В исламе шайтан – злой дух, враждебный Аллаху и людям. Он сбивает людей с истинного пути, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. На Урале топонимы, связанные с этим словом тюркского происхождения, широко распространены. Достаточно вспомнить Шайтанское озеро в Свердловской области, речку Шайтанка с одноименной деревней и многочисленные Шайтан-камни – отдельные скалы или целые скальные выходы. Пришедшие когда-то на Урал башкиры и татары, а позже и русские переселенцы, частично воспринявшие от них существующую топонимику, связывали с "шайтаном" места, где коренные жители Урала – предки современных хантов и манси – отправляли свои языческие религиозные обряды. Указывая на то, что в этих местах обитает шайтан, мусульмане как бы подчеркивали неприязнь к традиционным языческим верованиям.
Шайтан-камень на реке Реж – одно из таких мест. Когда-то эта скала была значимым религиозным центром вогулов. Здесь они поклонялись своим богам, совершая традиционные ритуалы и принося жертвы. Это доказывают сохранившиеся по сей день многочисленные наскальные рисунки Шайтанской писаницы. А на вершине скалы археологи в своё время обнаружили жертвенную площадку со следами древнего металлургического производства и фрагментами глиняных сосудов. Здесь же был найден металлический наконечник стрелы, условно датированный I тысячелетием до нашей эры.
Шайтан-камень не пользуется широкой известностью среди туристов, хотя по своему величию он может сравниться с знаменитым Аракульским шиханом, а по количеству сохранившихся наскальных рисунков и разнообразию их сюжетов поспорит с Ирбитским писаным камнем. Обе эти достопримечательности ежегодно притягивают тысячи туристов со всех регионов России, а на Шайтан-камне в основном отдыхают местные жители и тренируются скалолазы и альпинисты из Екатеринбурга.
Добраться до Шайтан-камня проще всего от современного посёлка Октябрьский, до революции называвшегося Шайтанка. От окраины посёлка в сторону реки Реж ведет старая лесная дорога. Она заканчивается на большой поляне у берега Режи. С неё открывается прекрасный вид на Шайтан-камень, находящийся на противоположном берегу. Пересечь реку можно по старому броду. В середине лета глубина здесь чуть выше, чем по колено, но весной или после больших дождей может быть и по пояс. Немного затрудняют переправу каменистое дно и достаточно сильное течение.
Шайтан-камень – одна из самых высоких и величественных скал реки Реж. Это гранитный утес, протянувшийся вдоль берега реки более чем на 400 метров. Отвесной вертикальной стеной он устремляется вверх на четыре десятка метров. Скала имеет специфическое строение, из-за чего кажется, будто она сложена из огромных каменных кирпичей древними великанами. Множество этих блоков-кирпичей, имеющих правильную прямоугольную форму, разбросаны поблизости, что лишь усиливает впечатление. Местами камни покрыты разноцветными натеками и лишайниками. Вершина утёса поросла светлым сосновым лесом.
В своей северной части Шайтан-камень разделен надвое узкой тёмной расщелиной. Отчего-то туристы прозвали это место Ведьминым ущельем. По разлому можно подняться наверх, что потребует внимательности, аккуратности и определенной физической силы. Проще же подняться наверх по лесной тропинке. С вершины утёса открывается живописный вид на реку Реж, делающую у подножия Шайтан-камня небольшой поворот. Как на вершине скалы, так и у её подножия имеются места для постановки палаточного лагеря, а в южной части скалы на берегу реки есть родник с питьевой водой.
От реки подножие Шайтан-камня отделяет полоска суши шириной около 20 метров, поросшая кустарником и заваленная камнями, когда-то отколовшимися от скальной стены. Именно здесь находятся знаменитые наскальные рисунки Шайтанской писаницы. Чтобы увидеть их, достаточно пройти вдоль подножия скалы, внимательно рассматривая каменную поверхность на уровне глаз.
Шайтанскую писаницу открыли в 1976 году археологи В.Т. Петрин, А.Ф. Шорин и В.Н. Широков. Она состоит более чем из ста изображений, условно разделенных на 17 групп. Все изображения располагаются на высоте до 2 метров от земли, а сама писаница протянулась на 175 метров. Лучше всего сохранились рисунки в центральной части скалы. Существует мнение, что часть рисунков может быть скрыта под каменными осыпями у подножия камня, слой которых достигает полутора метров.
В настоящее время большая часть рисунков едва заметна. В их восприятии немаловажную роль играют время суток, облачность и угол зрения. Все они нанесены на скалу красно-бурой охрой и различаются по яркости и цвету. Это говорит о том, что создавались изображения несколькими поколениями вогулов – возможно, на протяжении столетий. Какие-то рисунки весьма чёткие, а некоторые окончательно расплылись в бесформенные пятна. Часть изображений нанесена поверх более старых.
Шайтанская писаница, как и многие другие подобные археологические памятники, отразила религиозные и мифологические представления древних уральцев. Основную её часть занимают зооморфные изображения – фигуры лосей, зайцев, водоплавающих птиц. Поверх некоторых из них нанесена сетка, условно изображающая охотничью снасть. Имеются и изображения людей. Головы некоторых человекообразных фигур украшены двурогими уборами – очевидно, это изображения шаманов в ритуальном облачении. Попадаются и чисто геометрические мотивы – вписанные друг в друга треугольники, зубчатые гребни, окружности. Об их значении теперь можно лишь догадываться.
Почувствовав атмосферу, царящую на Шайтан-камне, действительно можно поверить, что в этом месте и по сей день обитают лесные духи, которым поклонялись вогулы тысячи лет назад. Как и в незапамятные времена, они предпочитают являться людям в обличье диких птиц и зверей, которых здесь всегда великое множество.