Найти в Дзене
KP.RU: Беларусь

«Навстречу «Чайке» выскочил грузовик с картофелем». 45 лет назад погиб в автокатастрофе глава БССР Петр Машеров

Оглавление
   45 лет назад погиб в автокатастрофе глава БССР Петр Машеров. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Евгений КОКТЫШ (Архив «КП»)
45 лет назад погиб в автокатастрофе глава БССР Петр Машеров. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Евгений КОКТЫШ (Архив «КП»)

Первый секретарь ЦК Компартии Беларуси Петр Машеров погиб в автомобильной катастрофе 4 октября 1980 года. Это было 45 лет назад.

Гибель Машерова: что произошло 4 октября 1980 года, где погиб Машеров

В тот день, вспоминал 28-летний лейтенант ДПС Олег Слесаренко из группы сопровождения Машерова (он служил там с февраля 1980-го), сотрудники не успели завершить поздний обед в буфете гаража ЦК, на Красноармейской, 37.

«Прозвучал вызов: «На выезд». Мы бросили обед, вскочили в машины и поехали к зданию ЦК. Машеров уже стоял на улице, во внутреннем дворике. Пытался запахнуть плащ, который раздувал ветер. В руках ничего, никакого чемоданчика», - говорил Слюсаренко «Комсомолке».

   Машеров мог быть прекрасным оратором как на большую аудиторию, так и для своих коллег из ЦК КПБ. Фото: Юрий ИВАНОВ (Архив "КП")
Машеров мог быть прекрасным оратором как на большую аудиторию, так и для своих коллег из ЦК КПБ. Фото: Юрий ИВАНОВ (Архив "КП")

Он добавлял, что сопровождение не знало, куда едет Машеров:

«Он никогда заранее об этом не сообщал. И связи с ним у нас не было. Ни телефонов. Ни рации в нашей машине. Движение за городом для нас не перекрывали. Мы ориентировались только по сигналам поворотов охраняемого автомобиля. Если включит водитель поворот, то и мы повернем. А если мы проскочили перекресток, приходилось догонять эскорт».

Роковая авария произошла на автотрассе Минск - Москва - там, где поворот на Смолевичскую птицефабрику. Известно, что правительственный кортеж шел, как и обычно, на большой скорости. Являвшийся в то время командиром отдельного батальона ДПС УВД Минской области Сергей Черницкий отмечал:

«Наш пост стоял на Кургане Славы, ребята засекли: Машеров ехал со скоростью 115 - 120 километров в час. Я хорошо знал водителя Машерова Зайцева - исключительно порядочного человека и настоящего профессионала. Но кто виноват, что Машеров не любил тратить время попусту, поэтому ездили всегда быстро...»

Навстречу автомобилю Машерова выскочил на встречную полосу грузовик с картофелем. За рулем последнего - 33-летний водитель экспериментальной базы «Жодино» Николай Пустовит. В свое время говорил «Комсомолке» свои воспоминания о моменте аварии:

«Передо мной, почти по центру дороги, ехал МАЗ, нервно ехал: то газанет, то притормаживает. И так несколько раз. Весь обзор мне закрывал, за таким трудно ехать: непонятно, чего хочет. В какой-то момент я отвлекся: посмотрел в зеркала заднего вида, на спидометр. Поднял глаза, а МАЗ будто остановился, вижу, что еду прямо в него. Я сразу хотел вильнуть, но там перекресток - опасно. Я на тормоза, а к Олимпиаде положили асфальт, чувствую - скольжу. Мой грузовик начало заносить на середину дороги. Понимаю, что сейчас ударюсь о борт МАЗа. И я крутанул руль влево, а сам уклонился правее. Почувствовал удар, решил, что это МАЗ, и потерял сознание. Из-за этого МАЗа я ничего на дороге не видел...»

   Машеров, участник Великой Отечественной войны, никогда не пропускал встреч с ветеранами на День Победы, и обязательным моментом было общение с минчанами. Фото: Евгений КОКТЫШ / Архив "КП"
Машеров, участник Великой Отечественной войны, никогда не пропускал встреч с ветеранами на День Победы, и обязательным моментом было общение с минчанами. Фото: Евгений КОКТЫШ / Архив "КП"

Но удар был не от МАЗа. Черная «Чайка» ГАЗ-13 Петра Мироновича Машерова (он был, как и чаще всего, на переднем сиденье) столкнулась с большегрузом. В аварии погибли сам первый секретарь белорусской Компартии, водитель его автомобиля Евгений Зайцев (к слову, самый пожилой из шоферов первого лица БССР), сидевший на заднем сиденье сотрудник службы охраны Валентин Чесноков (всего охранников первого лица БССР было четверо).

«Чайка» Машерова была засыпана картошкой из злополучного грузовика. Клубни были повсюду на месте аварии, ведь от удара кузов «ГАЗ» поднялся и повернулся. После столкновения вспыхнул огонь, охвативший и правительственную машину, и большегрузную.

Находившийся за рулем «ГАЗ» Пустовит говорил «КП»:

«Огонь привел меня в сознание, смотрю: моя машина горит. Левую дверь заклинило, мне рулем выбило зубы, губы разбило, голову, повыбивало пальцы. У меня было семь процентов ожогов тела. Тогда я остался жив только благодаря шерстяному трико. Все сгорело: штаны, ботинки, носки, ступни обгорели - до сих пор шрамы на пятках! - а трико не загорелось и спасло мне жизнь. Я выполз из кабины, опустился на асфальт и только тогда увидел «Чайку».

   «Чайка» Машерова была вся засыпана картошкой из грузовика. Фото: архив КП
«Чайка» Машерова была вся засыпана картошкой из грузовика. Фото: архив КП

Как пытались спасти Машерова после аварии

Тело Машерова доставал из покореженной машины тот самый Олег Слесаренко из группы сопровождения, которая следовала на «Волгах» ГАЗ-2424 с 8-цилиндровыми двигателями и плитой сзади для равновесия. Он рассказывал «Комсомолке»: стрелки наручных часов Петра Мироновича остановились на времени 15 часов 15 минут.

Также в его памяти отложилось увиденное в авто:

«Зайцева прижало к рулю. Чесноков, сидевший сзади, оказался под водительским сиденьем и был засыпан картошкой. Только русые волосы виднелись. Обе машины загорелись. Мы стали доставать людей, которые не подавали признаков жизни. Когда вытащили Машерова, мне показалось, что у него переломана левая рука в запястье. Может, он тоже пытался руль выкрутить. Из носа текла кровь. И больше никаких повреждений».

Олег Слюсаренко говорил: казалось, что глава республики еще дышит. Именно он вез Машерова в ближайшую больницу в Смолевичах. Вспоминает, что придерживал его на заднем сиденье.

«Хорошо, что была коробка-автомат. По пути увидел, что стоит инспектор ДПС. Я подобрал его и попросил его сесть рядом - показывать дорогу в больницу. «Держи, - говорю, - это Машеров. Вытри с него кровь». Он побледнел: «Чем? Нечем!» Я ему на ходу: «Оторви низ рубашки». Он: «Я не могу, я боюсь». Я как крикну: «Режь!» Он оторвал часть рубашки и вытер кровь. Я хорошо запомнил его фамилию - Гайдук».

В районной больнице, вспоминал Слюсаренко, он сам искал врача, а Гайдук достал Машерова из машины. Сотрудник группы сопровождения вспоминал, что главврач еще не поверил: «Не может Машеров ходить в таком скромном костюме».

   Петр Миронович не только привозил на Курган Славы зарубежных гостей, например Фиделя Кастро, но и своих внучек-близняшек. Снимок конца 1970-х. Фото: Евгений КОКТЫШ / Архив "КП"
Петр Миронович не только привозил на Курган Славы зарубежных гостей, например Фиделя Кастро, но и своих внучек-близняшек. Снимок конца 1970-х. Фото: Евгений КОКТЫШ / Архив "КП"

Виновным в аварии суд признал водителя грузовика Николай Пустовит, которого приговорили к 15 годам заключения. Он говорил:

«Суд прошел быстро. Я согласился с обвинением. А что мне было отрицать? Меня обвиняли в несоблюдении дистанции, превышении скорости, выезде на полосу встречного движения. Авария по неосторожности, повлекшая гибель трех человек. Да, выехал на полметра на встречную полосу, а почему...»

В 1983-м Пустовит был условно освобожден - из могилевской колонии его отправили на стройки народного хозяйства. А в 1985-м его полностью освободили от уголовного преследования.

Машина была настолько повреждена, что отправилась в утиль. От «Чайки» Машерова остался лишь номерной знак.

   Первое время после зоны Николай Пустовит работал трактористом, и даже пахал поле возле места аварии. Снимок носит иллюстративный характер Виктор ГИЛИЦКИЙ
Первое время после зоны Николай Пустовит работал трактористом, и даже пахал поле возле места аварии. Снимок носит иллюстративный характер Виктор ГИЛИЦКИЙ

Можно ли было предотвратить аварию, где погиб Машеров

Позже было немало вопросов к этой аварии. Один из них: почему Машеров ехал не на мощном ЗИЛе, а на «Чайке»? Олег Слюсаренко говорил:

«Петр Миронович сам выбирал автомобили. Он довольно бережно относился к машинам. Почетных гостей встречал в аэропорту на парадном ЗИЛе. В поля всегда брал «Чайку» или обычный разъездной ЗИЛ. Если прямо из аэропорта отправлялся в район, мы меняли представительскую машину на ту, что попроще. Были у него еще и «Нива», «Волга», УАЗик».

   Машеров охотно общался с белорусами во время тех или иных мероприятий. Фото: Юрий ИВАНОВ (Архив "КП")
Машеров охотно общался с белорусами во время тех или иных мероприятий. Фото: Юрий ИВАНОВ (Архив "КП")

Можно ли было избежать аварии в той ситуации? По мнению Слюсаренко, небольшой шанс был:

«По правилам первая машина эскорта должна была идти по осевой. А вторая, охраняемая, ехать так, чтобы ее левые колеса равнялись по правым впереди идущей. То есть каре, с коридором для маневра. Зайцев же шел след в след за нами. Если бы ехал, как положено, пуская левое колесо своей машины по правому колесу нашей машины, то такой шанс гипотетически оставался. Вопрос в том, насколько внезапно вывернул ему навстречу «газон» с картошкой».

Свое мнение о том, можно ли было предотвратить трагедию, в беседе с «Комсомолкой» высказывал и Сергей Черницкий. Он курировал подъездные дороги к Минску, сопровождал партийно-правительственных делегаций и одним из первых прибыл на место трагедии. В частности, он отметил:

«Были разные домыслы [об аварии], но мой ответ один: это было обычное ДТП. Ничего бы этого не произошло, если бы соблюдались правила дорожного движения. Если бы нам сообщили [о проезде первого секретаря ЦК КПБ], мы бы дали нашу машину сопровождения (но этого сделано не было. - Ред.). А так «Чайку» Машерова сопровождала перекрашенная в белый цвет «Волга» с проблесковыми маячками. Многие водители, особенно в сельской местности, не понимали, что это за машина? В то время руководство ГАИ, МВД, Минска и Минской области были категорически против перекраски машины сопровождения Машерова в белый цвет. Но это было указание сверху.

Но главная вина, на мой взгляд, на водителе грузовика, который не соблюдал дистанцию с впереди идущим МАЗом, и когда последний, увидев кортеж, начал тормозить, из-за грозившего столкновения выехал на встречную полосу. Кортеж Машерова мчался на скорости 120 километров в час, столкновение было неизбежным…»

Приговор Верховного суда БССР датируется 26 декабря 1980 года. Там описаны все обстоятельства гибели Петра Машерова.

Что изменила гибель Машерова и что произошло после его смерти

Бывший первый замминистра культуры Беларуси Владимир Гилеп в 1970-х - 1980-х был инструктором отдела культуры ЦК Компартии Беларуси. В беседе с «Комсомолкой» он рассказал, что происходило после смерти Машерова.

«Вечером мне позвонил его (Машерова. - Ред.) помощник: надо найти скульптора и форматора - снять посмертную маску, - вспоминал Владимир Александрович. - Я позвонил народному художнику, скульптору Анатолию Аникейчику. Он согласился, но сказал, что форматором быть не сможет: «Не потому, что боюсь, - мертвым Машерова лепить не смогу». Форматора я нашел в Купаловском театре. Приехали в лечкомиссию. Машеров лежал на столе морга. Но форматор, подойдя к столу, сказал: «Это не Машеров». И вправду не узнать - динамический удар во время аварии, в которой погиб Машеров, был такой силы, что кости лица сошли с мест. Тогда вызвали хирурга, и он сделал правку, насколько это возможно…»

Но маска так и осталась в мастерской скульптора. Машерова на ней не узнать. Потому памятник для могилы Аникейчик лепил по фото.

   Так выглядит памятник Машерову на Восточном кладбище Минска. Снимок носит иллюстративный характер Дмитрий ЛАСЬКО
Так выглядит памятник Машерову на Восточном кладбище Минска. Снимок носит иллюстративный характер Дмитрий ЛАСЬКО

Также после трагедии, говорил дослужившийся впоследствии до полковника Олег Слесаренко из группы сопровождения Машерова, вышел приказ МВД СССР, что скорость движения по сопровождению первых лиц не должна превышать 120 километров в час. Строже стали относиться к спецоформлению автомобилей сопровождения - речь о проблесковых маячках и о том, что первые лица стали садиться только на задние сиденья.

«И когда мы однажды сопровождали Слюнькова в Хойникский район и увлеклись так, что дали все 160, нас вызвали и сказали: «Вам что, одного мало? Загубили Машерова, а теперь хотите Слюнькова?» - вспоминал Слюсаренко.

   Машеров во время празднования Дня Победы. Фото: Юрий ИВАНОВ (Архив "КП")
Машеров во время празднования Дня Победы. Фото: Юрий ИВАНОВ (Архив "КП")

СПРАВКА «КП»

Биография Петра Машерова

Петр Миронович Машеров (исконная фамилия семьи - Машера) родился 13 февраля 1918 года на нынешней Сенненщине. Окончил педрабфак в Витебске. С начала Великой Отечественной войны в Красной армии, боец истребительного батальона. Попал в окружение, был в плену, но смог убежать. Возглавил подполье в Россонах, а с апреля 1942-го - командир партизанского отряда, который действовал в Россонском, Дриссенском, Освейском районах БССР, в соседних районах РСФСР и Латвии. Кличка - Дубняк. Дважды был ранен. В 1944-м награжден званием Героя Советского Союза.

С освобождением Беларуси работал на комсомольских и партийных должностях. Возглавлял белорусский комсомол, а с 1965-го - глава республики: первый секретарь ЦК Компартии БССР. Погиб в автокатастрофе 4 октября 1980 года.

   Первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров был мастером запоминающихся выступлений. Фото: Евгений КОКТЫШ (Архив "КП")
Первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров был мастером запоминающихся выступлений. Фото: Евгений КОКТЫШ (Архив "КП")

Ранее мы приводили 7 фактов о том, каким был Петр Машеров: потомок французского солдата, партизан-герой, отец двух дочек, глава БССР.

Ещё мы писали, каким был неформальный Машеров: сделал «Песнярам» загранпаспорта за несколько часов и посылал поросят в Москву. А вот здесь неизвестные фото Петра Машерова: с Брежневым у Вечного огня и с внучками на Кургане Славы.

Мы рассказывали и о том, как Машеров сам инструктировал спичрайтеров по три часа под сигареты из США и зачем селил их в резиденции Совмина в Заславле.

А здесь о тайной жизни ЦК Компартии Беларуси: ночные дежурства в приемной Машерова, стрижки под партсекретарей за 80 копеек, субботники на МАЗе и колбаса по кило на руки в распределителе.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

Автор: Валентин ЕФИМЧИК