Вручение Нобелевской премии в 2025 году состоялось в шести номинациях: физика, химия, медицина, литература, экономика и премия мира. Наибольший ажиотаж была вокруг премии мира, на которую был выдвинут президент США Дональд Трамп, однако она досталась представителю венесуэльской оппозиции Марии Корина Мачадо. Кто еще получил Нобелевскую премию и вознаграждение в 11 тыс. шведских крон, - в материале «Известий».
Медицина — Шимон Сакагучи, Мэри Бранков и Фред Рамсделл
Японец Шимон Сакагучи и американцы Мэри Бранков и Фред Рамсделл получили Нобелевскую премию по медицине за «исследование периферической иммунологической толерантности». Их работы имеют фундаментальное значение для возможной разработки терапии от аутоиммунных заболеваний — это такая группа заболеваний, при которых иммунитет человека атакует собственные ткани и органы, вызывая их поражения. Сейчас от таких болезней, как системная красная волчанка, рассеянный склероз, ревматоидный артрит и подобных им, лечения нет.
Ранее ученые уже описали такое явление, как центральная толерантность. Под ним понимают выделение в костном мозге и тимусе B-клеток и T-клеток, которые предотвращают атаку иммунных клеток на собственный организм путем уничтожения потенциально опасных клеток. Однако этот механизм не совершенен и требует доработки, которую обеспечивает периферийная толерантность. Созданные в рамках нее клетки T-хелперы регулируют деятельность T-клеток, не давая им атаковать организм. Сакагучи в ходе опытов на мышах обнаружил T-хелперы, а Бранков и Рамсделл выявили ген FOXP3, который регулирует путь T-хелперов.
Физика — Джон Кларк, Мишель Деворе и Джон Мартинис
Британец Джон Кларк, француз Мишель Деворе и американец Джон Мартинис стали лауреатами Нобелевской премии по физике за «открытие квантового туннелирования на макроуровне и квантования энергии в электрической цепи». Их работы имеют важное значение для потенциального создания квантовых компьютеров, которые открывают новые возможности в области вычислений.
Разработке стабильно работающих квантовых компьютеров пока мешает тот факт, что окружающий мир разрушает квантовые системы, а потому физики ищут способы создать такие физические объекты, которые будут надежно изолированы от внешней среды. Кларк, Деворе и Мартинис, работая в одной команде, еще в середине 1980-х годов провели эксперименты со сверхпроводимостью, которые позволили добиться свойств, необходимых для создания квантового компьютера. Говоря простыми словами, они создали транзистор, работающий в квантовой механике.
Химия — Сусуму Китагава, Ричард Робсон и Омар Яги
Нобелевскую премию по химии получили японец Сусуму Китагава, британец Ричард Робсон и американец Омар Яги, происходящий из семьи палестинских беженцев из Иордании. Они стали лауреатами с формулировкой «за развитие металл-органических каркасных структур». В разное время они поочередно внесли свой вклад в открытие и разработку этих новых и перспективных химических соединений.
Металл-органические каркасы (МОК) представляют из себя решетки, в которых органические молекулы соединяются атомами металлов. МОК обладают большим объемом пустот, которые можно заполнять другими веществами. Это позволяет им выступать контейнерами и фильтрами на молекулярном уровне, причем использование разных металлов и молекул придает необходимые свойства под конкретную задачу. На практике МОК открывают новые возможности в очистке воды и улавливании ее из воздуха, разложении отходов, хранении лекарств.
Литература — Ласло Краснахоркаи
Обладателем Нобелевоской премии по литературе стал венгр Ласло Краснахоркаи с формулировкой за «убедительное и пророческое творчество, которое в разгар апокалиптического ужаса подтверждает силу искусства». Известность в литературном мире ему принесли такие романы, как «Сатанинское танго», «Меланхолия сопротивления», «Война и война», «разруха и печаль Поднебесной», а также сборники новелл.
Краснахоркаи всю жизнь много путешествовал и жил в самых разных странах, что нашло отражение в его творчестве. Его книги отличаются бессюжетной антиутопичностью и меланхоличным настроением, которое примиряет его героев с гротескной реальностью, созданной автором. Краснахоркаи выделяется особым звучанием текстов, выверенным языком, длинными предложениями и абзацами, в которые читатель буквально погружается с головой.
Премия мира — Мария Корина Мачадо
Нобелевскую премию мира получила венесуэльский политик Мария Корина Мачадо. Она стала первым представителем своей страны, которой досталась награда. Норвежский Нобелевский комитет присудил премию с формулировкой «за неустанную работу по продвижению демократических прав народа Венесуэлы и за ее борьбу за достижение справедливого и мирного перехода от диктатуры к демократии».
С 2011 по 2014 годы Мачадо была членом парламента Венесуэлы, после чего стала одним из лидеров протестов против президента Венесуэлы Николаса Мадуро. В 2023 году она выиграла праймериз на выборах президента, но ее кандидатура не была зарегистрирована из-за 15-летней дисквалификации. В 2024 году Мачадо объявила, что она будет скрываться от властей Венесуэлы. После этого ее кандидатура была выдвинута на Нобелевскую премию, поддержку ей выразили многие американские политики, в том числе нынешний госсекретарь США Марко Рубио.
Экономика — Джоэль Мокир, Филипп Агьон и Питер Хоуитт
Последней была вручена Нобелевская премия по экономике. В отличие от других номинаций она появилась не по завещаю шведского благотворителя Альфреда Нобеля, а учреждена Шведским государственным банком. Выбирает лауреатов также Академия наук, ее размер идентичен вознаграждению по остальным премиям.
В 2025 году лауреатами премии по экономике за объяснение инновационно-ориентированного экономического роста стали американо-израильский историк экономики Джоэль Мокир, французский экономист Филипп Агьон и канадец Питер Хоуитт. Премию разделили не поровну: половина присуждена Мокиру, вторую половину разделили Агьон и Хоуитт.
Мокир на основе исторических источников доказал, что для непрерывного инновационного процесса необходимы не только практические знания, но и научное понимание принципов работы технологий. Агийон и Хоуитт разработали математическую модель созидательного разрушения – процесса, при котором новые продукты вытесняют устаревшие технологии.