Найти в Дзене

5 великих картин на тему Рождества

За привычным сюжетом часто прячутся египетские храмы, автопортреты гениев и даже следы тамплиеров — стоит только присмотреться повнимательнее. Рождество — сюжет, который писали все, от безымянных монастырских ремесленников до гениев, чьи имена знакомы нам по музейным афишам. Каждый привносил в него что-то свое: кто-то — безудержную веру, кто-то — политический расчет, а кто-то — просто тепло домашнего очага. Давайте заглянем в пять самых разных «рождественских яслей» в истории искусства, где чудо порой прячется в самых неожиданных деталях. Перенесемся во Флоренцию эпохи Ренессанса: кипит не только творческая, но и политическая жизнь. И вот Боттичелли получает заказ — написать «Поклонение волхвов». Что делает гений? Превращает библейскую сцену в блестящий светский раут с участием первого состава флорентийского истеблишмента — семейства Медичи. Да-да, те самые могущественные покровители искусств в роскошных мантиях смиренно преклоняют колени перед Мадонной. Козимо Старый, его сыновья... И
Оглавление

За привычным сюжетом часто прячутся египетские храмы, автопортреты гениев и даже следы тамплиеров — стоит только присмотреться повнимательнее.

Рождество — сюжет, который писали все, от безымянных монастырских ремесленников до гениев, чьи имена знакомы нам по музейным афишам. Каждый привносил в него что-то свое: кто-то — безудержную веру, кто-то — политический расчет, а кто-то — просто тепло домашнего очага. Давайте заглянем в пять самых разных «рождественских яслей» в истории искусства, где чудо порой прячется в самых неожиданных деталях.

Рембрандт ван Рейн. «Святое семейство» (1645). Фрагмент
Рембрандт ван Рейн. «Святое семейство» (1645). Фрагмент

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» (ок. 1475)

Перенесемся во Флоренцию эпохи Ренессанса: кипит не только творческая, но и политическая жизнь. И вот Боттичелли получает заказ — написать «Поклонение волхвов». Что делает гений? Превращает библейскую сцену в блестящий светский раут с участием первого состава флорентийского истеблишмента — семейства Медичи. Да-да, те самые могущественные покровители искусств в роскошных мантиях смиренно преклоняют колени перед Мадонной. Козимо Старый, его сыновья... И, конечно, сам художник, скромно стоящий справа в золотистом плаще и прямо смотрящий на нас взглядом, который говорит: «Да, я здесь. И я все это устроил». Эта работа — идеальный сплав искренней веры и отличного пиара. Не зря Вазари назвал ее «величайшим чудом»: редко когда тщеславие и благочестие смотрятся так гармонично.

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» (ок. 1475)
Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» (ок. 1475)

Пьеро делла Франческа. «Рождество Христово» (ок. 1470-1475)

Пьеро делла Франческа, математик и художник, видел в мире божественные пропорции. Его Рождество разворачивается не в далекой Палестине, а в узнаваемой Тоскане, и от этого кажется еще более настоящим. Каждый персонаж — от коленопреклоненной Марии до задумчивого Иосифа и ангелов с лютнями — застыл в совершенной позе, будто в ритуале. Долгое время полотно считали незаконченным, пока реставрация не открыла его подлинную суть: это не эскиз, а законченное произведение для частной молитвы. Оно висело в спальне самого художника, и в этой интимности — его главная сила. Это Рождество без зрелища, Рождество для души, приправленное математической гармонией.

Пьеро делла Франческа. «Рождество Христово» (ок. 1470-1475)
Пьеро делла Франческа. «Рождество Христово» (ок. 1470-1475)

Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов» (1481-1482)

Перед нами не законченная картина, а гениальный набросок, вихрь энергии и замыслов. Фигуры проступают из темноты, словно рождаясь на глазах у зрителя. Леонардо ломает привычную композицию, оставляя передний план пустым — словно приглашая нас самих войти в круг волхвов. А дальше начинается поле для конспирологов: на заднем плане, среди руин, исследователи разглядели египетские мотивы и даже намеки на тамплиеров. Леонардо уехал в Милан, оставив монахов с незаконченным шедевром и вечной загадкой. Иногда самое великое искусство — это то, которое позволяет нам додумывать его вместе с гением.

Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов» (1481-1482)
Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов» (1481-1482)

Питер Пауль Рубенс. «Поклонение пастухов» (1608)

Рубенс — это всегда барокко, всегда движение, эмоция, поток жизни. Даже эскиз для заказчика (так называемый моделло) у него выглядит как готовый шедевр. Он не пишет, он лепит формы светом, который бьет прямо от Младенца, заставляя пастухов зажмуриваться. Сцена полна трогательного простодушия: пастухи с лицами реальных фламандских крестьян, застигнутые врасплох божественным сиянием. А история заказа и вовсе восхитительна: меценат Фламминио Риччи, обладая редкой прозорливостью, написал Рубенсу нечто вроде «делайте что хотите, вы же гений». И не ошибся.

Питер Пауль Рубенс. «Поклонение пастухов» (1608)
Питер Пауль Рубенс. «Поклонение пастухов» (1608)

Рембрандт ван Рейн. «Святое семейство» (1645)

Рембрандт заходит в ту самую пещеру, где были Боттичелли и Леонардо, и говорит: «А давайте сделаем здесь уютно». И делает. Никаких волхвов, никаких руин. Вместо этого — голландский интерьер, колыбель с мирно спящим Младенцем, Мария (в чертах которой угадывается лицо его возлюбленной Хендрикье), отрывающаяся от книги, и Иосиф, что-то мастерящий в глубине комнаты. Свет льется не с небес, а от камина, озаряя теплом лица и простые вещи. И лишь ангелы, парящие под потолком, напоминают нам, что это не просто бытовая сцена. Один из них уже принимает позу Распятия — тихий, но оттого еще более пронзительный намек на будущее. Рембрандт напоминает нам, что святость — она не в золотых одеждах, а в тихом скрипе половиц, в тепле очага и в любви, освещающей самый обычный вечер.

Рембрандт ван Рейн. «Святое семейство» (1645)
Рембрандт ван Рейн. «Святое семейство» (1645)

Как по-вашему, современному зрителю, — делает ли присутствие Медичи на картине Боттичелли сюжет более земным или, наоборот, кощунственным? Или это просто дань эпохе? Напишите ваше мнение.

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» (ок. 1475). Фрагмент
Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» (ок. 1475). Фрагмент

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, лектором, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Бронзовый бегемот и обормот: история памятника Александру III

От Оки до Нила: невероятные приключения диорам Поленова

«Наш авангард»: великий эксперимент в Русском музее

«Древний ужас» Бакста: улыбка на краю апокалипсиса

Завтрак аристократа: история одной паники на холсте