В Петербурге можно пройти арт-марафон: от Малевича до Шагала без передышки. Советуем запастись терпением и крепким кофе — иначе не выдержать этого визуального путешествия.
Северная столица этим летом явно попала в эпицентр культурного взрыва. Нет, не буквально (хотя дух футуризма витает в воздухе). Просто в корпусе Бенуа Русского музея развернулась выставка «Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства» – событие, претендующее на звание главного арт-проекта 2025 года. И надо признать, претендует обоснованно.
20 залов, 400+ работ. Цифры, от которых даже у стойкого конструктивиста могло бы закружиться голова. Русский музей щеголяет своими невероятными фондами – лишь 26 экспонатов гостевые (Третьяковка, «Зотов» и другие почтенные собрания). Остальное – родное, нажитое, а точнее, сбереженное вопреки, богатство.
Маршрут для смелых: от -изма к -изму
Кураторы не стали изобретать велосипед, а взяли за основу принцип, заложенный еще Николаем Пуниным – легендарным создателем Отдела новейших течений Русского музея в 1920-х. Помните того самого, чья первая экспозиция авангарда благополучно просуществовала лет десять, прежде чем все это богатство отправилось в долгие, долгие «каникулы» в спецхране? Так вот, его дело живет и развивается. Экспозиция – это систематический (читай: внятный для смертного) поход «от изма к изму»: импрессионизм → примитивизм → сезаннизм → кубизм → футуризм → абстракционизм → конструктивизм. Как путеводитель по революции в искусству, где каждый зал – новая баррикада.
Архитектором этого грандиозного «спектакля» выступил Юрий Аввакумов, гуру «бумажной архитектуры» и мастер экспозиционного дизайна. А научные мускулы подкачали ведущие искусствоведы Ирина Карасик, Наталья Козырева и Алиса Любимова.
Кто есть кто на этом Олимпе?
Все! Буквально все столпы, чьи имена стали синонимами русского взрыва в искусстве:
- Малевич (да, тот самый «Черный квадрат» ок. 1923 г., готовьтесь к паломничеству вокруг него).
- Кандинский (включая вибрирующий «Синий гребень» 1917 г.).
- Филонов с его гипнотическими аналитическими мирами («Крестьянская семья» 1914 г.).
- Гончарова, Шагал (его экспрессивный «Красный еврей» 1915 г.), Ларионов («Осень желтая» 1912 г.), Розанова, Попова, Татлин, Родченко...
- Плюс буйная компания из «Бубнового валета» и «Союза Молодежи».
Особые номера программы:
- Зал портретов: смотрите в лица тех, кто устроил весь этот переворот. Здесь же – автопортреты – взгляд бунтаря на себя самого.
- Зал Малевича: целый зал для визуальных размышлений Казимира. Помогает понять масштаб гения.
- Зал Филонова: погружение в его уникальный, почти научный метод.
- Зал «Победа над солнцем»: Апофеоз! Здесь оживает легендарная футуристическая опера 1913 года. Стены дышат проекциями эскизов Малевича, а в воздухе – фонограмма с музыкой Матюшина и заумными текстами Хлебникова и Крученых. Именно здесь, в декорациях к этому безумному действу, у Малевича и родилась идея «Черного квадрата» – как буквальной «победы над солнцем» (квадрат закрыл светило, белая кайма – пробивающиеся лучи). Рождение иконического образа из духа хаоса – разве не прекрасно?
Почему эта коллекция – чудо?
Потому что она формировалась в 1920-е, почти сразу после творческого бума! В 1926 году закрыли ленинградский Музей художественной культуры, и его коллекция (456 единиц!) перекочевала в ГРМ, став основой детища Пунина. А после смерти Малевича в 1936-м его семья (жена, мать, дочь Уна) совершили настоящий подвиг – передали музею все, что хранилось в доме. Так ГРМ стал обладателем крупнейшей в мире коллекции Малевича. История, достойная экранизации.
Что говорят?
- Искусствоведы: в голосе – уважение к масштабу и радость от возможности собрать столько «разъездных» шедевров дома. Тихонечко идут шепотки: мол, выставка неподъемна, слишком насыщенно, слишком много Малевича, замечательного, многоголового. Что ж, признание в любви бывает и таким.
- Зрители (соцсети): Восторг! «Увидеть столько Малевича, Кандинского, Шагала в одном месте – уникальный шанс!», «Сходил – восторг! Обязательно!». Энергия авангарда все еще заряжает.
- Нотки критики: Некоторые отмечают «приятную старомодность» и «строгость» показа. Консервативный подход? Для искусства, ломавшего все каноны? Есть в этом своя пикантная ирония. Кто-то видит возвращение к традициям, кто-то – некий диссонанс. Но разве сам авангард не был сплошным диссонансом?
Финал? Не финал, а новая жизнь!
Самое отрадное: выставка – не прощание. По задумке гендиректора Русского музея Аллы Маниловой, это прообраз будущей постоянной экспозиции авангарда! Коллекция расширится, и наконец-то это грандиозное явление займет достойное место в постоянной экспозиции, исправляя историческую несправедливость. «Наш авангард» – громкое заявление о возвращении великого, мятежного, вечно современного эксперимента домой. Чтобы его увидел, почувствовал и полюбил наш зритель. Идите, погружайтесь – эксперимент удался, и он по-прежнему способен ошеломлять. Только приготовьтесь к тому, что 400 шедевров – это вам не легкая прогулка. Впрочем, как и сам авангард.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Иван Крамской и его «Русалки»: история мистической картины
• Тайный код «Купания красного коня» Петрова-Водкина
• «Жизнь замечательных собак»: преданный взгляд в истории русского искусства (Петербург)