Найти в Дзене
Горком36 | Воронеж

Как воронежский учитель растит новое поколение эколидеров

В руках у пятиклассника − блокнот. На его страницах − не конспекты по грамматике, а календарь экопривычек: «Чистить зубы со стаканом воды», «Выбирать велосипед вместо автобуса». Несколько лет назад такой блокнотик, созданный учениками и их наставником Владиславом Мазневым, стал первым звеном в уникальной педагогической цепи.

Сегодня те, кто когда-то заполнял его страницы, разрабатывают роботизированный комплекс для сортировки мусора и представляют регион на всероссийских форумах. Как простая идея переросла в системную работу, меняющую сознание целого поколения, − узнали у создателя этой методики.

От участника до наставника

Участие Владислава Мазнева в проекте «Эконаставники» началось в 2023 году, с самого старта инициативы. Тогда набралось около 2000 заявок со всей России. После дистанционного обучения на платформе «Сколково», включавшего теорию экологии и основы педагогического наставничества, Владислав вошел в число 200 лучших, кто отправился на очный интенсив в Пермь.

– Главной задачей было отработать механизмы наставничества на практике, − вспоминает Владислав. − Нас «прокачали» так, чтобы мы могли разработать и реализовать собственные проекты.

Единой темой для всех регионов стало вовлечение школьников 8-10 классов, чтобы те, в свою очередь, стали проводить экоуроки для младших ребят. Вернувшись в Воронеж, Владислав начал внедрять эту модель. Успех был закономерным: он вошел в топ-23 лучших эконаставников страны, а его деятельность переросла рамки одного проекта.

Многоуровневая экосистема

Главным достижением первого сезона стала не просто серия уроков, а выстроенная многоуровневая система, которая работает до сих пор.

– Мы создали непрерывную траекторию развития, − объясняет педагог. − Старшеклассники работают со средним звеном в рамках внеурочной деятельности: полевых выходов и научных исследований. Те, в свою очередь, приходят с уроками в начальную школу. Мы работаем строго от запроса ребенка. Если ему интересна, скажем, ботаника, мы всей системой помогаем ему углубиться именно в эту тему.

Такой подход дает осязаемые результаты. Выпускник приходит в университет с готовым научным заделом − материалом для курсовых, который составляет половину будущей дипломной работы.

Рост осознанности

Одним из самых успешных форматов работы стал «блокнотик экопривычек». Идея и механизм принадлежали наставнику, а наполнение − детям.

– Это была совместная работа, − говорит Владислав. − Ребята предлагали то, что считали важным: чистить зубы, набрав воду в стакан, чаще использовать велосипед, устанавливать энергосберегающие лампы.

Этот простой инструмент вызвал цепную реакцию. Дети начали задавать вопросы, выходящие за рамки урока: «Почему у нас во дворе все баки одинаковые, если мусор нужно разделять?» Для педагога это стало главным показателем успеха − знания переросли в осознанность и желание действовать.

Всероссийское признание

Успехи учеников Владислава вышли далеко за стены школы. Его подопечные показывают блестящие результаты на научно-практических конференциях и во всероссийских конкурсах.

Летом 2025 года нескольким восьмиклассникам, а ныне девятиклассникам, удалось пройти строгий отбор и стать участниками Всероссийского экологического форума «Экосистема. Заповедный край» на Камчатке.

– Они описывали свою деятельность как экоактивистов, и их высоко оценили, − с гордостью отмечает наставник. − Так получилась мощная делегация из воронежской школы МБОУ «СОШ №101». Для ребят это не только признание, но и уникальный шанс перенять лучшие практики у сверстников из других регионов.

Технологический прорыв

Эволюцией проектной деятельности стал «Мобулятор» − автоматизированный комплекс для сортировки мусора, прототип, созданный школьниками.

– Это установка с конвейерной лентой и тремя отсеками, − подробно описывает разработку Владислав. − Специальный датчик считывает тип материала, например, пластика, и программа направляет его в нужный бак. По сути, мы предлагаем готовое технологическое решение для заводов.

Сейчас проект «Мобулятор» представлен в «Академии лидерства» от платформы «Россия − страна возможностей», куда прошли 55 школьных команд страны.

– Прежде чем предлагать разработку заводам, мы хотим получить авторитетную экспертизу, − объясняет свою стратегию Владислав. − С нами будут работать федеральные наставники, которые подскажут, в правильном ли направлении мы движемся. Мы сознательно ищем такие конкурсы, чтобы «обкатать» проект.

Новый сезон

В 2025 году во втором сезоне «Эконаставников» Влади­слав выступает уже в роли модератора, сопровождая группу из семи студентов из Нижнего Новгорода. Проект стал пилотным и сфокусирован на трех регионах: Санкт-Петербурге, Омске и Нижнем Новгороде, которые оперативно откликнулись на запуск.

Задача этого года − организовать мероприятия на экологических тропах для школьников. Участники могут выбрать формат по своим предпочтениям: экотуризм, экомедиа или научный трек с исследованиями на тропах.

– Мы обучаем студентов, чтобы они стали эконаставниками для школьников, − подчеркивает Владислав. − Сохраняется преемственность: мы готовим их, а они идут в школы и ведут за собой следующий круг ребят.

Будущее − за наставниками

История Владислава Мазнева и его учеников − это не просто рассказ об успешном проекте. Это модель того, как может работать современное экологическое просвещение, когда оно превращается из лекций в личностно ориентированную систему роста.

От «блокнота привычек» до сложного инженерного «Мобулятора» − весь этот путь объединен одной ключевой идеей: преемственностью. Эконаставник не просто передает знания. Он создает среду, где каждый участник, от первоклассника до студента, чувствует свою ответственность и возможность влиять на изменения. Успех измеряется не только грамотами с всероссийских форумов, но и вопросами детей о контейнерах во дворе и их собственными идеями, которые они вносят в общее дело.

– Проект «Эконаставники» дал толчок для развития не только мне и моим ученикам, но и в целом региону, − заключает Владислав. И это главный итог. Один увлеченный педагог запускает цепную реакцию: его ученики становятся наставниками, их проекты привлекают внимание на федеральном уровне, а их разработки получают шанс на реальное воплощение.

Будущее экологии − не в ярких лозунгах, а в пусть и негромкой, но системной работе, результат которой − новое поколение, мыслящее категориями осознанного потребления, круговой экономики и технологических решений. И именно наставники, способные вырастить таких лидеров, становятся теми «архитекторами перемен», которые действительно меняют ландшафт целых регионов, шаг за шагом, начиная со школьного класса.