, можно увидеть саму Софи Лорен в картине «Подсолнухи» (1970). Однако в 1983 году станцию закрыли на долгих 19 лет.

Станция "Ленинские горы" в 1982 г.
Станция "Ленинские горы" в 1982 г.

Виной всему послужили нарушения в технологии строительства: метромост требовали ввести в строй к очередной дате, и строители, чтобы работать в мороз, добавляли в бетон соль. Довольно скоро это привело к коррозии и разрушению конструкций.

Сначала поезда просто не останавливались на станции, а с 1986 года в обход опасной конструкции построили параллельные мосты.

Станция была фактически построена заново и вновь открылась для пассажиров только в 2002 году.

Список закрытых станций можно продолжить. Например, в 2024 году для пассажиров стали недоступны сразу две подземные платформы, открытые всего несколькими годами ранее. И вот почему:

Все закрытые станции в московском метро можно разделить на две группы: временно закрытые (иногда на десятилетия) и выведенные из эксплуатации навсегда. Последние стали называть станциями-призраками:

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Новые материалы также удобно читать в моём телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel