Найти в Дзене
Газета "Гудок"

Помощник машиниста Николай Рахматулин представил прорывной проект на «Битве рационализаторов»

Николай Рахматулин – помощник машиниста мотовоза Хабаровской механизированной дистанции инфраструктуры, один из тех, кто рискнул в этом году представить свой проект на «Битве рационализаторов». До победы Николаю не хватило буквально нескольких децибел, а именно так, шумомером, решалась судьба первого места в этой дружеской баталии.

   Архив Николая Рахматулина. Николай Рахматулин (в центре) на битве рационализаторов обошёл всех соперников кроме одного
Архив Николая Рахматулина. Николай Рахматулин (в центре) на битве рационализаторов обошёл всех соперников кроме одного

Битва прошла в «Стартап-депо» в Хабаровске в конце июня. Идея молодого специалиста впечатлила участников как простотой решения, так и тем, что уже сейчас успешно применяется в одном из цехов его предприятия. За год экономический эффект составил порядка 500 тыс. рублей.

– Наша организация обес­печивает техническое оснащение работников Дальневосточной дирекции инфраструктуры, что позволяет им эффективно выполнять свои задачи по ремонту и обслуживанию железнодорожного пути. Кроме того, ПЧМ Хабаровск ремонтирует и технически обслуживает средства малой механизации – рельсорезные, шлифовальные, шурупогаечные и прочие станки. В своей работе мы столкнулись с серьёзной проблемой – частым выходом из строя впускных коллекторов на рельсорезных станках. Это важнейший компонент, обеспечивающий стабильную и эффективную работу их двигателей, – рассказал о своей разработке Николай.

Конструкция и принцип действия элемента аналогичны автомобильным двигателям, пояснил рационализатор. Основная часть впускного коллектора представляет собой систему трубок или каналов, по которым воздух и топливо-воздушная смесь поступают в цилиндры и равномерно там распределяются. В рельсорезных станках впускной коллектор представляет собой небольшой патрубок (отрезок трубы, используемый для соединения различных компонентов в системах. – Прим. ред.) и выполняет те же функции, что и в любом двигателе внутреннего сгорания, напрямую влияя на мощность и эффективность двигателя. Частые поломки, рассказал специалист, связаны прежде всего с экстремальными условиями его эксплуатации.

– Под влиянием проходящих через него газов, разогретых до высоких температур, и механических нагрузок впускной коллектор быстро изнашивается. Так как этот элемент играет ключевую роль в системе подачи воздуха, его повреждения ведут к потере мощности станка и необходимости дорогостоящего ремонта. Я стал думать, как решить эту проблему. Как максимально продлить срок его службы, но с минимальными затратами, – говорит о своей идее Николай.

Решение задачи оказалось простым – самостоятельно изготавливать патрубок.

– Форма матрицы для детали вытачивается на токарном станке из высокопрочной стали. Затем она заполняется составом из сырой резины и кремния, который мы добавляем, чтобы придать изделию большую прочность, – объяснил рационализатор.

Уже после первой пробной партии стало понятно, что технология жизнеспособна.

– Материалы, которые мы закупаем для изготовления деталей, обходятся гораздо дешевле, чем покупка готовых впускных коллекторов. Как показало наше исследование, за год в ремонт поступает более 200 единиц оборудования данного типа. Экономический эффект от рац­предложения очевиден и составляет порядка полумиллиона рублей в год только на нашем предприятии, – сообщил изобретатель.

На данный момент Николай Рахматулин совмещает работу с учёбой. Молодой человек совершенствует профессиональные навыки в магистратуре своей альма-матер. Выпускник ДВГУПСа работает на предприятии с апреля прошлого года, но уже зарекомендовал себя отличным, неравнодушным специалистом. В активе молодого профессионала уже несколько рационализаторских предложений. Например, одна из последних разработок Николая и его команды связана с экологией – ребята придумали пресс для сжатия картона. Чем ещё удивит молодой рационализатор, узнаем, как минимум, на следующей битве.