Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Почему гибли Т-34: основные уязвимости танка, которые враг использовал до конца войны

Танк, серии Т-34, в основном знакомый по фильмам советского периода, до недавних пор считался легендой военной поры. О нем много писали, снимали фильмы, по городам, осталось немало памятников и т. д, тем не менее, мало кто знает, а еще меньше даже помнят, как, несмотря на мощь вооружения, эта машина становилась головной болью для экипажей, которые ими управляли. Немцы практически сразу поняли, что Т-34, хотя и в больших количествах поступали в воинские подразделения РККА, тем не менее, не редко простаивали в ремонтных мастерских, а в боевых сражениях, особенно в наступательных операциях, несли большие потери. Нельзя сказать, что советские инженеры не пытались решить технические проблемы. Машины этой серии выпускались не один год и на них часто меняли не только вооружение, но и переделывались ходовая часть и устранялись общие неполадки в системах управления. И все же, несмотря на все усилия, все, что удалось сделать, это используя горький опыт, добиться того, что один из модифицирова
Оглавление

Танк, серии Т-34, в основном знакомый по фильмам советского периода, до недавних пор считался легендой военной поры.

О нем много писали, снимали фильмы, по городам, осталось немало памятников и т. д, тем не менее, мало кто знает, а еще меньше даже помнят, как, несмотря на мощь вооружения, эта машина становилась головной болью для экипажей, которые ими управляли.

Немцы практически сразу поняли, что Т-34, хотя и в больших количествах поступали в воинские подразделения РККА, тем не менее, не редко простаивали в ремонтных мастерских, а в боевых сражениях, особенно в наступательных операциях, несли большие потери.

Нельзя сказать, что советские инженеры не пытались решить технические проблемы. Машины этой серии выпускались не один год и на них часто меняли не только вооружение, но и переделывались ходовая часть и устранялись общие неполадки в системах управления.

И все же, несмотря на все усилия, все, что удалось сделать, это используя горький опыт, добиться того, что один из модифицированных танков, а именно Т-34-57 в дальнейшем оправдал усилия разработчиков.

-2

Из средней категории танков периода Великой Отечественной войны, это единственная модель, которая пробивала лобовую броню «Тигра», поэтому немцы побаивались 57-и машины и старались не использовать «Тигры» на участках, где они имелись.

Как на Т-34 пытались устранить самые характерные технические недоработки

Разработчики Т-34 пытались не только разобраться в причинах, почему их машина оставалась проблемной по техническим неполадкам, но и совершенствовать ее вооружение.

-3

Для увеличения огневой мощи инженеры военного предприятия №183 попробовали модифицировать Т-34-85, установив противотанковое орудие Д-10Т. Во время испытаний пушка не оправдала доверия: она была слишком громоздкой и сложной в управлении.

И все же, попытка установить 100 мм орудие, которое бы могло уничтожать появившиеся в ходе войны Tiger II тяжелые немецкие танки, не давала покоя инженерам. ЛБ-1-100 мм, как вариант замены, оказалась намного удачнее: мало того, что она по мощности была не хуже Д-10Т, ее скорострельность была выше и била она точнее.

Также было решено изменить кое-что в башне Т-34-100, так как на 85-й модели она была слишком узкой. На «сотке» обязанности радиста принял на себя командир танка, что позволило уменьшить общее число обслуги. И все же, недоработок оставалось много, а война в принципе, уже подходила к концу и потребность в танках постепенно уменьшалась.

-4

Было принято решение прекратить работы над проектом, заморозив их с последующей передачей в архив. Недоработки, выявленные по ЛБ-1, привели к тому, что оружейники приняли решение оставить слишком «сырой» проект и искать другие варианты пушек.

Так был разработан проект 115 мм гладкоствольной пушки «Молот» У5-ТС, вариант вооружения, во многом перспективнее и главное, долговечнее, как тип вооружения.

-5

В начале 50-х годов их устанавливали на танках Т-62 в массовом порядке. А вот с Д-10Т история не закончилась архивом. Эту пушку было принято решение модифицировать, с возможностью в перспективе устанавливать на танках среднего класса.

Недостатки Т-34, о которых немцы знали

Самой главной недоработкой оставалась броня танка. 45 мм бронированной стали не спасали экипаж от лобового обстрела и немцы, зная эту особенность, часто навязывали для Т-34 лобовые атаки.

-6

Если экипаж умудрялся вовремя выполнить маневр, выставив под снаряд не корпус танка, а его часть, тогда от рикошета боеприпас уходил в сторону. И это тоже вредило броню, так как металлические плиты трескались из-за недостатка в стали никеля, но все же, экипаж в большинстве случаев оставался цел.

Кроме того что бронь была слишком тонкой, имелись места где ее соединяли сварочным швом. Сварка возможно бы и держала плиты, но отсутствие нужно количества в сварочном материале николя рассыпалась от попадания снаряда.

Плиты попросту выпадали из корпуса, обнажив внутренности машины, и немцы, зная эту особенность, при стрельбе из своих пушек использовали бронебойные снаряды.

Танк без частиц бронированных плит выглядел крайне нелепо на поле боя, и в большинстве своем машины приходилось выводить из атак, так и не применив в качестве помощи пехотинцам.

Немаловажным также было то, что Т-34 своим пусть мощным, но слишком шумным двигателем никогда не заставал немцев врасплох. Шуму добавляли также траки танка, которые почему-то слишком громко лязгали.

В ночное время движущаяся колона Т-34 издалека распознавались по шуму, поэтому немцы даже не утруждали себя предварительными разведывательными операциями, используя имеющиеся время для подготовки к бою.

-7

А вот о недостатках стрельбы Т-34 немцы не только знали, но и умело использовали. Дело в том, что Ф-34, 76-и мм пушка хоть и была грозным вооружением, но, к сожалению, с малой дальностью прицельного огня, всего в 500-600 м.

Немцы, проведя прицельный огонь, организовано отходя назад на беспечное для себя расстояние, практически ничем не рисковали. Если учесть, что на Т-34 приходилось постоянно маневрировать, чтобы не подставить борт под прицельное попадание, то понятно, что часто штурмовать приходилось в несколько заходов, а это уже требовало и дополнительную технику, и живую силу.

Что касается технических характеристик, снова-таки нужно вспомнить о силовом агрегате Т-34. Дизельный двигатель В-2 обладал ресурсом всего в 100 мото/часов.

Мощный, чрезвычайно надежный даже в сложных условиях эксплуатации, после гарантированного пробега он попросту заклинивал. Чтобы увеличить рабочий ресурс инженеры пожертвовали мощностью, модернизировав силовой агрегат.

Т-34 первых серий
Т-34 первых серий

На момент сражения на Курской дуге двигатели Т-34 свободно одолевали отметку в 300 мото/часов, а уже к 1944 году инженеры добились того, что двигатель можно было эксплуатировать и дольше, что позволяло выполнять дальние марш-броски.

Недоработки по системам управления и ограниченный обзор так и не удалось устранить.

Для управления Т-34, особенно если это касалось механика-водителя, отбирали только физически сильных бойцов. Причина объяснялась просто: чтобы пользоваться 4-х ступенчатой КПП требовалась немалая сила, хотя само сцепление было настолько «нежным», что если отсутствовали определенные навыки вождения, при движении с места новички нередко сжигали фрикцион, выводя танк из строя еще до боя.

-9

А вот недоработки с оптикой и обзором делали экипаж практически «слепым», где ПТ-6, единственный прибор для наблюдения и прицельной стрельбы, был неэффективным даже в случае, когда требовалось попросту перестроиться в ходе боя.

Чтобы хоть как то огневой мощью поддерживать пехоту часто экипаж вел стрельбу наугад, так как для прицельной, требовалось изначально повернуть башню. А чтобы уж точно выстрелить, наводчик должен был постоянно прислонять голову к налобнику, что при движении по вспаханному снарядами полю было практически не выполнимой задачей.

И все же, несмотря на массу недоработок Т-34 выпускали большими партиями.

О недоработках знали все, но в тот момент это был единственный выход из сложившейся ситуации: для победы над сильным и умным врагом требовались огромные ресурсы, как в живой силе, так и по количеству техники.

Когда немцы собирали свои качественные «Тигры» и «Пантеры», им приходилось затрачивать много времени для установки и подгонки основных элементов танков, только тогда эти машины могли в совершенстве выполнять поставленные задачи.

-10

Т-34 же был настолько простым в сборке, что в сравнении с немцами советские заводы за период войны смогли передать бойцам РККА 55 тыс. боевых машин, тогда как немцы успели построить всего 8 700 боевых машин.

Потери в рядах советских танковых дивизий были колоссальными, но в целом именно преимущество в количестве боевых машин и становилось тем фактором, который объясняет проигрыши немцев в крупных сражениях.

Еще один, не маловажный момент, касался относительно подготовки экипажей. Для того чтобы управлять «Тигром» или той же «Пантерой» немцам требовалось на обучение управлять этими машинами как минимум полгода, тогда как на Т-34 можно было использовать обычных трактористов.

То, что советский народ в ходе войны потерял в общей сложности более 20 млн. людей навсегда в памяти и истории останется самым ранимым местом. Не стоит забывать, что в войне с Германией участвовали представители различных национальностей, которые были сплоченными в своем желании победить врага.

Люди часто шли в бой, понимая, что погибнут и, тем не менее, они верили, что то, что они тогда делали, останется в памяти тех, кто будет жить после них: дети, внуки.

Экипажи танкистов Т-34 знали, что они, по сути, являлись смертниками и также знали, что выжить в бою, особенно на участках где проводилось крупные наступления, было редким везением и, тем не менее, эти люди выполняли свою задачу. Высокий моральный дух, преданность идее и вера в победу делали этих людей героями.

Память о подвиге советского народа должны сохранять не только теперешнее поколение, но и те, кто будет потом, хотя бы потому, что в истории человечества не так много подобных примеров героизма и сплоченности.