Найти в Дзене
Ставропольский Дзен

Тренд на громкое бюджетирование: почему ставропольская молодёжь открыто говорит об экономии

Оглавление
     Фото: ИА «Победа26»
Фото: ИА «Победа26»

Ставропольцы больше не стыдятся маленьких зарплат, публично обсуждают закредитованность и откровенно болтают о деньгах за чашкой кофе. Молодёжь следует тренду на громкое бюджетирование, покоряющему весь мир. Почему начинающие самостоятельную жизнь отказываются от культуры «тихого богатства» в пользу финансовой открытости, разбиралась «Победа26».

Не стыдно, а модно

Термин «громкое бюджетирование» ввёл в обиход блогер Лукас Бэттл в конце 2023 года. Его суть он описал просто: «Это не „я не могу себе этого позволить“, а „я не хочу на это тратить деньги“».

И если раньше считалось, что личный бюджет — частное дело каждого, то громкое бюджетирование — полная противоположность чопорной конфиденциальности, практика открыто говорить о своих финансах.

В качестве примеров представитель поколения Z Диана Фёдорова приводит публичный отказ от дорогого ужина в ресторане с друзьями без попыток придумать неловкую отговорку или же честный разговор в кругу семьи о финансовых приоритетах.

«Такая стратегия позволяет сместить фокус с демонстрации потребления на демонстрацию контроля и осознанности»,

— говорит Диана.

По словам социолога Александра Гапича, новое общественное явление выходит за рамки финансовой стратегии. В нём можно наблюдать как минимум три взаимосвязанных аспекта: адаптацию к экономическим условиям, протест против устоявшихся потребительских паттернов и появление новой социальной нормы.

   Громкое бюджетирование предлагает возможность сэкономить, пусть даже небольшие суммы, дает психологическую стабилизацию Фото: ИА «Победа26»
Громкое бюджетирование предлагает возможность сэкономить, пусть даже небольшие суммы, дает психологическую стабилизацию Фото: ИА «Победа26»

Финансовая нестабильность вынуждает приспосабливаться к ней, искать новые точки опоры.

«Громкое бюджетирование предлагает возможность сэкономить, пусть даже небольшие суммы, и даёт психологическую стабилизацию. Это не просто выживание, а активная стратегия приспособления к новым реалиям, которая позволяет людям снизить финансовую тревожность и обрести уверенность, изменив поведение и ценности»,

— говорит эксперт.

Он видит в этом феномене и социальный протест. Громкое бюджетирование возникло как прямая противоположность и ответ на тренд «тихой роскоши», который к концу первой четверти XXI века уже набил оскомину и воспринимался как абсурдный парадокс. Было принято скрывать доходы и демонстрировать дорогие, но не всегда практичные вещи. Громкое бюджетирование предполагает более сознательный и реалистичный подход. Оно помогает отказаться от философии потребления и стремления быть не хуже других.

«Люди, выбирающие экономию, открыто заявляют, что это не стыдно, и ставят здоровое управление деньгами выше бесцельного потребления. Это своего рода вызов обществу потребления, его символам статуса и негласному принуждению тратить деньги, чтобы соответствовать»,

— поясняет Александр.

   Люди начинают открыто говорить о своих финансовых целях, ограничениях и способах экономии Фото: ИА «Победа26»
Люди начинают открыто говорить о своих финансовых целях, ограничениях и способах экономии Фото: ИА «Победа26»

Наиболее значимым социологическим аспектом он считает формирование новой социальной нормы. Тренд способствует дестигматизации разговоров о деньгах. Традиционно обсуждение личных финансов было табуированной темой, вызывающей неловкость и стыд.

«Громкое бюджетирование переворачивает эту ситуацию. Оно превращает экономию из источника стыда в модный и осознанный выбор. Люди начинают открыто говорить о своих финансовых целях, ограничениях и способах экономии»,

— говорит социолог.

Это не только снимает табу, но и создаёт среду для обмена опытом, обучения на чужих ошибках и принятия более взвешенных решений. Таким образом, громкое бюджетирование – это многогранный социологический феномен адаптации к экономическим вызовам, протеста против избыточного потребления и внедрения новых норм открытости, осознанности и коллективного участия в управлении личными финансами.

Спокойно отказываются от трат

Не все понимают новую культуру «громкого бюджетирования». Диана Фёдорова рассказала, что предпочитает вообще не обсуждать денежные вопросы с родственниками и периодически сталкивается с недоумением знакомых.

«С друзьями, конечно, делюсь, но они, по большей части, удивляются, что я могу себя так ограничивать, лишать себя чего-то»,

— говорит Диана.

Девушка рассказала, что порой отказывается от поездок, так как есть траты поважнее или другие важные обстоятельства.

«У друзей из-за этого может быть чувство грусти, расстройство и непонимание, потому что всё-таки поездки — что-то развлекательное, что-то классное, запоминающееся, а ты от этого отказываешься»,

— признаётся девушка.

По её словам, такая открытая позиция не укрепляет, не помогает отношениям, а, наоборот, как-то разделяет компанию.

«Но я рада, что моё поколение более осознанно подходит к тратам и научилось открыто говорить о своих желаниях, возможностях и ограничениях»,

— подытоживает Диана.

   Новое поколение стало более лояльно и понимающе относится друг к другу Фото: ИА «Победа26»
Новое поколение стало более лояльно и понимающе относится друг к другу Фото: ИА «Победа26»

Ещё одна зумер Вероника Комнатная утверждает, что никто ещё не осуждал её за социальный статус и, видимо, это свидетельствует о лояльности нового поколения.

«Если у меня не будет денег на подарок, поездку или посиделки в кафе, мы вместе найдём решение, и упрекнуть меня в этом ни у кого не появится даже мысли»,

— говорит Вероника.

Терапия для рождённых в кризисы

Социолог поясняет, что поколения Z и Y выросли в длинной тени кризисов и инфляционных волн. На таком фоне демонстративная рациональность становится способом вернуть контроль над будущим и избавиться от повышенной тревожности.

«Это не экономия ради экономии, а терапевтическая практика»,

— комментирует Александр Гапич.

Цифровая среда, в которой выросла молодёжь, помогает раскрепощаться, добавляет эксперт.

Среди разных слоёв населения та или иная грань нового явления может проступать чётче. Для части городского среднего класса «громкое бюджетирование» — это осмысленный стиль жизни и элемент идентичности, для более уязвимых групп — вынужденная стратегия выживания. Но именно для зумеров и миллениалов актуальны все три аспекта, поскольку они имеют биографический опыт нестабильности, ценят откровенность и аутентичность, что позволяет не стыдиться экономии и даже сделать её новой формой общественного статуса.

Приверженцы громкого бюджетирования преодолевают табу на разговоры о деньгах. Они открыто заявляют, что здоровое управление своими деньгами — это то, что они ценят больше, чем потребление по указке масс.

«Громкое бюджетирование не просто финансовый лайфхак. Для поколений Z и Y это комплексный социологический ответ на вызовы времени, который глубоко переплетается с их комфортом в цифровой среде, потребностью в снижении тревожности через контроль и мощным стремлением к аутентичности и переоценке потребительских ценностей»,

— говорит социолог.

Несмотря на позитивный посыл, у практики публичного бюджетирования есть и обратная сторона, которую эксперты советуют учитывать. Раскрывая информацию о доходах и расходах, можно привлечь внимание мошенников или недоброжелателей. Также в некоторых случаях тренд может привести к обратному эффекту — возникновению новой формы соревнования: «кто скромнее живёт». Это создаёт почву для хейта и осуждения тех, кто, наоборот, позволяет себе дорогие покупки.

Публичность провоцирует поток непрошенных советов от всех подряд по поводу того, как следует распоряжаться своими деньгами. Важно делиться только той информацией, которая не навредит безопасности и психологическому комфорту.