Япония на протяжении большей части своей истории была буддийской религией, но до буддизма существовал синтоизм. Слияние этих верований привело к появлению симбуцу-сюго, религии средневековой Японии.
Религиозные верования любого общества одновременно отражают и поддерживают повседневную жизнь людей из всех слоёв общества. Когда одна культура ассимилирует другую, между старыми и новыми верованиями часто возникает конфликт. В Японии существует давняя традиция заимствовать элементы из других культур и присваивать их. Буддизм, господствующая религия Китая, и синтоизм, исконная народная религия Японии, смогли слиться воедино гораздо легче, чем можно было бы ожидать.
Термин «синбуцу сюго» означает «сочетание ками и Будды». Хотя для подробного объяснения буддизма потребуется гораздо больше одной статьи, мы коснемся основных верований и того, как различные классы средневековой Японии следовали этой синкретизированной вере.
Синто
Синтоизм – это совокупность народных сказаний и обрядов, лежащих в основе японских верований, большинство из которых описаны в «Кодзики» и «Нихон сёки». Это анимистическая система верований, основанная на поклонении ками, или духам, которое пронизывает всю синтоистскую религию. Она подчёркивает чистоту, благоговение перед природой и почитание предков, но мало внимания уделяет идее загробной жизни. Синтоизм – это существование в материальном мире и решение практических задач, связанных с этим.
С каждым предметом, местом, человеком или понятием в синтоизме связан ками, и проявление к ним должного уважения – ключ к процветанию. Например, можно поклоняться святилищу Инари, ками плодородия, чтобы получить хороший урожай. Люди иногда могут стать ками – наиболее ярким примером служит сын императрицы Дзингу Хатиман, ставший ками войны, – но синтоизм не учит, что люди должны стремиться к этому.
Учебник по буддизму
Буддизм по своей сути — это философия принятия непостоянства вещей. Ничто не вечно: дружба, отношения, работа, как позитивные, так и негативные обстоятельства, и сама жизнь имеют свой назначенный срок. Нежелание принять мимолетность временного счастья, согласно буддийской философии, приводит к страданиям , которые все существа в конечном итоге испытают через множество перерождений, пока не достигнут Нирваны через просветление. Существа, такие как боги, существуют, но они также подвержены этому циклу смерти и перерождения, который изображен на изображении выше: шесть сегментов колеса заняты обитателями различных сфер существования. Этими обитателями являются люди, полубоги, боги, призраки, демоны и животные.
Целью буддизма направления Махаяна (Великая колесница) является превращение практикующих в бодхисаттв — тех, кто достиг просветления, но сохраняет свою индивидуальность, чтобы помогать другим на пути к Нирване.
Это происходит благодаря следованию Благородному Восьмеричному Пути, которому учил Сиддхартха Гаутама, который учит последователей, как себя вести: правильному взгляду, решимости, речи, поведению, образу жизни, усилию, осознанности и сосредоточенности.
Зарождение японского буддизма
Буддизм впервые появился в Японии благодаря торговцам с материка, поскольку оказал большое влияние на китайскую культуру. Около 552 года н. э. послы привезли дары императору Канмэю в знак доброй воли и в попытке установить дипломатические отношения между Японией и Корё (Кореей). Император решил посоветоваться со своими советниками, и было решено, что клан Сога испытает новую веру в качестве своего рода пробного шага. Другие советники опасались, что положение страны ухудшится, если они отвернутся от ками.
Согласно «Нихон сёки», настоящей движущей силой взрыва японского буддизма был принц Сётоку. Будучи регентом императрицы Суйко, Сётоку был ревностным буддистом и стремился подражать Китаю; в то время Китай считался вершиной культуры и прогресса в Восточной Азии. Децентрализованное правительство Японии, благодаря усилиям Сётоку, в конечном итоге превратилось в бюрократию, основанную на заслугах, похожую на ту, что существовала в Китае, стремясь подражать небесной бюрократии. Императорский двор финансировал и спонсировал строительство многочисленных буддийских храмов, где проводились такие ритуалы, как чтение сутр, для обеспечения процветания нации.
Чтобы облегчить переход и проявить уважение к обеим верам, рядом с существующими синтоистскими святилищами часто строились буддийские храмовые комплексы; ками, согласно учению буддизма, были просто другими существами.
Роль буддийского духовенства в Японии
По мере распространения буддизма в различных школах по всей Японии духовенство стало играть всё более заметную роль в обществе. Образование и грамотность ценились как добродетели, неразрывно связанные с конфуцианством. Обучение, предоставляемое храмами, включало изучение китайской классики, обучение чтению и письму, а также арифметике, что предполагало обучение пользованию счётами. Храмы содержались местными даймё и финансировались за счёт налогов, при этом сами храмы были освобождены от налогов и, таким образом, быстро стали влиятельной и влиятельной силой в обществе.
Хотя монахов часто представляют как аскетов-отшельников, буддийские монахи в Японии сыграли важную роль в формировании общества. Помимо образования, политики и содержания храмовых комплексов, буддийские монахи также участвовали в общественных работах, таких как строительство дорог и освоение земель, обеспечение продовольствием и кровом нуждающихся и проведение молитвенных ритуалов. Монахи также могли быть свидетелями на свадьбах и погребальных обрядах.
По мере того, как храмы набирали силу и влияние, они получили возможность формировать квазивоенные формирования. Монахи-воины, известные как сохэй, оказывали поддержку даймё, поддерживавшему их храм, или помогали свергнуть его, если считали, что его цели не способствуют делу синто-буддизма.
Повседневная жизнь крестьян
В Японии распространена поговорка о религии: « Человек рождается синтоистом, а умирает буддистом ». Это говорит о приверженности людей обеим религиям. Считается, что синтоистские ритуалы используются для более радостных событий, таких как рождение ребенка и свадьба, а буддийские — для более печальных, например, похорон. Конечно, это упрощение, но оно иллюстрирует идею. Исторически японские семьи были обязаны регистрироваться в местном храме для ведения точных записей о рождениях и браках, а также быть связанными с храмом. Часть их налогов предназначалась для поддержки этого храма.
В домах Японии исторически существовали как камидана (святилище домашнего ками), так и буцудан (место поклонения предкам и хранения религиозных предметов, таких как благовония). Один из важнейших праздников года, Обон, до сих пор отмечается в июле и августе, когда, как считается, мир живых и мир мёртвых сближается. В это время семьи зажигали фонари, указывая своим предкам путь к наставлениям живущим потомкам.
Самурай и дзен
Дзен-буддизм, получивший известность в период Камакура, уделяет особое внимание достижению просветления посредством медитации на иллюзорную природу реальности и самосовершенствованию посредством дисциплинированной практики. Наиболее распространённой формой медитации является дзадзэн, во время которой человек длительное время остаётся в позе сэйдза. Однако любая деятельность, требующая сосредоточения, может быть формой медитации, если на неё направлено всё сознание. Дзен-сады, изображённые выше, — ещё один вид медитации.
Боевые искусства самураев, такие как кэндзюцу (фехтование) и кюдзюцу (стрельба из лука), делают акцент на осознанных действиях. Движения контролируемы и эффективны, почти медитативны.
Конечная цель боевых искусств — достичь состояния, известного как мусин, «безмыслие». Другими словами, практикующий действует исключительно на основе выработанных инстинктов, без каких-либо сознательных мыслей или стремления к определённому результату.
Ещё одной особенностью дзэн является использование коанов. Коан — это вопрос, который на первый взгляд кажется бессмысленным: «Каким было твоё лицо до того, как твоя мать встретила твоего отца?» или «Обладает ли собака природой Будды?»
Известные школы японского буддизма
С момента появления буддизма в Японии существовало и процветало множество различных школ буддизма. Вот некоторые из наиболее влиятельных.
Школа Тэндай пришла в Японию благодаря монаху Сайтё и достигла известности в период Хэйан. Тэндай остаётся одним из самых распространённых направлений, основанных на Лотосовой сутре , которая, как считалось, является изначальной квинтэссенцией учений Будды. Именно здесь впервые возникла идея объединения синтоизма и буддизма.
Дзёдо Синсю , или Истинная Чистая Земля, пользовалась популярностью среди низших слоёв общества: вместо того, чтобы тратить часы в день на медитацию (у крестьянина не нашлось бы на это времени), школа Дзёдо Синсю ориентировалась на жизнь в соответствии с буддийскими идеалами и призывание нэмбуцу — имени Амиды Будды, или Амитабхи. Считалось, что, полностью сосредоточившись на Амида, можно переродиться в Чистой Земле, где созданы идеальные условия для достижения нирваны.
Риндзай был и остаётся преобладающей школой дзен-буддизма. Популярный среди самураев и знати, Риндзай фокусируется на достижении состояния будды путём внезапного просветления. Считается, что такие практики, как коаны и медитация сэйдза, способствуют этому.
Ни одна из этих школ не противоречит синтоизму. Однако, чтобы подтвердить японскую национальную принадлежность, правительство эпохи Мэйдзи приняло указы об отделении буддизма от традиционного синтоизма, что привело к появлению государственного синтоизма