Рынок тяжелых грузовиков переживает непростые времена. Динамика продаж вызывает вопросы. Эксперты не спешат с оптимистичными прогнозами. Подробности в нашем материале.
По информации Сергея Целикова, за первые три квартала 2025 года в России реализовано всего 32,9 тысячи тяжелых грузовых машин массой от 16 тонн. Это почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года: падение составило 59%. Снижение спроса началось еще в ноябре 2024 года, а к маю текущего года рынок достиг минимальных значений — всего 2715 проданных единиц. После этого ситуация немного улучшилась, но уже третий месяц подряд продажи держатся на уровне 3,5–3,6 тысяч машин, не показывая признаков уверенного роста.
Анализ структуры продаж показывает, что более двух третей реализованных грузовиков (68,2%) — это техника, произведенная в предыдущие годы. Такой перекос говорит о значительных запасах, с которыми дилеры и производители вошли в 2025 год. Импорт новых HCV практически сошел на нет, достигнув минимальных значений за последние годы. Причины столь резкого падения импорта будут рассмотрены отдельно.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в сегментах магистральных тягачей и самосвалов: здесь продажи рухнули на 71% и 64% соответственно. Остальные категории тяжелых грузовиков показали меньшие, но все же значительные минусы: бортовые версии потеряли 35%, фургоны — 32%, а спецтехника — 26%.
Если рассматривать рынок по брендам, то становится очевидно, что китайские производители оказались в самом уязвимом положении. Shacman, Sitrak и FAW потеряли от 68% до 70% объема продаж. Это результат ужесточения регуляторных требований и других факторов, которые не позволили им удержать позиции. В то же время российский КАМАЗ и белорусский МАЗ выглядят более устойчиво: их падение составило 17% и 37% соответственно, что на фоне общего обвала можно считать относительным успехом.
Первая неделя октября принесла небольшую надежду на восстановление рынка, однако большинство экспертов не спешат говорить о прохождении дна. Ожидания по поводу дальнейшей динамики остаются крайне осторожными, и многие участники рынка предпочитают не строить долгосрочных прогнозов.
#FAW