Найти в Дзене
BFM.ru

Касперский ответил на слова Дурова о свободе в интернете в эксклюзивном интервью Бизнес ФМ

Возможности создания международного регулятора для борьбы с киберпреступностью, перспективы глобального IT-рынка и влияние ИИ на общество — темы, которые Бизнес ФМ обсудила с одним из основателей и главой «Лаборатории Касперского»

   Евгений Касперский.Донат Сорокин/ТАСС
Евгений Касперский.Донат Сорокин/ТАСС

Один из основателей и глава «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский рассказал Бизнес ФМ о кибербезопасности и искусственном интеллекте. С ним беседовал ведущий программы «Сумма технологий» Денис Самсонов.

С Евгением Касперским, главой лаборатории собственного имени, мы беседовали в кулуарах дубайской выставки Gitex Global 2025, где компания выставлялась. Евгений, сегодня много обсуждают пост Павла Дурова, в котором он предсказывает, что его поколение IT-предпринимателей видит исчезновение свободного интернета в том виде, в котором он задумывался отцами-основателями. Согласны ли вы с этой оценкой?

Евгений Касперский: Однажды в середине 90-х годов я сказал фразу: «Если интернет будет развиваться в том же направлении и с той же скоростью, как и сейчас, то наступит время, когда мы не будем пускать детей без надзора в эти самые сети Интернет», и надо мной смеялись. Когда там появилась преступность, когда появился контент, который опасен, интернет будет контролироваться государственными структурами или же международными организациями. Я про это говорил еще в начале 2000-х годов, потому что для меня тогда стало очевидным, что интернет становится критической инфраструктурой, от которой мы зависим, и что рано или поздно анархия в интернете закончится.

Верите ли вы в возможность создания международного регулятора, который взял бы на себя координирующую роль в борьбе с преступностью в интернете?

Евгений Касперский: Это зависит от геополитической ситуации. Фразу «интернет-Интерпол» я произнес где-то в 2003 году и мечтал о том, что была бы международная организация, возможно, под Интерполом или под ООН, которая бы контролировала сотрудничество разных стран по борьбе с киберпреступностью. В 2011 году это почти начало происходить. В Лондоне прошла Global Conference on Cyberspace, там были представители государств самого высокого уровня, и они говорили, что нужно сотрудничать против киберпреступности, проводить совместные расследования, обмен информацией и так далее. Я был счастлив, потому что это говорили на правильном английском, но мои идеи. Может быть, не мои идеи, но идеи, с которыми я полностью согласен. К сожалению, на этом все закончилось. Сотрудничество между противоборствующими центрами практически обнулилось, причем не сейчас, а где-то уже в середине десятых годов. Что происходит сейчас? Я не вижу индикаторов того, что станет лучше.

Говоря шире, насколько в текущей политической ситуации велика вероятность сохранить связанность глобального IT-рынка и информационных технологий в целом? Или мы увидим его дробление на независимые блоки?

Евгений Касперский: Я очень надеюсь, что это так, потому что мир все-таки стал глобальным. Как сейчас ни пытаются его разделить на кусочки, мир остается глобальным, но ему будет невыгодно полностью изолироваться друг от друга. Я думаю, что это уже невозможно.

В этом году в Дубае нет стенда без упоминания искусственного интеллекта. Насколько сильно повлияет эта технология не только на IT, но и на общество в целом?

Евгений Касперский: Могут исчезнуть профессии. Как это бывало уже в прошлом, развитие технологий приводило к тому, что профессии исчезали. Однажды на какой-то конференции я услышал умную фразу, что мы живем в такое быстрое время, что за время жизни человека в большинстве случаев ему придется переучиться, потому что его профессия исчезла. Это будет потрясение, с одной стороны, но, с другой стороны, жизнь станет лучше, быстрее, красочнее, удобнее. Плохо, что системы искусственного интеллекта будут уязвимыми, они будут активно использоваться кибернегодяями.

Придется ли переучиваться в том числе и специалистам по информационной безопасности?

Евгений Касперский: Профессия безопасника, кибербезопасника подразумевает постоянное обучение.

«Лаборатория Касперского» — это тоже часть общества. Насколько то, что вы делаете, и то, как вы это делаете, меняется под воздействием технологий искусственного интеллекта?

Евгений Касперский: Мы начали заниматься разработками ИИ 20 лет назад, когда их еще не называли искусственный интеллект. Каждый день мы ловим примерно полмиллиона новых зловредных файлов разных, которые никогда не видели до этого. Чтобы поймать их, мы фильтруем примерно 15 млн файлов, которые собираем из разных источников. Человеку это не по силам: какой коллектив нужно собрать, чтобы вручную все это обработать? Поэтому у нас работает система искусственного интеллекта, разные фильтры, несколько уровней фильтров, которые все это сортируют и отметают. Как мы находим самые сложные атаки, сети? Это системы искусственного интеллекта, которые детектят аномалии. У нас штук шесть-семь разных систем искусственного интеллекта, при этом некоторые из них мы берем из открытых источников, а некоторые из них — это наша разработка.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»