Необычная станция-призрак появилась в одном из престижных районов столицы - Пресненском. Вокруг множество офисов и высотных жилых комплексов. Станция подземки была открыта всего шесть лет назад, ей ежедневно пользовались 20 000 человек, и вот ее закрыли для пассажиров и убрали со схем. Что случилось? И что теперь делают люди, которые пользовались этой станцией? Об этом поговорим сегодня.
Вот так выглядела станция "Шелепиха" Московского метро в период эксплуатации с 2018 по 2024 год: море света, современное оформление с использованием панелей и классического мрамора, просторная платформа. Сейчас свет на станции погашен, поезда не ходят, для пассажиров вход сюда запрещен.
Эту станцию без преувеличения можно назвать многострадальной. Ее запроектировали еще в нулевые, а в 2008 году столичное правительство утвердило название "Шелепиха" для будущей станции. Однако через три года, в 2011 году, те же столичные власти решили отказаться от строительства станции, поскольку она располагалась в промзоне. Всего через год, в 2012 году, они передумали. И в следующем 2013 году строительство подземного дворца началось.
Такое решение было вполне объяснимым. Несмотря на заявления 2010 года о том, что решение о строительстве Москва сити было градостроительной ошибкой, район небоскребов продолжал активно развиваться. Бывшая промзона, прилегавшая к сити, где была запланирована "Шелепиха", сносилась и стала площадкой для возведения премиального жилья, в том числе для обитателей делового центра.
Станция "Шелепиха" мелкого заложения, поэтому строили ее открытым способом. Вот как это выглядело.
К августу 2017 года на "Шелепихе" завершили отделочные работы, а уже в сентябре по ней прошел пробный поезд.
Открыли "Шелепиху" только через полгода - 26 февраля 2018 года. Но зато с большой помпой. Пресса с гордостью писала, что длина пассажирской платформы составила 163 метра, а особая форма белых колонн создала иллюзию высоких потолков. Станция стала частью первого пускового участка нового столичного мегапроекта - Большой кольцевой линии. Первый пусковой участок соединил станции "Деловой центр" и "Петровский парк".
Но дальше, как в анекдоте, "но есть нюанс".
Дело в том, что две их пяти станций первого пускового участка Большой кольцевой линии "Шелепиха" и "Деловой центр" находились за пределами собственно кольца.
Когда началось открытие станций на основной трассе БКЛ, перегоны до "Шелепихи" и "Делового центра" стали отдельной линией 11А, которая в течение нескольких лет соединяла "Деловой центр" и "Савеловскую". Вот как это выглядело на схеме.
Параллельно столичные власти приняли решение о возведении новой Рублево-Архангельской линии метро, которая должна пройти из Москва сити на северо-запад столицы и выйти за МКАД. С ее станций будет рукой подать до престижной Ильинки. А там и до знаменитой Рублевки недалеко - того самого заповедника для богатых и знаменитых. Что интересного может посмотреть там любой желающий, можно узнать здесь:
Так вот, было решено, что станции "Шелепиха" и "Деловой центр" отойдут к новой линии, когда ее построят. А пока их было решено закрыть. Это и произошло 22 июня 2024 года. Станции не просто закрыли, а еще и убрали со всех карт. Словно и не было никогда этих подземных дворцов. Осталась только одноименная станция МЦК. Вот как сейчас выглядит схема метро в этом месте:
Как я уже упомянул, аналогичная участь постигла и станцию метро "Деловой центр" линии 11А. Сейчас она тоже закрыта для пассажиров и законсервирована. О ее судьбинушке можно прочитать здесь:
Стоит добавить, что согласно официальной статистике, закрытой станцией метро "Шелепиха" пользовались в среднем 20 000 человек в день. Это не гигантский пассажиропоток, но и не самый маленький. Его можно сравнить с количеством пассажиров, которых ежедневно обслуживают станции "Физтех", "Говорово", "Румянцево", "Борисово". В тоже время "Шелепиха" ежедневно принимала гораздо больше пассажиров, чем такие действующие станции как "Студенческая", "Пионерская", "Минская", "Боровское шоссе", "Спартак".
Жителей близлежащих ЖК столичные власти утешают: годика через два-три "Шелепиху" и "Деловой центр" обещают снова открыть в составе Рублево-Архангельской линии. Вот какой она будет на схеме:
В то же время прямой маршрут от Москва сити и "Шелепихи" на станции БКЛ "Хорошёвская", "ЦСКА", "Петровский парк" и "Савёловская" больше восстановлен не будет. Он навсегда ушел в историю московского метро. Подробнее о приключениях закрытой линии 11А здесь:
Интересно, что в связи с закрытием двух станций подземки не вводили никаких компенсационных маршрутов наземного транспорта. Что редкость для Москвы. Посчитали, что существующих линий достаточно. Действительно, станция метро "Шелепиха" имела пересадку на одноименную станцию МЦК и платформу "Тестовская" МЦД, а "Деловой центр" линии 11А также дублировалась пересадочными станциями других линий.
Больше поразительных фактов о московском метро здесь:
Тем временем в центре столицы Урала один уважаемый горожанин прорыл первый в России частный выход из метро - со станции глубокого заложения. Он повестил там необычную роскошную люстру и поставил эскалаторы новейшей модели. Теперь этот успешный бизнесмен может попасть к себе в офис со станции подземки, не выходя на улицу. Зачем он потратил на это миллиарды и кому кроме него разрешено пользоваться этим выходом из метро? Подробности:
Но вернемся в Москву.
А вы скучаете по "Шелепихе"?
Поделитесь в комментариях.
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel