Российские остановки общественного транспорта вскоре могут превратиться из унылых навесов в современные и комфортные пространства. В стране готовится новый ГОСТ для автобусных и троллейбусных остановок, который предлагает оснастить их отоплением, кондиционерами, зарядками для телефонов и Wi-Fi.
Как выяснил «Коммерсантъ», проект разработан по заказу Росавтодора специалистами Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ). Там пояснили, что действующий стандарт был принят еще в 2003 году и безнадежно устарел. Более того, уже с 1 сентября 2025 года его использование запрещено законом «О стандартизации».
«Разрозненные требования не охватывают все аспекты безопасности движения и не гармонизированы между собой. Новый документ позволит привести систему в порядок и учесть современные потребности пассажиров», — отметили в РосдорНИИ.
Остановка XXI века: три категории комфорта
В новом ГОСТе впервые вводится классификация остановочных пунктов. Базовые — для небольших потоков (до 100 пассажиров в сутки). Улучшенные — обслуживающие от 100 до 500 человек. Расширенные — для загруженных линий с более чем 500 пассажирами в день.
Каждая категория предполагает разный уровень оснащения. Например, в северных регионах остановки должны быть с подогревом.
В южных регионах. наоборот, предпочтительны остановки в с климат-контролем.
Для «улучшенных» и «расширенных» вариантов предусмотрены розетки для зарядки телефонов, бесплатный Wi-Fi и электронные табло с временем прибытия транспорта.
Проектировщики уверены: современная остановка — это не просто место ожидания, а часть городской среды. Поэтому павильоны планируется делать вандалоустойчивыми, удобными и безопасными.
Тепло, Wi-Fi и порядок на дороге
В новом стандарте особое внимание уделено дорожной организации. Все остановочные пункты должны быть оснащены «карманами» для заезда транспорта, чтобы не мешать основному потоку.
Там, где движение неинтенсивное, предлагается альтернатива — «антикарманы»: небольшие выступы тротуара в сторону проезжей части, где пассажиры смогут безопасно садиться и выходить.
Также предусмотрены решения для остановок на выделенных полосах — так называемые «береговые» (по краям дороги) и «островные» (в центре, для обоих направлений).
Даже скамейки и урны получили собственные стандарты. Сиденья должны быть длиной не менее 1,5 м, высотой 42–48 см, а урны — стоять не дальше метра от стенки павильона.
Почему старый ГОСТ больше не работает
Сейчас в России действуют нормы 20-летней давности, которые не учитывают ни рост пассажиропотока, ни развитие инфраструктуры, ни климат.
«Города переходят на крупные автобусы и сокращают количество дублирующих маршрутов. Значит, каждая остановка должна быть готова принять сразу несколько больших машин», — поясняет директор Центра транспортного планирования Института транспорта ВШЭ Павел Зюзин.
Он добавляет, что новые стандарты должны учитывать реалии мегаполисов, где один остановочный пункт может обслуживать до трёх сочленённых автобусов одновременно.
ГОСТ на обсуждении — но самое интересное впереди
Сейчас обсуждается уже третья версия проекта. Замечания к предыдущим вариантам поступали от Минтранса, ГИБДД, ЦОДД Москвы, Росавтодора и ГК «Автодор», пишет «Коммерсантъ». Обсуждение продлится до 24 октября, после чего документ могут доработать и утвердить.
Пока новый стандарт носит рекомендательный характер, но эксперты не исключают, что правительство может сделать его обязательным — особенно для госзакупок и проектов в сфере безопасности дорожного движения.
«Обычно существующие объекты приводятся в соответствие новым требованиям во время реконструкции или капремонта», — пояснили в РосдорНИИ.