Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Почему САУ стали главным козырем Красной армии против немецких «Тигров» и «Пантер»

Недорогие в производстве, с возможностью импровизации непосредственно на местах боев с возможностью замены типа вооружения и высокая маневренность сделала САУ незаменимым вооружением для бойцов советской армии в период Великой Отечественной войны. Первые СУ-12 были, не считая 4 мм стальных листов, даже в таком примитивном варианте сборки позволяли существенно менять исход боевых сражений. Еще одной особенностью САУ, при этом весьма существенной, была мобильность боевых машин, позволяющая значительно быстрее полковой артиллерии передвигаться по шоссейным покрытиям. В отличии полковой артиллерии, которая часто увязала в непроходимых из-за грязи местах, срывая тем самым сроки по боевым операциям, САУ самостоятельно за короткие сроки проводило передислокацию, что в свою очередь сильно мешало немецким полевым частям организовывать свои планы. Первые самоходки, которые передвигались по полю боя довольно шустро, из-за высокого силуэта корпуса были хорошей мишенью для вражеских солдат. Воен
Оглавление

Недорогие в производстве, с возможностью импровизации непосредственно на местах боев с возможностью замены типа вооружения и высокая маневренность сделала САУ незаменимым вооружением для бойцов советской армии в период Великой Отечественной войны.

Первые СУ-12 были, не считая 4 мм стальных листов, даже в таком примитивном варианте сборки позволяли существенно менять исход боевых сражений.

Еще одной особенностью САУ, при этом весьма существенной, была мобильность боевых машин, позволяющая значительно быстрее полковой артиллерии передвигаться по шоссейным покрытиям.

В отличии полковой артиллерии, которая часто увязала в непроходимых из-за грязи местах, срывая тем самым сроки по боевым операциям, САУ самостоятельно за короткие сроки проводило передислокацию, что в свою очередь сильно мешало немецким полевым частям организовывать свои планы.

Как САУ была признана нужным вооружением и почему их сразу же запустили в серийный выпуск

Первые самоходки, которые передвигались по полю боя довольно шустро, из-за высокого силуэта корпуса были хорошей мишенью для вражеских солдат.

-2

Военные инженеры приняли решение заменить колеса гусеничными, тем более что стальные траки были не настолько уязвимы в отличие от обычных колес.

К 1936 году было собрано 99 самоходок из серии САУ-12 и к этому моменту стало очевидным, что шасси грузовика для установки артиллерийского орудия было одно из самых тупиковых идей.

Инженеры завода опытного машиностроения № 185, расположенного в Ленинграде, решили при создании своей самоходки использовать шасси Т-26, легкого танка, который тогда еще имелся на вооружении РККА.

САУ СУ-5-2, таким индексом была обозначена самоходка, для того периода времени обладала весьма приличными боевыми характеристиками. Самоходки, чем то внешне напоминая боевые тачанки времен гражданской войны, даже визуально не вызывали такого уважения, как различные виды танков.

Это первоначальное мнение, как позже, оказалось, было весьма обманчивым. Уже значительно позже, точнее, в период начала Великой Отечественной войны, самоходкам удавалось не только выполнять задачу по оказанию помощи пехоте, но и находиться во главе наступательных операций.

-3

Самоходки, особенно первые, серийно изготавливаемые модели, такие как САУ СУ-5-2, должны были выполнять скромную роль помощи для пехотинцев в наступательно-оборонительных операциях.

Минимальной толщины металлический лист в 4 мм для защиты от осколков, 76-мм бронебойный снаряд был рассчитан всего лишь на разрушение брони легких танков и то в пределах не более 500 м от выстрела.

С бронемашинами противника, где толщина брони была не более 30 мм, самоходки справлялись хорошо, но вот в сражениях, где немцы задействовали, хотя бы несколько тяжелых танков, САУ были беспомощны.

КВ-2

В 1940 году было принято решение серийно запустить выпуск танков КВ-2, которые хотя и считались тяжелым вооружением, так как на машине имелась башня, исходя их некоторых технических характеристик, все же больше напоминала тяжелую САУ.

75-мм толщина лобной и корпусной брони, усиленная до 110-мм на маске орудия, делало машину практически неуязвимой в бою с немецкими танками, но КВ-2 была маломаневренная с кучей проблем по техническим характеристикам.

Машина грузла на маршах в условиях бездорожья, и танкистам приходилось часто ремонтировать КВ после даже коротких переходов с участка на участок. Даже не смотря на скорость в 20 км/ч по хорошей дороге танки часто ломались, но если машины приходилось перебрасывать по бездорожью, то скорость падала до 3-7 км/ч.

-4

152-мм танковая гаубица, если танк не передвигался, в горизонтальном положении наводки при небольшом обзоре сектора легко обезвреживала немецкие танки и часто КВ-2 вкапывали на участках обороны, максимально маскируя от противника.

Бронебойные, шрапнельные, осколочные и даже зажигательные снаряды наносили большой урон противнику, и часто решал исход боя, но неподвижность машины или слабая маневренность делала танк беспомощной грудой металла при необходимости передислокации с участка на участок.

-5

Еще одной технической недоработкой танка был поворотный механизм башни, работающий от электропривода.

Из-за проблем в системе трансмиссии при полном заряде боекомплекта стрельба с максимальной скоростью перезаряда запрещалась, что снижало начальную огневую мощь и уменьшало дальность полета снаряда.

Это было уже крайне плохо, так как танки как раз и были рассчитаны на максимальное подавление огневых точек врага, и при этом требовалось делать это на ходу.

КВ, чтобы нанести залповый огонь требовалось не только остановить, но и навести на нужный ориентир башню. Где поворотный механизм мог в любую минуту мог выйти из строя, делая машину полностью беспомощной.

Импровизация инженеров

РККА встретила войну практически безоружной, хотя парк бронетехники был для того периода переполнен различными машинами, которые к сожалению, уже не могли противодействовать сильному и хорошо вооруженному врагу.

Отсутствие легких машин типа САУ, которые можно было бы использовать и как помощь для подавления атак врага и как боевые единицы в районах наступлений, привело к тому, что было принято решение создание самоходок на базе шасси легкого танка Т-26.

-6

Т-26 к тому времени был снят с вооружения, но несколько сот этих машин имелось по различным военным частям.

Бывшие двух-башенные танки переделывали в самоходки с орудием в 76,2-мм, пусть и с недостаточно толстой броней прекрасно дополняли действие пехоты в оборонительно-наступательных операциях.

Если учесть, что самоходки можно было быстро своим ходом передислоцировать, то получалось, что воинские части могли рассчитывать на поддержку в самые сложные моменты боевых действий.

Модернизация привела к появлению самоходок СУ-26, где вооружение хотя и было непригодным для участия в боях, где немцы задействовали тяжелые танки, но прекрасно зарекомендовали себя в качестве огневой поддержки пехоты.

САУ ЗИС-30, противотанковая самоходка

Первая самоходка, которая могла противостоять тяжелым танкам, была собрана в 1941 году и 57-мм орудие, установленное на САУ, считалось по боевым характеристикам очень мощным.

По некоторым источником модель была названа ЗИС-2, но это ошибочная информация, так как эти самоходки серийно начали производить в 1943 году. Причиной ошибочности является то, что эти самоходки практически не отличаются друг от друга, а по внешнему виду они и вовсе были одинаковыми.

И все же, самоходка была тем звеном, которое было необходимо при создании следующей модели САУ, легендарной ЗИС-30, которая наводила ужас на немецких танкистов.

Корпус тягача Т-20, измененный в верхней части противотанковой 57-мм пушкой, на качающейся консоли с откидными панелями для боевого расчета, обладал скорость выстрелов до 20/мин, дополнял пулемет ДТ-29 7,62 мм.

-7

Расчет в 5 человек мог не только проводить залповый огонь, но и был защищен броней, а для самообороны пулеметный расчет, используя вооружение, давал возможность для маневра во время боя.

50-и сильный мотор бензинового типа, разгонял машину до 50 км/ч, хотя на марше вполне было достаточно и скорости в 30 км/ч.

Согласно архивным записям с начала 1941 года на артиллерийском заводе № 92, было собрано 10 машин, часть из которых были распределены в танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтов. В этом же, 1941 году серийное производство ЗИС-30 было приостановлено, так как закончились шасси с Т-20.

-8

Несмотря на то, что позже разрабатывались и другие модели САУ, которые внесли существенную помощь в борьбе с немецкими воинскими подразделениями, именно СУ САУ ЗИС-30 считалась одним из самых удачных вариантов противотанковых самоходок.

Остатки машин, которые имелись на вооружении, практически всегда участвовали на самых сложных участках боев. Участие последних машин было зафиксировано в 1944 году, что говорит о том, что самоходки оказались чрезвычайно «живучими».