Оставшись победителем в самой кровопролитной войне столетия, Советский Союз оказался в весьма своеобразном положении.
Вся та авиатехника, которая строилась в период войны, была в основном военной, соответственно разработки хоть технически и не были новыми, но военным они были нужны, а вот для использования в гражданской авиации они были не пригодны.
То же, что оставалось в наследство от Германии, тоже были чисто военными наработками, правда, значительно выше по качеству и по технологическим меркам.
В такой ситуации советским авиаконструкторам оставалось начинать разрабатывать проекты для гражданских авиалайнеров, практически с ноля.
Почему советские самолеты отличались повышенным уровнем шума
С начала 50-х и заканчивая 80-и годами, советское авиастроение выпускало модели гражданских и военных самолетов, которые отличались характерным звуком двигателей.
Сразу после войны инженерам-авиаконструкторам было дано задание при разработке задействовать последние наработки немецких инженеров, но при этом правительство требовало разумно использовать средства, выделенные на проектирование.
Двигателями, которые в основном устанавливали на модели граждански самолетов, стали НК-86, которые, к примеру, были на Ил-86, широкофюзеляжного типа самолета и Д-30, двухконтурного турбореактивного типа двигатели на Ту-134.
Оба типа двигателей при работе на высоких оборотах создавали характерные звуки, при этом в сравнении с западными аналогами они отличались повышенной шумностью.
На военных моделях самолетах и вовсе не заботились о снижении шума, хотя бы самым простым способом, используя шумоизоляционные перегородки и уплотнители.
Военным летчикам особенно приходилось сложно в условиях, приближенных к боевым, поэтому вопрос требовал немедленного решения.
Здесь начались сложности в чисто техническом плане: военная техника не допускала изменений даже просто потому, что каждая деталь, каждый узел и даже каждая заклепка на корпусе самолета были учтены.
Какие либо дополнения могли повлиять на аэродинамические свойства, что само по себе было сложной проблемой.
Что было предпринято для снижения шума работы двигателей
Работать по снижению шума все же пришлось делать, так как по международным нормам советские модели гражданских самолетов не имели права использовать международные линии из-за повышенного шума двигателей.
Инженеры разработали специальные воздухозаборники для двигателей, которые разместили таким образом, чтобы звук от работы направлялся вверх, минуя корпус самолета.
Дополнительно внутри салона были уложены панели, где были использованы материалы, поглощающие звуки. Также была уложена дополнительная звукоизолирующая панель между внутренней и внешней обшивкой самолетов.
Но самым главным стала модернизация двигателей, где по предложению фирмы Snecma на самолетах серии Ил-86 были установлены двигатели SFM-56, которые даже при нагрузке работали значительно тише, в сравнении с советскими НК-86.
Военным летчикам в этом плане, скажем, не повезло, так как на моделях самолетов, которые имелись на вооружении СССР, не предусматривались подобные растраты, да и излишки веса могли повлиять на боевые характеристики.
Если уже быть совершенно откровенным, то военные инженеры особенно и не вникали в ситуацию, так данная категория самолетов не планировалась для использования за пределами страны в рамках выполнения гражданских задач.
Самая «громкая» модель советского самолета
Но были и такие самолеты в ССССР, когда во время полета пассажирам, что бы услышать друг друга, приходилось громко кричать.
Речь пойдет о сверхзвуковом самолете для дальних пассажирских перелетов, созданным ОКБ Туполева Ту-144.
Сильный шум из-за того, что пилотам в режиме форсажа приходилось постоянно поддерживать нужную скорость, близкое к передней части расположение двигателей и дополнительное оборудование для охлаждения двигателей создавали шум от 90 и выше дБ.
Конструкторы были вынуждены признать, что машина имела массу различных технических недоработок, среди которых повышенный шум был одной из основных.
Самолет издавал слишком много шума кроме того что двигатели были расположены близко друг от друга, из-за чего поток шума накрывал не только кабину пилотов, но и большую часть пассажирского отсека.
Еще одной причиной увеличения шума стала сама конструкция самолета, которую собирали из монолитных крупных блоков. Это помешало разработать более простую систему охлаждения, которая также при работе двигателя создавала шумовые помехи.
Несмотря на интересные технические характеристики, модель редко использовали для перелетов внутри страны, так как экономически это было крайне не выгодно.
Кроме того, проблемы с шумом запрещали использовать авиалайнер на международных маршрутах, что только усиливало проблему с эксплуатацией самолетов этой серии.
Единственным маршрутом, где летали Ту-144, был рейс Москва-Алма-Ата, но обычные пассажиры не очень охотно покупали билеты: слишком дорого и не особенно комфортно, хотя и быстро.
В целом, за все время было сделано всего 55 рейсов, после чего было принято решение снять Ту-144 с этого рейса. Позже появилась проблема, куда и как использовать самолеты этой линии и ничего другого, как в качестве почтовых рейсов не было придумано.