Найти в Дзене

Юнга-герой, воспитавший поколения речников

Вся жизнь Геннадия Андреевича Кулакова связана с Волгой: с 14 лет он служил на судах военной флотилии, участвовал в Сталинградских переправах, многие годы трудился в Волжском объединенном речном пароходстве и более 20 лет возглавлял Горьковское детское речное пароходство. С юнгами мы работаем и сейчас: ребята изучают судомоделирование в новой брендированной аудитории, проводят и посещают мероприятия при поддержке Волжского пароходства, и уже 22 мая примут участие в нашем федеральном открытии молодежной навигации. Какой путь Геннадий Кулаков прошел от рулевого до руководителя образовательного учреждения, как пытался сбежать на фронт вслед за отцом, эвакуировал мирных жителей и почему при его руководстве детское пароходство стало одним из лучших в стране, читайте в нашей новой статье. Геннадий Андреевич Кулаков (1928–2021 гг.) родился и вырос на Волге, в рабочем районе Сормово города Горького. С 12 лет занимался в кружке «Юный моряк» при ОСВОДе («Общество спасания на водах») и получил уд
Оглавление

Вся жизнь Геннадия Андреевича Кулакова связана с Волгой: с 14 лет он служил на судах военной флотилии, участвовал в Сталинградских переправах, многие годы трудился в Волжском объединенном речном пароходстве и более 20 лет возглавлял Горьковское детское речное пароходство.

С юнгами мы работаем и сейчас: ребята изучают судомоделирование в новой брендированной аудитории, проводят и посещают мероприятия при поддержке Волжского пароходства, и уже 22 мая примут участие в нашем федеральном открытии молодежной навигации.

Какой путь Геннадий Кулаков прошел от рулевого до руководителя образовательного учреждения, как пытался сбежать на фронт вслед за отцом, эвакуировал мирных жителей и почему при его руководстве детское пароходство стало одним из лучших в стране, читайте в нашей новой статье.

14-летний рулевой

Геннадий Андреевич Кулаков (1928–2021 гг.) родился и вырос на Волге, в рабочем районе Сормово города Горького. С 12 лет занимался в кружке «Юный моряк» при ОСВОДе («Общество спасания на водах») и получил удостоверение рулевого сигнальщика.

Война резко изменила жизнь семьи Кулаковых и 13-летнего Гены. Отец Андрей Михайлович ушел на фронт (в 1942-м он погиб под Ржевом). По словам нашего героя, он пытался убежать на войну вслед за отцом, спрятался в эшелон, но мальчугана нашли и вернули. Дома, конечно, получил нагоняй.

Мама пошла рыть окопы на подступах к Горькому, сильно простудилась и слегла. 18-летнюю сестру призвали в местный оборонительный истребительный батальон, старший брат в 16 лет работал мотористом на катере и был готов в любую минуту отправиться защищать родину. Семикласснику Гене Кулакову пришлось самому выбирать путь.

«Я был самым младшим в семье. Так получилось, что остался практически один, и мне надо было как-то устраиваться. Я решил пойти в Горьковский порт, так как два года занимался в кружке “Юный моряк”, знал основы флотского дела. В порту стояли буксиры, а команд не было, всех взрослых мужиков с флота призвали в армию. И капитан буксира “Баррикады” принял на работу меня, 14-летнего пацана, рулевым», — вспоминал Геннадий Андреевич.

«Баррикады» — колесный буксирный пароход, построенный в 1899 году в Рыбинске. В 1935-м судно капитально отремонтировали. В начале войны команда буксира водила баржи по Волге, от Горького до Владимировки Сталинградской (Волгоградской) области. Грузили соль с озера Баскунчак и везли ее в Дзержинск Горьковской области. На химзаводах ее использовали для изготовления боеприпасов, снарядов для «Катюш» и других артиллерийских орудий.

Геннадий Кулаков в годы Великой Отечественной войны. Фото из архива Г.А. Кулакова.
Геннадий Кулаков в годы Великой Отечественной войны. Фото из архива Г.А. Кулакова.

«Было страшно, но я старался выполнить приказы капитана»

Экипаж «Баррикад» успел сделать несколько рейсов, когда в июле 1942 года пришел приказ задержаться в Сталинграде. Немцы уже вышли на Волгу. Шла массовая эвакуация жителей — Сталинградские переправы. Городу нужна была помощь, объяснили экипажу.

«Баррикады» поставили на прикол недалеко от лесопильного завода. Вместе с рабочими команда спарила две баржи, из брусьев и досок сделала настил — получился паром. На нем речники переправляли людей, оружие и технику с центрального причала Сталинграда на левый берег Волги. Переправу прикрывали несколько катеров и канонерских лодок с зенитными орудиями.

Затем пароход «Баррикады» вместе с командой вошел в состав Волжской военной флотилии, в которой уже были 15 буксиров, переделанных в канонерские лодки. В задачи вспомогательного судна, где работал Геннадий Кулаков, входили эвакуация мирных жителей, обеспечение боевых кораблей боеприпасами, продовольствием и горючим, вывоз раненых, снабжение сухопутных частей, защищавших город.

💡Как создавалась флотилия на Волге, читайте в нашей статье.

На «Баррикадах» у капитанского мостика установили три спаренных зенитных пулемета, на носу — малокалиберную пушку. Помимо перевозки людей и грузов приходилось отражать налеты вражеских самолетов, которые атаковали суда, работавшие на переправах. 14-летний юнга Гена Куликов должен был вести судно по курсу. Во время авианалета он передавал штурвал капитану буксира, а сам вставал к пулемету вторым номером, подавать патроны.

Буксир-трудяга. Фото из архива Геннадия Кулакова.
Буксир-трудяга. Фото из архива Геннадия Кулакова.

Это были тяжелые месяцы для буксира «Баррикады». Экипаж судна молодой: на борту работали четверо 14-летних мальчишек, еще трое ребят по 16 лет. Кочегарами были женщины, мальчишки-юнги заготавливали дрова. Команда работала в две вахты по 12 часов. Людей было много, раненых размещали на борту, где получится. И что бы ни происходило вокруг, нужно было выполнять свою работу.

«Я был совсем мальчишкой. Конечно, мне было очень страшно: вокруг постоянно стоял сплошной гул от обстрелов. Но постепенно к этому привыкали. Капитан Володин кричит мне: «Гена, подай буксир! Гена, подай швартовы! Гена, рули вон туда!». И я старался выполнить приказы командира и боялся сделать что-то неправильно. От обстрела глохнешь и бежишь, как дурной, швартуешься, сажаешь раненых, вывезенных из города, потом швартуешься на другом берегу, высаживаешь людей, которых потом увозили на машинах», — рассказывал Геннадий Андреевич.

Ветеран войны Геннадий Андреевич Кулаков с фото отца, погибшего под Ржевом в 1942-м, и брата. Фото правительства Нижегородской области.
Ветеран войны Геннадий Андреевич Кулаков с фото отца, погибшего под Ржевом в 1942-м, и брата. Фото правительства Нижегородской области.

В октябре 1942-го с «Баррикад» сняли зенитное вооружение и отправили в Горький, на перевозку грузов для обеспечения армии. На обратном пути Геннадий заболел пневмонией. Парень в рубашке, тоненькой фуфайке, оставшейся от отца, на ногах вместо развалившихся ботинок — обувка, вырезанная из пожарного шланга и сшитая наспех. Рубка не отапливалась, окно спереди рулевого разбито, для лучшего обзора. Юнга слег с высокой температурой. В Горьком с буксира Геннадия забрала мама и на телеге отвезла домой. Выходила сына.

Оправившись от болезни, Геннадий Куликов продолжил работать на волжских судах до конца войны. Победу встречал в Горьком.

«Радио было только на военных судах, а я работал в гражданском пароходе. И вдруг мы слышим — вся Волга гудит. Нам с другого судна кричат: “Победа!”. Капитан нас поздравил. Никаких застолий не устраивали, просто очень обрадовались», — улыбался ветеран.

Геннадий Алексеевич Кулаков награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», 16 юбилейными медалями. Он всегда называл медаль «За оборону Сталинграда» главной наградой. Так подвиг речников, которые только значились гражданскими, а сами принимали участие в боевых действиях, отметили на государственном уровне.

Портрет нижегородского ветерана Геннадия Кулакова во дворе его дома (проект «Образ Победы»). Фото правительства Нижегородской области.
Портрет нижегородского ветерана Геннадия Кулакова во дворе его дома (проект «Образ Победы»). Фото правительства Нижегородской области.

«Любовь к флоту нужно прививать с детства»

После ВОВ Геннадий Кулаков проходил военную службу в группе советских войск в Германии. Закончил офицерские курсы, заочно получил высшее образование. Со второй половины 1950-х жизнь нашего героя снова была связана с Волгой. С 1956 по 1967 годы Кулаков работал в Волжском объединенном речном пароходстве — штурманом, капитаном на «Метеорах», капитаном-наставником. Его супруга Мария Васильевна, труженица тыла, работала судовым медиком на теплоходах вместе с мужем.

Более 20 лет Геннадий Кулаков возглавлял Горьковское детское речное пароходство им. Гайдара, которое создали в мае 1958 года. Благодаря Геннадию Алексеевичу оно стало одним из лучших в стране. В арсенале детского пароходства были два теплохода — «Юный водник» мощностью 300 л.с. на 172 человека и «Буревестник» (позже «Гайдаровец») мощностью 180 л.с. и вместимостью 142 человека.

Для обучения был выделен железобетонный дебаркадер на Гребневском канале, где размещались учебные классы, кабинеты, радиоузел. Число юнг достигало тысячи человек за одну навигацию. На Оке был определен участок пути от Горького до Гнилиц протяженностью 24 км для обучения речному делу.

«Любовь к реке, флоту нужно прививать с детства, чтобы ребята выросли настоящими судоводителями, капитанами», — всегда говорил Геннадий Кулаков.

Геннадий Андреевич вспоминал, как юнги ходили в плавания на учебных судах по Волге и Оке, участвовали в соревнованиях по морскому многоборью, и какой был духовой оркестр. Каждые выходные в период навигации в районе набережной ул. Марата и Канавинского моста звучала музыка.

В 1988 году в силу возраста наш герой покинул руководящую должность, но еще 10 лет работал капитаном-наставником детского пароходства.

«Геннадий Андреевич – легендарный человек и настоящий профессионал. Пример для каждого из нас. Я горжусь тем, что мы сейчас продолжаем начатое им дело – воспитываем будущие поколения моряков и речников. И когда мы видим, как эти вчерашние мальчишки и девчонки уже сегодня создают историю судоходной отрасли, мы понимаем, что все не зря», — говорит директор Нижегородского детского речного пароходства Дмитрий Участкин.

Директор по работе с персоналом Волжского пароходства Анастасия Царская, директор Нижегородского детского речного пароходства Дмитрий Участкин и юнги открывают брендированную аудиторию компании.
Директор по работе с персоналом Волжского пароходства Анастасия Царская, директор Нижегородского детского речного пароходства Дмитрий Участкин и юнги открывают брендированную аудиторию компании.

На заслуженный отдых Геннадий Кулаков вышел в 70 лет. Но продолжал активно заниматься общественной деятельностью, встречался с молодежью, писал статьи в газету «Большая Волга», исследовал судьбы речников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

У Геннадия Андреевича много наград и отраслевых званий — «Заслуженный работник транспорта России», «Почетный работник речного флота», «Заслуженный ветеран Нижегородской области».

А еще у него было одно многолетнее увлечение, тоже связанное с флотом. Ветеран занимался судомоделированием, делал макеты кораблей и с удовольствием их дарил.

Читайте также:

«Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы.

Во имя жизни: как речники защищали Родину и приближали Победу.