Челябинскую область не просто так окрестили "уральской Карелией". По официальным данным в регионе насчитывается более 3 тысяч озёр! Но самым настоящим украшением Южного Урала, безусловно, является озеро Тургояк. По чистоте воды и живописности пейзажа этот уникальный водоем можно по праву назвать одним из самых красивых в России. Немудрено, что Тургояк овеян множеством легенд – от тех, что нашли отражение в башкирском эпосе, до вполне себе современных, появившихся уже в нашу цифровую эпоху. Впрочем, озеро Тургояк само по себе заслуживает отдельного рассказа, который обязательно появится на моем канале в ближайшее время. Сегодня же я xочу рассказать вам лишь об одной местной достопримечательности.
Береговая линия Тургояка имеет скалистый характер, а само озеро отличается значительной глубиной, представляя собой огромную каменную чашу тектонического происхождения, заполненную кристально чистой водой. Отчасти именно поэтому Тургояк не может похвастать таким же обилием островов, как, скажем, соседние озёра Увильды и Иртяш, не говоря уж про рукотворное Аргазинское водохранилище. Все местные острова можно пересчитать по пальцам, причём большинство из них, такие как Чаичий или Кораблик – всего лишь ничем не примечательные скалистые отмели. Полной их противоположностью является остров Веры – самый большой и, одновременно, самый загадочный остров озера Тургояк.
Остров Веры расположен в западной части озера. От берега его отделяет пролив шириной около 130 метров. Уровень воды в Тургояке подвержен циклическим колебаниям, поэтому примерно раз в 30-40 лет остров Веры становится полуостровом – в последний раз такое было в 2001 году. Большую же часть времени глубина на месте перешейка достигает 2,5 метров, так что преодолеть пролив вброд не получится. К счастью, имеется много других возможностей посетить остров Веры. Зимой сюда можно добраться прямо по льду, а летом – на любом доступном плавсредстве. Даже если у вас нет собственной лодки или сапборда, не расстраивайтесь: для местных жителей доставка туристов на остров Веры – стабильный источник дохода, так что в вашем распоряжении всегда будет самый разнообразный транспорт, от лодок и речных трамвайчиков до туристических катамаранов и парусных яхт. Но чем же так притягателен остров Веры? Чем вообще может быть примечателен островок длиной 450 метров и шириной 290 метров, поросший смешанным лесом? И что за странное название – остров Веры? Что ж, давайте ответим на эти вопросы.
На самом деле, ещё в начале ХХ века остров называли Пинаевским, связывая этот топоним с неким Пинаевым – сподвижником Емельяна Пугачёва, долгое время скрывавшимся здесь после того, как бунтовщики были разбиты. Островом Веры это место окрестили сравнительно недавно – в память об отшельнице Вере, которая якобы жила на острове в ХIХ веке. По легенде впавший в долги отец хотел за хорошее приданое отдать её замуж за местного бобыля. Но Вера отказалась, и тогда отец отвёз её в монастырь. Из монастыря Вера таинственным образом исчезла, а через несколько лет рыбаки нашли её на Пинаевском острове – девушка жила там отшельницей в землянке, коротая время в молитвах. Постепенно к ней на поклон потянулись люди. Вера принимала гостей и давала им лечебные травы, а те взамен приносили ей еду и одежду. Так продолжалось много лет, пока отшельница не умерла. Похоронили Веру прямо на острове, которому молва дала её имя. Правда, предание это не имеет никаких подтверждений – возможно, его придумали уже в наши дни.
Но остров Веры обрёл свою популярность далеко не из-за легенды об отшельнице-целительнице. Всё дело в археологических находках, сделанных здесь в начале 2000-х годов. Имя им – мегалиты. Традиционно мегалитами называют культовые сооружения из необработанных каменных глыб вроде всемирно известного английского Стоунхенджа. Ещё совсем недавно учёные были уверены, что на Урале мегалитов никогда не существовало, но им пришлось пересмотреть свои взгляды, когда на острове Веры был обнаружен целый комплекс уникальных археологических памятников, представляющий собой мегалиты, дольмены и менгиры, сохранившие следы ручной обработки.
На самом деле, о рукотворных сооружениях из огромных камней на острове Веры было известно уже давно – как минимум, лет сто, если не больше. Археологи ими не интересовались, поскольку связывали их появление с деятельностью старообрядческого скита, существовавшего на острове в XIX веке. По одним данным, скит возник здесь как раз после смерти целительницы Веры, по другим – ещё в конце XVIII века. В лучшие свои годы обитель была приютом для двух десятков иноков. Жили монахи в землянках и даже возвели на острове небольшую каменную церковь. Впервые скит обнаружили в 1859 году, подвергнув старообрядцев гонениям. В последующие годы те упрямо возвращались на остров, а власти, соответственно, периодически устраивали "выгонки". В конце концов храм и кельи на острове были разрушены, а скит опустел. В 1900 году на острове проживал единственный старец по фамилии Пантелеймонов. В 1909 году московский архитектор Николай Филянский, составивший первое подробное описание острова Веры, отметил, что на острове никто не живёт, но имеются остатки 8 каменных келий, трапезной, часовни, а также небольшого кладбища, обнесённого рядом камней.
Лишь в 2004 году археологическая экспедиция, работавшая на острове Веры, опровергла бытовавшее на протяжении всего XX века заблуждение. Оказалось, что местные каменные сооружения существовали задолго до появления на острове старообрядцев. Монахи действительно приспособили некоторые мегалиты под свои нужды – и всё же имеются убедительные доказательства, что те построены были гораздо раньше. Учёные расходятся в точной датировке, но солидарны в том, что мегалиты возникли в 4 тысячелетии до нашей эры, то есть их возраст превышает 6 тысяч лет.
Археологическая экспедиция проработала на острове Веры более 20 лет. За это время ответить на вопрос о том, кто – и, главное, с какой целью – возвёл в этом месте мегалитические сооружения, учёные так не смогли. Дело в том, что строители мегалитов не оставили после себя ни фрагментов керамики, ни шлака от выплавки металлов, ни ритуальных предметов, ни захоронений – словом, ничего такого, что обычно находят вблизи поселений или культовых центров того времени. Весь "улов" археологов ограничился кусочками горного хрусталя, следами охры и каменными тёслами. С большой долей вероятности можно утверждать, что на острове Веры наши далёкие предки никогда не жили. Возможно, право на посещение острова имел лишь узкий круг лиц – жрецы или шаманы, отправлявшие здесь ритуалы, характер которых мы теперь не узнаем.
На острове Веры до наших дней сохранились три мегалита, а также несколько отдельно стоящих каменных менгиров. Камень для строительства наши предки добывали в своеобразной каменоломне, расположенной в северной оконечности острова. Скальная порода здесь сохранила следы ручной обработки. Очевидно, в толще скалы выдалбливались отверстия, в которые забивались клинья, позволявшие расколоть камень точно по намеченной линии. После этого каменные глыбы, вес многих из которых превышал 15 тонн, доставляли к месту строительства, перемещая их на 100 метров и более – скорее всего, при помощи импровизированных "катков" из брёвен или камней поменьше. Даже в наши дни трудоемкость такой работы, осуществлявшейся при помощи самых примитивных орудий, поражает воображение. Немудрено, что монахи, поселившиеся на острове, предпочли приспособить под свои нужды уже имеющуюся "инфраструктуру" вместо того, чтобы строить новую.
Сохранившиеся мегалиты представляют собой заглублённые в скальное основание острова постройки с каменными стенами и перекрытиями. Размеры их достаточно внушительны – самый большой состоит из трёх камер, соединённых коридорами общей длиной более 19 метров, а внутри можно встать в полный рост. Мегалиты строго ориентированы на запад, благодаря чему в дни весеннего и осеннего равноденствия лучи заходящего солнца проходят через подземные камеры и освещают противоположную, восточную стену. Внутри каждой из построек имеется система ниш и полочек, которые, скорее всего, когда-то были заполнены ритуальными предметами. Имеются на острове и несколько искусственно выровненных культовых площадок с сохранившимися ритуальными камнями-менгирами.
Дайверы, совершавшие погружения в непосредственной близости от острова, утверждают, что на глубине 3-5 метров существуют и другие рукотворные объекты, ныне затопленные. В разных источниках можно встретить рассказы и о неизвестных мегалитах, и о фундаментах каких-то построек, и о каменных пирамидах, и даже чуть ли не об остовах затонувших кораблей с античными амфорами в трюмах. Если принимать всё это на веру, можно подумать, что Атлантида затонула именно в озере Тургояк. Тем не менее, доля правды в этих рассказах имеется. Проанализировав сделанные энтузиастами подводные снимки и карты рельефа озёрного дна, специалисты пришли к выводу, что раньше уровень воды в Тургояке был примерно на 5 метров ниже нынешнего, то есть остров Веры когда-то был полуостровом, а на его тогдашних берегах и вправду могли существовать рукотворные сооружения, следы которых сохранились под водой до наших дней. Впрочем, это не помешало учёным охарактеризовать 95% "таинственных" подводных объектов, выявленных дайверами, как сугубо природные образования.
Естественно, наличие на острове древних сооружений неясного назначения породило немало легенд и домыслов. В наши дни остров Веры считается сакральным местом, "местом силы". Если вы оплатите экскурсию по острову, ваше внимание обязательно обратят на целый сонм местных "странностей": специфическое эхо в западной части острова, характер местной растительности (хвойные деревья в западной части острова и лиственные – в восточной, причем с довольно ярко выраженной границей), многочисленные культовые камни. Среди характерных матрацевидных форм выветривания на скалах в центре острова вам помогут разглядеть изображение человеческой ноги, попирающей пещерного льва, а на одном из валунов в восточной его оконечности – изображение рыбы, древнего христианского символа.
Верить этим рассказам или нет? Пусть каждый решает для себя сам. Своё дело они, так или иначе, делают: туристов на острове хоть отбавляй. Даже в будни, особенно в хорошую погоду, разнообразные плавсредства выстраиваются в очередь, чтобы пристать к местному пирсу. Бывают дни, когда за сутки остров посещают более тысячи человек. Естественно, такой поток желающих побывать в "месте силы" создает повышенную нагрузку на экосистему острова. К счастью, в 2024 году на острове Веры завершились работы по обустройству экотропы с дощатым настилом. Спасает положение и относительная труднодоступность острова: здесь вы не увидите заваленных мусором кострищ и пьяных любителей шашлыка. Остров Веры пока что находится в относительной безопасности, и это не может не радовать: ведь археологи ещё не закончили свою работу здесь. Большинство раскопов лишь законсервированы, а остров Веры по-прежнему дожидается пытливых умов, готовых погрузиться в его неразгаданные тайны.
Урал богат не только на подземные сокровища, но и на археологические памятники, позволяющие в прямом смысле слова прикоснуться к истории человеческого рода. Наверное, каждый хотя бы краем уха слышал об Аркаиме – уникальном комплексе бронзового века, расположенном в Челябинской области. А вот такие специфические памятники древнего искусства, как уральские писаницы, известны далеко не всем. Я уже рассказывал о многих из них, но, пожалуй, самые интересные писаницы расположены на берегу реки Реж, на скальных стенах знаменитого Шайтан-камня. Ну а если вы живете в Екатеринбурге или оказались проездом в уральской столице, обязательно посетите Каменный остров – это необычное место, буквально пропитанное духом неолита, настоящий музей под открытым небом, расположено в пешей доступности от ЕКАДа.