Найти в Дзене
Коммерсантъ

Провизоров лишают допуска к работе: почему опытные кадры уходят из аптек

Провизорам с большим стажем предлагают переучиться

Альянс фармацевтических ассоциаций обратился в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ), Росздравнадзор и Минздрав с просьбой упростить формальные требования и устранить правовые противоречия при аккредитации провизоров. В альянсе считают, что отказы в подтверждении квалификации усугубят существующий дефицит компетентных кадров в отрасли. «Здоровье+» ознакомился с копией письма и поговорил с участниками и экспертами рынка о сложившейся ситуации.

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

По словам представителей фармсообщества, сейчас провизоры—сотрудники аптек массово сталкиваются с отказами в аккредитации, которую наряду с курсами повышения квалификации для работы по специальности обязательно проходить каждые пять лет. Это особенно актуально для сотрудников со стажем работы 25 лет и более, поскольку по действующим до 2000 года нормам они не проходили обучение в интернатуре. «Складывается ситуация, когда провизоры со стажем работы пять-десять лет без проблем проходят аккредитацию, а наиболее компетентные и опытные сотрудники не могут этого сделать и вынуждены прекращать работу или переходить на должности кассиров и продавцов-консультантов, полностью выпадая из системы непрерывного образования»,— прокомментировали ситуацию в «Провизор 24» (это сообщество специализируется на аккредитации и обучении фармацевтов и провизоров). «Аптеки, чтобы закрыть кадровый дефицит, могут нанимать на вакансии продавцов-консультантов младший медицинский персонал (например, медсестер), для которого аккредитация не требуется вовсе»,— добавляет заведующий аптекой, пожелавший остаться анонимным. Собеседник «Здоровья+» считает, что это ставит в неравные условия квалифицированных провизоров, обучающихся более пяти лет, и других медработников, не имеющих специального образования, но фактически замещающих провизоров при отпуске лекарств и консультировании населения. По словам исполнительного директора Национальной фармацевтической палаты и Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елены Неволиной, аптека может нанимать на работу продавцов-консультантов без фармацевтического образования, поскольку нет прямого запрета на продажу ими парафармацевтики, косметики, товаров для детей и гигиены. «Однако,— добавляет госпожа Неволина,— продажа лекарств такими работниками является нарушением». Дефицит квалифицированных кадров в фармотрасли отмечала и исполнительный директор Евразийской академии надлежащих практик Ирина Спичак (см. «Здоровье+» https://www.kommersant.ru/doc/8062263 от 25 сентября 2025 года). По ее словам, каждое четвертое место на фармпредприятии может занимать человек с недостаточными компетенциями, а более 30% специалистов находятся в предпенсионном возрасте. Вместе с этим, по данным исследования SuperJob, проведенного по запросу «Здоровья+», работу в фармритейле ищут 75% соискателей с фармацевтическим образованием и старше 45 лет.

По словам руководителя отдела контроля социальной аптечной сети «Первая помощь» (Калининградская область) Марины Каймин, одной из сотрудниц сети, которой сейчас 64 года, в ФАЦ уже дважды отказали в аккредитации по специальности «провизор-технолог (фармацевтическая технология)». Она имеет несколько записей в трудовой книжке как «провизор», «провизор-организатор» и «провизор-аналитик», что в ФАЦ расценивают как перерыв в ее стаже по специальности. Таким провизорам предлагают пройти профессиональную переподготовку по программе «Управление и экономика фармации» (УЭФ). Стоимость такого обучения составляет порядка 10 тысяч руб., оно длится три месяца (в течение которых провизор не может работать) и предполагает тестирование и сдачу экзамена по специальности. «Это психологически тяжело для человека в таком возрасте»,— заключает госпожа Каймин.

Квалификационные требования к провизорам в нынешнем виде существуют с 2000 года, однако до 2016 года у коммерческих организаций фактически не было обязательств их выполнять. С 2016 по 2021 год специалисты для продления допуска к фармацевтической деятельности могли пройти или сертификацию (проводится как частными, так и государственными организациями), или аккредитацию (проводится только ФАЦ) — действовал переходный период. Сертификаты специалиста действуют пять лет, поэтому в этом году аккредитацию начали массово проходить все, кто успел продлить допуск к работе провизором в 2021 году, получив сертификат по старым правилам. «Здоровье+» направил запрос в ФАЦ. Там комментарий не предоставили.

По мнению Елены Неволиной, проблемы возникли из-за того, что после вступления в силу в 2016 году приказов о номенклатуре должностей фармацевтических работников и о порядке проведения аккредитации аптечные сети не учли изложенные Минздравом требования к ней, в том числе соответствие занимаемой должности в трудовой книжке аккредитуемой специальности и наличие такой должности в официальной номенклатуре. «Кроме того,— продолжает госпожа Неволина,— на новые нормы не обращали внимания коммерческие образовательные организации, проводившие повышение квалификации и сертификацию провизоров». Многие из таких негосударственных организаций до введения обязательной сертификации не занимались обучением медицинских работников и не имели соответствующих компетенций. «Юридически сейчас отказы ФАЦ в аккредитации обоснованны, но надо отметить, что Минздрав последние 25 лет соблюдение своих требований к аккредитации никак не проверял»,— заключает госпожа Неволина.

«Записи в трудовой книжке можно исправлять и привести в соответствие с требованиями, но на практике это огромная проблема»,— утверждает директор аптечной сети «Здоровье» (Великий Новгород) Ольга Хруцкая. По ее словам, многим сотрудникам требуется исправить записи, сделанные 20–25 лет назад, но в силу того, что фармрынок «очень динамичный», юрлицо бывшего работодателя часто бывает уже ликвидировано. Кроме того, бывший работодатель может отказать во внесении исправлений без объяснения причин, что, по мнению госпожи Хруцкой, связано с конкуренцией на фармрынке.

Проблемы признают и в федеральных аптечных сетях. С требованиями ФАЦ о переподготовке провизоров по профилю УЭФ сталкивались в «Ригле» (занимает первое место в отраслевых рейтингах по объему выручки). Там обращают внимание на то, что в 2007 году Минздравсоцразвития (сейчас ведомство упразднено) в письме разъясняло, что требования прохождения интернатуры или переподготовки не распространяются на специалистов, получивших диплом до 2000 года. В аптечной сети тоже считают, что проблемы с аккредитацией усугубляют дефицит профессиональных кадров в фармотрасли, который в отдельных регионах может достигать 30%. Для помощи сотрудникам в решении проблем с ФАЦ и дополнительного образования в «Ригле» работает собственный аккредитационный центр. В то же время Альянс фармацевтических ассоциаций в письме отмечает, что службы, в обязанности которых входит мониторинг постоянно меняющегося законодательства, номенклатуры фармацевтических работников и сопровождения аккредитации провизоров, существуют лишь в крупных аптечных сетях и государственных аптеках. В то время как малые и средние фармацевтические предприятия не могут себе позволить содержать полноценные кадровые службы и их функции часто выполняет владелец бизнеса.

Помимо этого, остается открытым вопрос о судьбе провизоров-технологов (по разным оценкам, такую специализацию имеют примерно 15% провизоров). В приказе Минздрава 206н от 02.05.2023 «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием», который был продлен приказом ведомства №515 от 29.08.2025, осталась запись о том, что специальность «фармацевтическая технология» сохраняется до 31 декабря 2025 года. Таким образом, де-юре провизоры-технологи с 1 января 2026 года лишатся допуска к работе. Проблема с продолжением работы провизоров-технологов с января 2026 года действительно существует, согласна Елена Неволина. «Текущие нормы были разработаны Минздравом с целью объединить специальности “фармацевтическая технология” и “фармация” в одну (ликвидировав первую), но дальнейших разъяснений по работе таких специалистов Минздрав не выпускал»,— заключает эксперт.

Александр Осипов

Держите новости при себе. Присоединяйтесь к Telegram «Коммерсанта».