Найти в Дзене

В Москве закрыли ещё одну новую станцию метро и убрали со всех карт: как так получилось?

Необычная станция-призрак появилась в одном из престижных районов столицы - Пресненском. Вокруг множество офисов и высотных жилых комплексов. Станция подземки была открыта всего шесть лет назад, ей ежедневно пользовались 20 000 человек, и вот ее закрыли для пассажиров и убрали со схем. Что случилось? И что теперь делают люди, которые пользовались этой станцией? Об этом поговорим сегодня. Вот так выглядела станция "Шелепиха" Московского метро в период эксплуатации с 2018 по 2024 год: море света, современное оформление с использованием панелей и классического мрамора, просторная платформа. Сейчас свет на станции погашен, поезда не ходят, для пассажиров вход сюда запрещен. Эту станцию без преувеличения можно назвать многострадальной. Ее запроектировали еще в нулевые, а в 2008 году столичное правительство утвердило название "Шелепиха" для будущей станции. Однако через три года, в 2011 году, те же столичные власти решили отказаться от строительства станции, поскольку она располагалась в про

Необычная станция-призрак появилась в одном из престижных районов столицы - Пресненском. Вокруг множество офисов и высотных жилых комплексов. Станция подземки была открыта всего шесть лет назад, ей ежедневно пользовались 20 000 человек, и вот ее закрыли для пассажиров и убрали со схем. Что случилось? И что теперь делают люди, которые пользовались этой станцией? Об этом поговорим сегодня.

Закрытая станция "Шелепиха" Московского метро в период эксплуатации. Фото А. Савина
Закрытая станция "Шелепиха" Московского метро в период эксплуатации. Фото А. Савина

Вот так выглядела станция "Шелепиха" Московского метро в период эксплуатации с 2018 по 2024 год: море света, современное оформление с использованием панелей и классического мрамора, просторная платформа. Сейчас свет на станции погашен, поезда не ходят, для пассажиров вход сюда запрещен.

Эту станцию без преувеличения можно назвать многострадальной. Ее запроектировали еще в нулевые, а в 2008 году столичное правительство утвердило название "Шелепиха" для будущей станции. Однако через три года, в 2011 году, те же столичные власти решили отказаться от строительства станции, поскольку она располагалась в промзоне. Всего через год, в 2012 году, они передумали. И в следующем 2013 году строительство подземного дворца началось.

Такое решение было вполне объяснимым. Несмотря на заявления 2010 года о том, что решение о строительстве Москва сити было градостроительной ошибкой, район небоскребов продолжал активно развиваться. Бывшая промзона, прилегавшая к сити, где была запланирована "Шелепиха", сносилась и стала площадкой для возведения премиального жилья, в том числе для обитателей делового центра.

Район, прилегающий к Москва сити, уже много лет активно застраивается. Фото автора
Район, прилегающий к Москва сити, уже много лет активно застраивается. Фото автора
Станция "Шелепиха" на схеме города. Яндекс.Карты
Станция "Шелепиха" на схеме города. Яндекс.Карты

Станция "Шелепиха" мелкого заложения, поэтому строили ее открытым способом. Вот как это выглядело.

Строительство станции метро "Шелепиха". Фото: Мос.ру
Строительство станции метро "Шелепиха". Фото: Мос.ру

К августу 2017 года на "Шелепихе" завершили отделочные работы, а уже в сентябре по ней прошел пробный поезд.

Станция "Шелепиха" во время строительства. Фото: мос.ру
Станция "Шелепиха" во время строительства. Фото: мос.ру

Открыли "Шелепиху" только через полгода - 26 февраля 2018 года. Но зато с большой помпой. Пресса с гордостью писала, что длина пассажирской платформы составила 163 метра, а особая форма белых колонн создала иллюзию высоких потолков. Станция стала частью первого пускового участка нового столичного мегапроекта - Большой кольцевой линии. Первый пусковой участок соединил станции "Деловой центр" и "Петровский парк".

Оформление станции "Шелепиха" Фото: Мос.ру
Оформление станции "Шелепиха" Фото: Мос.ру

Но дальше, как в анекдоте, "но есть нюанс".

Дело в том, что две их пяти станций первого пускового участка Большой кольцевой линии "Шелепиха" и "Деловой центр" находились за пределами собственно кольца.

Когда началось открытие станций на основной трассе БКЛ, перегоны до "Шелепихи" и "Делового центра" стали отдельной линией 11А, которая в течение нескольких лет соединяла "Деловой центр" и "Савеловскую". Вот как это выглядело на схеме.

-7

Параллельно столичные власти приняли решение о возведении новой Рублево-Архангельской линии метро, которая должна пройти из Москва сити на северо-запад столицы и выйти за МКАД. С ее станций будет рукой подать до престижной Ильинки. А там и до знаменитой Рублевки недалеко - того самого заповедника для богатых и знаменитых. Что интересного может посмотреть там любой желающий, можно узнать здесь:

Так вот, было решено, что станции "Шелепиха" и "Деловой центр" отойдут к новой линии, когда ее построят. А пока их было решено закрыть. Это и произошло 22 июня 2024 года. Станции не просто закрыли, а еще и убрали со всех карт. Словно и не было никогда этих подземных дворцов. Осталась только одноименная станция МЦК. Вот как сейчас выглядит схема метро в этом месте:

-8

Как я уже упомянул, аналогичная участь постигла и станцию метро "Деловой центр" линии 11А. Сейчас она тоже закрыта для пассажиров и законсервирована. О ее судьбинушке можно прочитать здесь:

Стоит добавить, что согласно официальной статистике, закрытой станцией метро "Шелепиха" пользовались в среднем 20 000 человек в день. Это не гигантский пассажиропоток, но и не самый маленький. Его можно сравнить с количеством пассажиров, которых ежедневно обслуживают станции "Физтех", "Говорово", "Румянцево", "Борисово". В тоже время "Шелепиха" ежедневно принимала гораздо больше пассажиров, чем такие действующие станции как "Студенческая", "Пионерская", "Минская", "Боровское шоссе", "Спартак".

Жителей близлежащих ЖК столичные власти утешают: годика через два-три "Шелепиху" и "Деловой центр" обещают снова открыть в составе Рублево-Архангельской линии. Вот какой она будет на схеме:

Рублево-Архангельская лини на схеме Московского метро получит № 17
Рублево-Архангельская лини на схеме Московского метро получит № 17

В то же время прямой маршрут от Москва сити и "Шелепихи" на станции БКЛ "Хорошёвская", "ЦСКА", "Петровский парк" и "Савёловская" больше восстановлен не будет. Он навсегда ушел в историю московского метро. Подробнее о приключениях закрытой линии 11А здесь:

Интересно, что в связи с закрытием двух станций подземки не вводили никаких компенсационных маршрутов наземного транспорта. Что редкость для Москвы. Посчитали, что существующих линий достаточно. Действительно, станция метро "Шелепиха" имела пересадку на одноименную станцию МЦК и платформу "Тестовская" МЦД, а "Деловой центр" линии 11А также дублировалась пересадочными станциями других линий.

Больше поразительных фактов о московском метро здесь:

Тем временем в центре столицы Урала один уважаемый горожанин прорыл первый в России частный выход из метро - со станции глубокого заложения. Он повестил там необычную роскошную люстру и поставил эскалаторы новейшей модели. Теперь этот успешный бизнесмен может попасть к себе в офис со станции подземки, не выходя на улицу. Зачем он потратил на это миллиарды и кому кроме него разрешено пользоваться этим выходом из метро? Подробности:

Но вернемся в Москву.

А вы скучаете по "Шелепихе"?

Поделитесь в комментариях.

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel