С начала 2025 года в России заметно сократилось количество штрафов за неоплаченный проезд по коммерческим трассам. Расскажем, почему количество водителей, которые решают «проскочить» по платной дороге, уменьшается, и как водители экономят сотни миллионов рублей.
Посмотрим на цифры
По данным Ространснадзора, за девять месяцев было выписано 838 тысяч постановлений почти на 2 миллиарда рублей, но принудительное взыскание через службу судебных приставов сократилось почти в 4 раза. Это значит, что водители стали вовремя оплачивать долги и активнее использовать льготный период в двадцать дней, когда постановление можно аннулировать.
Собирать платежи стало проще и прозрачнее. Водители всё чаще разбираются, где и как оплатить, а государственные сервисы сделали процесс максимально удобным. В итоге собираемость платежей выросла на 9%, а сами автомобилисты сэкономили более 600 миллионов рублей. Большинство нарушителей вовсе не являются злостными неплательщиками.
«И мы все-таки еще не привыкли к платным дорогам в черте города, привыкли к тому, что въезд не через пункт сбора платы отсчитывается комплексом фиксации проезда и подлежит самостоятельной оплате. Ряд водителей попадают туда по навигатору, если в навигаторе не включить функцию "избегать платных дорог", уже заехав туда и увидев знаки, обратно выехать невозможно. Оплатить проезд не сложно, это можно проверить через приложение "Парковки России", "Главная дорога", МРО, через Сбербанк Онлайн и ряд других сервисов. Проезд должен быть оплачен не позднее чем через пять суток с момента его совершения. Ну, а если уже получили штраф за неоплату проезда, надо оплатить его в течение 20 дней с вынесением постановления. Тогда штраф аннулируется автоматически», — рассказал юрист Антон Недзвецкий.
Сколько стоит ошибка?
Штрафы для легковых автомобилей составляют 1 500 рублей, для автобусов и грузовиков — 5 000 рублей. В Москве и области, где действуют собственные скоростные магистрали вроде Московского скоростного диаметра, сумма ещё выше — от 3 000 до 15 000 рублей.
«Главное, чтобы водитель точно понимал, когда и за что он платит. Это не просто сбор денег, а инструмент управления транспортными потоками. Если система прозрачна, нарушений будет меньше», — отметил директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин.
Ловушки для «зайцев»
Некоторые водители всё же пытаются обойти оплату. Самый известный способ — закрыть номер рамкой или плёнкой, чтобы камера не распознала, но такие хитрости теперь чреваты серьёзными последствиями. На трассах регулярно проводят рейды, напоминают в «Автодоре». С начала года их было уже более 120. Если камеру обмануть не удалось и нарушение выявлено, водителю грозит лишение прав на срок до полутора лет.
«В связи с появлением большого количества платных участков достаточно оперативно подсуетились и законодательство изменили. У нас сейчас можно действительно получить лишение права управления на срок до полутора лет. Используются интеллектуальные транспортные системы, и камеры способны отследить на каких-то участках, некоторые элементы такого искусственного интеллекта, которые ведут объект, рано или поздно все равно водитель попадает с госномером на этом автомобиле. А так да, в основном это старые добрые рейды, на заправке где-то могут стоять сотрудники Госавтоинспекции. На въезде, на выезде с платной дороги могут стоять, и чаще всего оформление, естественно, происходит в ручном режиме», — пояснил руководитель общественного центра «Автомобилист» Максим Едрышов.
А что с общественным транспортом?
Снижается не только количество нарушений среди автомобилистов, но и среди пассажиров общественного транспорта. За лето контролёры проверили билеты почти у 3 миллионов москвичей. Число «зайцев» сократилось на 6%, следует из данных Департамента транспорта. Самые ответственные пассажиры живут на севере и северо-востоке столицы, а вот на юго-западе и западе всё ещё есть над чем работать. При этом люди всё реже спорят с проверяющими, так как камеры фиксируют любые конфликты.
«Когда пассажиры знают, что каждый спор или агрессия могут попасть на видео, они ведут себя спокойнее. Ситуации, когда кто-то бросает фразу “всё равно не докажете”, стали редкостью. Контроль стал прозрачнее, а значит, и дисциплина выросла», — прокомментировал член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.
Культура оплаты
Постепенно россияне привыкают к идее, что дорога — это тоже услуга, за которую нужно платить. Главное — понимать правила. Сейчас всё больше людей узнают о возможности аннулировать штраф, если оплатить его вовремя, и начинают следить за уведомлениями.
Такая простая привычка экономит миллионы рублей не только отдельным водителям, но и всей стране. Когда система работает честно и прозрачно, выигрывают все — и те, кто за рулём, и те, кто стоит в пробке меньше благодаря упорядоченному движению на трассах.