По окончанию Первой Мировой войны стало совершенно ясно, что танки, как новый вид армейского вооружения, с их боевым потенциалом пригодным для использования, как в оборонительных, так и наступательных операциях, имеет огромное будущее.
Практически все крупные государства мира немедленно приступили к разработке новых моделей боевых машин.
Молодое тогда еще государство, страна Советов, как первая независимая в своих решениях страна, несмотря на огромные экономические проблемы, не осталась в стороне.
Военные инженеры получили заказы на проектирование боевых машин и в условиях отсутствия элементарных условий, принялись за работу по созданию одновременно нескольких типов танков.
Как и кто создавал Т-26 и почему проекту пророчили большое будущее
Одним из самых ранних проектов советских танков, считается танк Т-26, легкая боевая машина, спроектированная и собранная инженерами ленинградского завода №174.
С появлением в СССР знаменитой модели легкого танка Т-18, который был создан на основе проекта итальянских «FIAT 3000», проданных в количестве 3 экземпляров и переданных специальным Актом передачи в ноябре 1927 года.
Спустя восемь месяцев эти машины были приняты на вооружение Красной армии, и было дано разрешение на их серийный выпуск.
Первое сражение, в котором были задействованы танки этой серии в количестве 9 машин, стал участок КВЖД.
В 1929 году на станции Манчжурия китайской стороной был спровоцирован военный конфликт, который пришлось немедленно «погасить».
К слову сказать, часть танков Т-18 застали период Второй Мировой войны и приняли участие в боях с Германией, напавшей на Советский Союз в июне 1941 года. На тот период в танковых частях общим количестве находилось 160 исправных машин, которые и приняли главный удар нападавшей стороны.
Первый легкий танк Т-26, двухбашенный с раздельным типом вооружения, позже видоизменили.
В виду того, что две башни создавали некоторые проблемы при стрельбе с одного борта и имелись сложно-разрешимые технические неисправности в поворотных механизмах башен, было решено устанавливать на броне одну башню.
Это дало возможность для замены вооружения танка на более мощное, к тому же, машина получила многоцелевое назначение при наступательных операциях.
Для усиления боевых характеристик инженеры использовали новаторскую идею использования овального типа башню, которая не только создала нужный противовес орудию, но и появилось место для размещения в ней радиорубки и боекомплекта.
Спаренные 45-и мм пушки и пулемет ДТ 7,62 мм, закрепленные на цапфе, позволяли вести бой, как с живой силой противника, так и по бронированной технике, где для этого имелись осколочные, бронебойные и зажигательные боеприпасы.
Броня, закрепленная на корпусе заклепками и сваркой, защищала танк и его обслуживающий персонал. По дальности стрельбы орудие поражало цель до 4000 м, где самой эффективной стрельбой считалась дальность прямой наводкой в 3600 м.
Бронебойный снаряд массой в полтора килограмма развивал начальную скорость в 760 м/с при скорости стрельбы 12 выстрелов в минуту.
Двухскоростной башенный механизм, оптический прицел ПТ-1 с коллиматорным устройством, позволявшим вести стрельбу с учетом вертикальных и горизонтальных изменений, считался технической новинкой.
В 34-м году специально была разработанная танковая пушка, которая получила усовершенствования для улучшения баллистических характеристик. Эта особенность позволяла использовать орудие в противотанковых операциях, в том числе и с танками, которые изготавливались в Германии.
Толщина брони, которую использовали немцы для сборки своих танков, была слишком тонкой для защиты от бронебойных снарядов Т-26.
В дальнейшем немцы для тяжелого типа танков использовали броню, которая не поддавалась разрушениям 45-и мм орудиям, что стало причиной, почему Т-26 старались не использовать в операциях, где немцы задействовали танки типа «Тигр» и «Пантера».
Начиная с 1932 года Т-26 несколько раз модернизировался, где были изменены не только общие, но и боевые характеристики машины.
К 1937 году на танки начали устанавливать радиостанции и заменили светосигнальное устройство на ТПУ-3, переговорное устройство для трех членов экипажа.
Для ночной стрельбы было закреплено по два ночных фонаря, позволяющее визуально наблюдать картину боя и направлять в нужном направлении огонь. Форсированный до 90 л. с. дизельный двигатель и турельный зенитный пулемет дополняли технические и боевые характеристики.
Начиная с 1933 года, легкий Т-26 стал основой для танковых войск и других войсковых соединений.
Главной задачей для этой модели танка являлось обеспечение всяческой помощи для пехоты в различных войсковых операциях.
Первые боевые операции, где Т-26 был использован по назначению, прошел в Испании в период 1936-1939 годов.
Некоторые из советских танкистов, учувствовавших в боевых операциях, были награждены званием Герой Советского Союза.
Позже механизированные бригады, сформированные из танков Т-26, участвовали в дальневосточных операциях на оз. Хасан и советско-финской войне.
Почему Т-26 позже раскритиковали и сочли одним из самых неудачных проектов
Т-26 была по своей сути машина с весьма ограниченными характеристиками, как в боевом, так и в техническом плане.
Но, даже не смотря на это Т-26 на Карельском и Ленинградских фронтах, эти машины эксплуатировались до середины 44-го года, а это говорит о том, что танк даже в таких сложных условиях выполнял задачи по обеспечению защиты тыла.
Понятное дело, машина уступала в плане огневой мощи от позже выпущенных моделей и по скорости и маневренности она была хуже и слабее, но все же, благодаря оставшимся в строю Т-26 Красная армия смогла усилить свою боевую мощь за счет сборки другой техники.
Аналитики, как военные, так и историки, по-разному оценивают как актуальность Т-26 в период Великой Отечественно войны, так и правильность решений высшего руководства РККА пополнять этими машинами воинские части.
То, что накануне войны с Германией советские заводы не перешли на выпуск других танков, с более перспективными характеристиками, вызывает удивление.
По всему выходило, что исходя из того, что с 1939 года Германия начала активные боевые действия и вторглась в несколько европейских стран, от военных требовалось срочно увеличивать ряды армии новой техникой.
Почему-то и аналитики и общественность упускает одно немаловажное обстоятельство: для того что бы начать серийный выпуск новых боевых машин требовалось и время и оборудование.
Если бы заводы, до этого выпускавшие Т-26 в срочном порядке начали реорганизовывать под сборку других машин, что требовало приостановку предприятий, даже таких танков как «двадцать шестые» в армии на момент вторжения Германии в частях не было бы.
Только тогда, когда военные заводы начали эвакуировать, и у инженеров и у рабочих появилась возможность на новом месте, изначально в малом количестве, собирать танки Т-34 и другие боевые машины.
Позже в цеховых мастерских и на заводских линиях появилось нужное оборудование, но пока все это происходило оборону, удерживали на легких и уже не таких быстрых как у немцев танках Т-26.
Эти машины не участвовали в Параде войск Победы, но те, кто прошел всю войну и остался в живых, с теплотой отзывались об неуклюжих и слабых Т-26.