Найти в Дзене
Сити x M24

Хоакин Феникс: 10 лучших ролей актера

Оглавление
Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

В кинотеатрах с 16 октября покажут «Эддингтон» — новый фильм Ари Астера («Реинкарнация») с Педро Паскалем и нашим заглавным героем. О том, что Хоакин Рафаэль Феникс — крайне талантливый и разноплановый артист, широкой публике долгое время было неизвестно. Он избегал блокбастеров и спорных проектов, вел скромную жизнь и снимался в основном в сложном авторском кино. Однако в последние годы все стало иначе. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает про десять лучших ролей в карьере актера, после которых можно без преувеличения назвать его великим.

«8 миллиметров» (1999)

Кадр из фильма «8 миллиметров»
Кадр из фильма «8 миллиметров»

Хотя до этого у Феникса уже была достаточно насыщенная карьера, особенно громко он о себе заявил ролью продавца в секс-шопе Макса Калифорнии, который консультирует героя Николаса Кейджа по вопросам индустрии «пыточного порно». Сам фильм был обруган кинокритиками, но с годами обрел культовый статус. А персонаж Феникса — странноватый чудак запомнился зрителям больше, чем центральный герой.

«Гладиатор» (2000)

Кадр из фильма «Гладиатор»
Кадр из фильма «Гладиатор»

Благодаря роли Коммода, жесткого и высокомерного молодого императора, мечтающего достичь безграничной власти любыми средствами, о Фениксе заговорили по-настоящему. Многие прочили ему «Оскар» (который в итоге отошел коллеге Расселу Кроу), будущее большой звезды и актера, который способен удивлять. Интересно, что сам Феникс немало привнес в фильм от себя, несмотря на то что Ридли Скотт всегда был довольно строгим режиссером: например, знаменитая фраза «Разве я не милосерден?» была придумана им случайно.

«Знаки» (2002)

Кадр из фильма «Знаки»
Кадр из фильма «Знаки»

Сейчас трудно представить себе, что медленный, в духе классических современных слоубернеров хоррор М. Найта Шьямалана про семью, переживающую тихое вторжение инопланетян, мог стать одним из самых кассовых фильмов года. Но главное, что Феникс в роли Меррилла Хесса, который, кстати, заменил на этом посту Марка Руффало, заболевшего прямо во время съемок, запомнился зрителям больше, чем классический маскулинный герой Мэла Гибсона — настолько он был странный и необычный.

«Переступить черту» (2005)

Кадр из фильма «Переступить черту»
Кадр из фильма «Переступить черту»

Байопик Джеймса Мэнголда о легенде кантри-музыки Джонни Кэше собрал ряд номинаций на «Оскар», включая актерские для Феникса и Риз Уизерспун — она в итоге и получила статуэтку за роль супруги Кэша, Джун Картер. Многие считают этот фильм рафинированным и стандартным, однако в карьере Хоакина он крайне важный — в нем он показал, что способен играть роли любых персонажей, а не только странных. Интересно, кстати, что он поначалу отказывался от роли, уверенный, что она совершенно ему не подходит.

«Хозяева ночи» (2007)

Кадр из фильма «Хозяева ночи»
Кадр из фильма «Хозяева ночи»

В фильме Джеймса Грэя, с которым Феникс до этого работал на съемках «Ярдов» (и после еще дважды), актер играет Бобби, владельца ночного клуба, связанного с русской мафией. Он должен помочь своему брату, офицеру полиции (Марк Уолберг), поймать лидера группировки. Это потрясающая роль человека, вынужденного балансировать между двумя мирами, закона и беззакония, и даже двумя личностями: настоящая фамилия Бобби — Грушинский. Забавно, что и у Феникса, и режиссера Грэя среди предков есть русские евреи, а Хоакин в самом начале карьеры играл в триллере с названием «Русские».

«Мастер» (2012)

Кадр из фильма «Мастер»
Кадр из фильма «Мастер»

Однозначно одна из лучших ролей в карьере актера, за которую он получил номинацию на премию «Оскар», но проиграл в поединке с великим Дэниэлом Дэй-Льюисом. У Феникса здесь невероятная по глубине роль травмированного войной моряка, который не может вернуться к нормальной жизни и в итоге попадает в секту. К слову, Фениксу очень пригодился опыт из детства: его родители тоже какое-то время состояли в деструктивной секте.

«Тебя здесь никогда не было» (2017)

Кадр из фильма «Тебя здесь никогда не было»
Кадр из фильма «Тебя здесь никогда не было»

Феникс часто ассоциируется с ролями людей невротичных, хрупких и боязливых, но в картине Линн Рэмси он настолько удивил всех, что получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В мрачном триллере он играет экс-агента ФБР, ставшего наемником, которому поручают вызволить из плена девочку-подростка. Феникс в этой роли напоминает чуть ли не Джейсона Стэйтема, если бы тот был выдающимся актером: он молчалив, брутален, бородат и очень опасен. Еще один образ в копилку лучших — крайне неожиданный.

«Джокер» (2019)

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

Именно после роли Артура Флека широкая публика открыла для себя 44-летнего Феникса, который, на секундочку, на тот момент был в кино уже 37 лет. Он моментально стал большой звездой, а его Джокер — каноничным персонажем, одним из самых жутких и одновременно привлекательных антагонистов. В нем воплотились и психическая нестабильность, и невероятная хрупкость, и крайняя степень непредсказуемости и, как следствие, опасности. Возможно, и вправду вершина карьеры Феникса, ожидаемо принесшая ему «Оскар».

«Камон Камон» (2021)

Кадр из фильма «Камон Камон»
Кадр из фильма «Камон Камон»

И тем удивительнее, после злодейского триумфа в «Джокере», было увидеть Феникса в мягком, полном воздуха фильме Майка Миллса об уставшем от жизни радиоведущем, который вынужденно берет на себя заботу о гиперактивном племяннике. Нежная картина, в которой Феникс играет с невероятной легкостью — во всех смыслах: это непривычно спокойная, очень меланхоличная для актера роль, и видно, как он в ней отдыхает и почти расслабляется.

«Все страхи Бо» (2023)

Кадр из фильма «Все страхи Бо»
Кадр из фильма «Все страхи Бо»

Полная противоположность предыдущей картине. Не то хоррор, не то черная комедия, не то сюрреалистичная драма Ари Астера, который работал потом с Фениксом и в «Эддингтоне». Сюжет рассказывает о полноватом мужчине Бо Вассермане, который боится буквально всего на свете. Феникс для этой роли набрал вес и «поседел», и он тут главный аттракцион: наблюдать, как Бо переживает о том, что оставил ключи, как о настоящей ядерной катастрофе, одновременно и смешно, и грустно, и очень жутко. Опять-таки, просто найдите актера, в котором сочетаются столь разные образы.