Нормативное регулирование
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 13 572-ФЗ идентификация и (или) аутентификация с использованием биометрических персональных данных физических лиц при проходе на территории организаций посредством использования информационных систем, обеспечивающих функционирование контрольно-пропускных пунктов, относящихся к объектам транспортной инфраструктуры, осуществляются с использованием единой биометрической системы (далее - ЕБС).
Согласно ч.4 ст. 13 572-ФЗ аутентификация с использованием биометрических персональных данных физических лиц при проходе посредством использования информационных систем, обеспечивающих функционирование контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП), на территории организаций, относящихся к объектам транспортной инфраструктуры городского общественного транспорта, в том числе внеуличного, может осуществляться с использованием регионального сегмента ЕБС.
Согласно ч.1 п.8 ПП 22011 объекты транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее — ОТИ ДХ) обязаны:
- оснастить ОТИ ДХ I категории техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
а) видеоидентификацию (в том числе при перемещении физических лиц через КПП);
б) определение соответствия постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на КПП;
- оснастить ОТИ ДХ II категории техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию (в том числе при перемещении физических лиц через КПП).
Существующая практика
Оценка уязвимости, выполняемая на ОТИ ДХ I и II категории в соответствии с приказом Минтранса от 01.11.2021 №370, предусматривает выделение КПП на устоях ОТИ ДХ, рядом с которыми и критическими элементами (для мостов, например, такими элементами являются область подферменников и опорные части) устанавливаются камеры видеоидентификации.
На основании результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры (далее — СТИ) разрабатывают планы транспортной безопасности, руководствуюсь положениями ПП 2201 и Приказом Минтранса РФ от 29.01.2025 N 212.
В указанных нормативных документах не находит отражение реализация требований 572-ФЗ, следствием чего на этапе проектирования, строительства и эксплуатации ОТИ ДХ использование ЕБС соответствующим бюджетным финансированием не предусматривается.
Это означает, что требование 572-ФЗ не выполняется в части подключения к ЕБС:
- биометрических считывателей СКУД на КПП ОТИ ДХ I и II категории;
- видеокамер видеоидентификации на КПП ОТИ ДХ I и II категории.
Намечающиеся тенденции
Практика г. Москва, где МВД и ФСБ в реальном времени получают доступ к системам видеонаблюдения (в том числе транспортной безопасности), находит все большее распространение в других регионах. Применительно к области транспортной безопасности среди представителей силовых ведомств начинает возобладать точка зрения, что видеосистемы на объектах транспортной инфраструктуры (в том числе дорожного хозяйства) должны быть доступны для системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).
Напрямую этот вопрос никак не регулируется, однако обоснование подобного подхода есть:
1. Оперативное реагирование на угрозы:
- Мониторинг и контроль: СОРМ позволяет правоохранительным органам оперативно получать доступ к видеоданным с объектов транспортной безопасности для мониторинга и контроля за ситуацией. Это помогает быстро реагировать на потенциальные угрозы и предотвращать инциденты.
- Анализ данных: видеоданные могут быть использованы для анализа поведения, выявления подозрительной активности и предотвращения преступлений.
2. Расследование инцидентов:
- Доказательная база: в случае инцидента или преступления видеоданные, собранные с объектов транспортной безопасности, могут служить важной доказательной базой. Доступ к этим данным через СОРМ позволяет правоохранительным органам быстро получить необходимые материалы для расследования.
- Идентификация лиц: видеосистемы с функцией распознавания лиц могут помочь в идентификации подозреваемых или свидетелей, что упрощает процесс расследования.
Таким образом, ЕБС и СОРМ связаны косвенно, через требования законодательства к обработке и передаче данных, включая биометрические и персональные:
- ЕБС создана в соответствии с 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» для удалённой идентификации граждан по биометрическим данным (лицевая биометрия, голос и др.), особенности обработки биометрических персональных данных также устанавливаются 152-ФЗ «О персональных данных»;
- СОРМ регламентируется 126-ФЗ «О связи» и ФЗ-144 «Об оперативно-розыскной деятельности».
Так, в ст. 6 144-ФЗ устанавливается, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
А это в свою очередь создает прецедент подключения к СОРМ всех видеокамер транспортной безопасности ОТИ ДХ.
В этом случае представляет интерес позиция силовых ведомств, особенно в части дорогих систем видеоидентификации на критических элементах ОТИ ДХ I и II категории :
- для подключения по 572-ФЗ к ЕБС они не подходят (размещены не на КПП);
- для реализации мероприятий СОРМ имеют не совсем удачное размещение (например, в подмостовом пространстве).
Выводы
- В настоящее время требования 572-ФЗ в части подключения ОТИ ДХ к ЕБС носят декларативный характер и не реализуются на практике.
- Усиливается тренд на интеграцию систем видеонаблюдения транспортной безопасности в контур СОРМ, что создаёт новую нормативную и техническую реальность, требующую правовой увязки и корректировки отраслевых стандартов.
- Требования ФЗ-572 жёстко обязывают подключать ОТИ ДХ I и II категории к ЕБС, однако в удалённых ОТИ ДХ (например, в горах) необходимая инфраструктура (ВОЛС, электроснабжение) может отсутствовать.