Найти в Дзене

«Весна священная», или как устроить самый громкий культурный скандал века

Вместо воздушных пачек и грациозных пируэтов — скрюченные пальцы, тяжелые прыжки и героиня, танцующая до смерти; публика, ожидавшая новую «Жар-птицу», получила не балет, а культурный шок, с которым не смогла справиться. Перенесемся в Париж, 29 мая 1913 года. Театр Елисейских Полей. Цвет европейской культуры в шелках и фраках собрался на премьеру нового балета Игоря Стравинского для «Русских сезонов» Дягилева. Они ожидали чего-то в духе «Жар-птицы» — томной экзотики, расписных декораций, мелодий, ласкающих слух. Вместо этого из оркестровой ямы прозвучал одинокий, пронзительный стон фагота, взявшего ноту так высоко, что, казалось, он вот-вот лопнет от натуги. С этого момента вежливые аплодисменты были окончательно отменены. Так началась «Весна священная» — балет, который не просто вошел в историю, а проломил для нее новую дверь. А заодно и едва ее не вынес вместе с рамой на парижском скандале. Идея посетила Стравинского, по его словам, как внезапное видение: мудрые старцы в кругу, а в це

Вместо воздушных пачек и грациозных пируэтов — скрюченные пальцы, тяжелые прыжки и героиня, танцующая до смерти; публика, ожидавшая новую «Жар-птицу», получила не балет, а культурный шок, с которым не смогла справиться.

Рерих Н.К. Эскизы костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная». Слева — Древний (Жрец); справа — Девушка. 1913. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Рерих Н.К. Эскизы костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная». Слева — Древний (Жрец); справа — Девушка. 1913. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Перенесемся в Париж, 29 мая 1913 года. Театр Елисейских Полей. Цвет европейской культуры в шелках и фраках собрался на премьеру нового балета Игоря Стравинского для «Русских сезонов» Дягилева. Они ожидали чего-то в духе «Жар-птицы» — томной экзотики, расписных декораций, мелодий, ласкающих слух. Вместо этого из оркестровой ямы прозвучал одинокий, пронзительный стон фагота, взявшего ноту так высоко, что, казалось, он вот-вот лопнет от натуги. С этого момента вежливые аплодисменты были окончательно отменены.

Театр Елисейских Полей, в котором состоялась премьера балета.
Театр Елисейских Полей, в котором состоялась премьера балета.

Так началась «Весна священная» — балет, который не просто вошел в историю, а проломил для нее новую дверь. А заодно и едва ее не вынес вместе с рамой на парижском скандале.

Идея посетила Стравинского, по его словам, как внезапное видение: мудрые старцы в кругу, а в центре — девушка, танцующая до смерти в жертву богу весны. «Светлое Воскресение природы», — несколько пафосно пояснял композитор. Публика в тот вечер была с ним категорически не согласна.

Вместо изящных па — тяжелые, «приземленные» прыжки, ступни, завернутые внутрь, кулаки и скрюченные пальцы.

Танцовщицы в костюмах Николая Рериха.
Танцовщицы в костюмах Николая Рериха.

Хореография Вацлава Нижинского была решительным антибалетом. Его сестра, Бронислава Нижинская, позже писала, что танцовщики напоминали первобытных людей, даже животных, с головами, втянутыми в плечи. Зрелище, надо сказать, было настолько шокирующим, что принцесса П. покинула ложу с фразой, вошедшей в анналы: «Мне шестьдесят лет, но из меня впервые осмелились сделать дуру».

Но главным бунтарем был, конечно, Стравинский. Его музыка обрушила на зал стену из ритма. Он больше не служил аккомпанементом мелодии — он стал тираном, диктатором, сбивающим с ног. Размеры менялись с капризностью весенней погоды, а в кульминации «Весенних гаданий» один-единственный, но чудовищно диссонирующий аккорд повторялся 59 раз, словно удары тотема. Говорят, 77-летний Камиль Сен-Санс, услышав первые такты, демонстративно покинул зал. Сложно винить его: его эпоха заканчивалась прямо в тот вечер, под свист и улюлюканье.

Первая страница рукописной партитуры «Весны священной»
Первая страница рукописной партитуры «Весны священной»

А улюлюканья были знатные. Поэт Жан Кокто, бывший свидетелем хаоса, зафиксировал, что публика «смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла». Скандал перерос в потасовку, потребовавшую вмешательства полиции. Балет тут же окрестили «Избиением весны» (Le Massacre du Printemps). Мария Пильц, исполнительница роли Избранницы, танцевала в таких судорогах, что после премьеры не могла пошевелиться и лишь плакала, лежа на гримерном столе. Редкий случай, когда и балет, и балерину после спектакля буквально не могли поднять.

Но вот парадокс, который так любит история искусства: провал обернулся триумфом. Уже через год та же парижская публика несла Стравинского на руках по улицам города. Это, вероятно, последний случай в истории, когда композитора удостоился такой языческой, если вдуматься, почести.

Эскизы Марии Пильц, исполняющей жертвенный танец
Эскизы Марии Пильц, исполняющей жертвенный танец

«Весна священная» оказалась пророчеством. Критик, язвительно заметивший, что «дорастем до этой музыки только к 1940 году», был, по сути, прав. Она предсказала весь ХХ век с его разломанными ритмами, эстетикой насилия и поиском первозданной, дикой энергии. А в 1977 году НАСА, составляя «золотую пластинку» для инопланетных цивилизаций, включило туда и партитуру Стравинского. Теперь где-то в межзвездном пространстве несется послание о том, как на заре ХХ века человечество, слегка сойдя с ума, приносило в жертву девушку ради весны — и навсегда изменило свое искусство.

Как думаете, мы, современные зрители, не растеряли ли способность так остро и страстно реагировать на искусство — пусть даже негативно?
#Балет360

Вырезка из газеты. Три листа из журнала с иллюстрациями. Сцены из балета, репродукции эскизов. «Весна священная»; «Петрушка». 1913. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Вырезка из газеты. Три листа из журнала с иллюстрациями. Сцены из балета, репродукции эскизов. «Весна священная»; «Петрушка». 1913. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, лектором, основательницей проекта «(Не)критично».

Еще почитать:

Бронзовый бегемот и обормот: история памятника Александру III

От Оки до Нила: невероятные приключения диорам Поленова

«Наш авангард»: великий эксперимент в Русском музее

«Древний ужас» Бакста: улыбка на краю апокалипсиса

Завтрак аристократа: история одной паники на холсте