Советская автомобильная отрасль всегда считалась плановой: конструкторское бюро получало задания, завод – лимиты, торговля – цифры поставок. Но между строками пятилеток рождались проекты, которые не укладывались ни в один план. Их появление провоцировали внезапные военные заявки, сырьевые дефициты, амбиции отдельных инженеров или любопытство министерств. Ниже – шесть примеров грузовиков, построенных буквально на ощупь, «наугад», когда конструкторы не имели ни чётких ТЗ, ни гарантии серийного будущего. В послевоенном леспромхозе требовалась техника, способная работать вдали от нефтебаз. Стандартный ответ – газогенератор. Инженеры НАМИ решили пойти дальше и собрали в 1949 году паромобиль НАМИ-012. Топливо – 50-сантиметровые поленья, бесперебойно падавшие в топку под собственным весом. До испытаний на Севере никто не знал, сможет ли машина с почти четырьмя тоннами котельного оборудования тронуться по зимней колее. Выяснилось, что гружёный лесовоз идёт уверенно, а пустой – проваливае