Найти в Дзене
Сергей Курий

Какой Шклярский не любит быстрых песен? (от «Праздника» до «Шарманки»)

Оглавление

Любопытные поклонники группы ПИКНИК, наверняка, знают давнюю нелюбовь Эдмунда Шклярского к быстрым песням. Причиной этого стали постоянные требования руководителей радио и ТВ сочинять для эфира энергичные «танцевальные» песенки, которые Эдмунд вовсе не считал своим «коньком». Но суровые законы шоу-бизнеса заставляли сжимать свою творческую волю в кулак и писать востребованные хиты (как говорил Шклярский, по «внутреннему заказу и в духе ПИКНИКА»).

Из интервью с Э. Шклярским, «Радио-Стиль» (г. Владимир), 05.06.2002:
«— Вы сказали, что творчество заказать нельзя…
— Нет, ну почему нельзя? Запросто. Конечно, хорошую вещь заказать сложно. А вещи, скажем «в духе», но не лучшие — можно».
Эдмунд Шклярский в молодости.
Эдмунд Шклярский в молодости.

«Праздник»

Первая «заказная» песня появилась, когда в 1985 году ПИКНИК пригласили поучаствовать в программе «Кружатся диски» на Ленинградском ТВ. Программа была новогодней, поэтому песни вроде «Ночь» и «Иероглиф» там не катили. Нужно было что-то быстрое и праздничное. Недолго думая, Шклярский за несколько часов сочиняет песню, которую так и называет «Праздник».

-3

Несмотря на заказной характер, она была решена в характерном для ПИКНИКА мистическо-романтическом духе, для чего была выбрана тема маскарада («Зачем ты закрыла вуалью лицо, мне тебя и так не узнать, / Всё изменилось, всё изменилось опять…»).

Эдмунд Шклярский:
«Первая попытка снять видео прошла неудачно. Нас посреди зимы привезли на Финский залив, и пока мы ходили по тонкому льду, натура ушла, наступила темнота, и на этом съемки пришлось закончить. Со второй попытки съёмка всё же удалась. Мы стояли испуганные под елочкой, никакого действия от нас не требовалось.
[...]
31 декабря новогодняя программа вышла в свет, и мы себя там, значит, лицезрели. А потом плевались после увиденного. С тех пор смотреть на себя по телевизору — это большое испытание.
[...]
Однако, клип был снят, его показали, свое дело он сделал».

Тут надо сказать, что вариант песни, сыгранный на новогоднем шоу, был коротким — всего 3 минуты. Но уже на пластинке «Иероглиф» группа решила придать «Празднику» более солидный вид - усложнили аранжировку, добавили проигрыши и песня разрослась до 5 минут.

Ну, а летом 1988 года песня прозвучала уже на общенациональном 1-м канале в популярной программе «Утренняя почта». Её сопровождало некое подобие костюмированного клипа, снятого на корабле в Ялте.

Э. Шклярский:

«Мы потом мы её даже прятали от редакторов! Поскольку как только какой-то праздник, например, Первомай (смеется), то они сразу же начинали искать именно эту нашу песню. …Дошло до того, что мы чуть было не стали группой одной песни. Нам она даже надоела, и мы её спрятали на время. И начали продвигать другую — «Иероглиф». На концертах мы становимся заложниками ситуации — приходится петь песни, которые больше популярны, но часто петь их совсем не хочется».

«Я почти Итальянец»

Кстати, по воспоминаниям Шклярского, он предлагал редакторам новогодней программе ещё одну энергичную песню под названием «Я почти Итальянец», которая была написана ещё во времена дебютного альбома ПИКНИКА «Дым» (1982).

Э. Шклярский, FUZZ №12/2002:
«Он же был записан ещё к альбому «Дым», но мы его отсекли вместе с ещё одной песней. Они не укладывались в наше понимание этого альбома».

Как мы уже знаем, редакторы выбрали «Праздник», а «Итальянец» стал треком магнитоальбома «Иероглиф» (1986). Именно «магнитоальбома», потому что для издания на виниловой пластинке в 1987 году трек-лист был заметно изменён и сокращён. Песне про итальянца не повезло, и она на эту пластинку не попала. Зато попала на другую...

-4
Э. Шклярский, FUZZ №12/2002:
«Песенка «Я Почти Итальянец» появилась даже раньше, чем вышла пластинка «Иероглиф» – правда, мы об этом не знали, – на сборнике «Место Встречи Дискотека-3». Там, кроме музыки, все обволакивалось предисловием-послесловием некоего Артура Макарьева».

Так уж сложилось, что ни эту пластинку, ни оригинальную версию альбома «Иероглиф» мне в то время послушать не удалось. Поэтому впервые «Итальянца» я услышал только в 2003 году - на альбоме «Говорит и Показывает». Песня была заново переосмыслена, синтезаторные фишки (модные для середины 80-х) свели к минимуму, поэтому я даже не догадывался, насколько этот трек старый. Поэтому и спрятанную в рефрене ироничную отсылку к прошлой эпохе тогда не уловил.

Э. Шклярский, Программа «Летопись», «Наше Радио», 14.09.2003:
«Ну тогда был расцвет итальянской эстрады, значит, которая, ну, изо всех щелей, ну так скажем, эта музыка лилась. Она настолько достала, что вот, наверно, нечто подобное, ну вот, ну, что-то, воплотилось и в песню».
Из он-лайн интервью с Э. Шклярским, на КМ.RU, 20.10.2005 (?):
«— Краем уха услышал как-то по радио, что песня «Я почти итальянец», которую искренне считаю своей любимой ВООБЩЕ имеет отношение к фестивалю в Сан-Рэмо. Раньше я ее «читал» совсем по-другому, думал, что это про любовь. «Мне опять захотелось тепла, и я жду…». Расскажите поподробнее, о чем там именно речь все-таки, какой на самом деле смысл заложен в тексте?
Ш: Полную расшифровку я вряд ли могу дать, поскольку мы говорим о символах. Писалась она во времена расцвета итальянской эстрады, и это отложилось, поскольку казалось, что везде живут итальянцы. Я себя таковым почти чувствовал. Там нет ни слова о любви, а теплота бывает не только от любви».

«Телефон»

Самой же заводной (и в хорошем смысле этого слова "попсовой") песенкой ПИКНИКА стал ещё один трек из альбома «Иероглиф» под названием «Телефон». С этой песней у меня связаны личные (и довольно комичные) воспоминания.

Рис. Э. Шклярского из книги «Стихи и графика» (Нота-Р, 2014).
Рис. Э. Шклярского из книги «Стихи и графика» (Нота-Р, 2014).

Дело в том, что это была первая песня ПИКНИКА, которую я услышал в своей жизни (ещё до выхода виниловой пластинки). Причём услышал её по радио, не зная имени исполнителя. Недолго думая, я предположил, что это поёт Виктор Салтыков из группы ЭЛЕКТРОКЛУБ. Кому-то это может показаться смешным, но, тогда специфический тембр голосов Салтыкова и Шклярского мне казался очень похожим. Ну, а электронная аранжировка «Телефона» только подкрепляла мою уверенность.

Э. Шклярский о песне (программа «Летопись», «Наше Радио», 14.09.2003):
«...она, понятно, что не несёт какой-то сверхзадачи. Но разбавить... скажем, вот, в основном у нас песни все-таки среднего темпа или медленные. Чтобы вот разбавить этот темп, средний темп, была придумана песня, так скажем, быстрая. То есть, быстрый танец и медленный. То есть, это вот из разряда быстрых танцев. Естественно, под неё танцевать, думаю, никто не танцует, но факт тот, что она, значит, в альбоме должна занимать, вот, своё особенное место. Она должна была разбавлять вот этот тягучий ритм, и вот этим она хороша... или плоха.:)».

«Шарманка»

Как бы не относился сам Шклярский к своим быстрым песням, среди них попадались безусловные шедевры. К таким шедеврам я (и, насколько я знаю, не только я) отношу песню «Шарманка», которая, если выразиться высокопарно, повествует о творческом упоении и одержимости. Кроме того, песня оказалась не только энергичной, но ещё и красивой - чего стоит щемящий клавишный проигрыш, сыгранный уже покойным Сергеем Ворониным.

Захотели бы руки
Перемелятся звуки в муку
Играй шарманка, ну!
Э. Шклярский «Шарманщик».
Э. Шклярский «Шарманщик».

«Шарманка» вошла в альбом 1997 года «Стекло» и по всем параметрам была идеальным треком для раскрутки. На песню был снят немного «мажорский» клип в стиле «гуляй, пока молодой» с дамой в красном автомобиле (режиссёром выступил тогдашний директор ПИКНИКА - Стас Дрёмов). Впрочем, даже эта эстетика в духе "лихих 90-х" ничего не смогла испортить.

Думаю, вы уже не удивитесь, когда узнаете, что и к «Шарманке» Шклярский каких-то особых чувств не испытывал.

Из интервью с Э. Шклярским на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001:
«— Рассказывайте о песне «Шарманка»!
— Ну, что о ней рассказывать? Прошла, и слава Богу. Я больше люблю песни, допустим, свои медленные и среднего ритма. Быстрые недолюбливаю.
— Ну, что же, а «Фиолетово-черный», который крутиться сейчас везде практически?
— Ну, она не такая быстрая, как «Шарманка»».
Из интервью с Э. Шклярским, Звуки.Ru, 2002?:
«Э. Шклярский: — …Недавно я с большим удивлением узнал, что наши песни звучат, к примеру, на радио «Шансон», и имеют определенный отклик.
— Что же там звучит, на радио «Шансон»?
Э. Шклярский: — «Шарманка», например. Мы иногда становимся заложниками того, что сами произвели. Песни начинают жить самостоятельной жизнью».

Справедливости ради, стоит сказать, что Шклярский никогда не сопротивлялся предпочтениям своих слушателей и регулярно исполнял «Шарманку» на сцене.
А в 2016 году на концерте, посвящённом 35-летию группы, для песни даже был записан специальный видеоряд, где в образе уличного шарманщика представад известный комик Сергеей Светлаков.

Из интервью с Э. Шклярским, 2016:
https://poselyanka.livejournal.com/290789.html
«- А мы знаем, «Ваши новости» об этом рассказывали, это очень здорово. Так вот всё-таки Светлаков… У нас тут несовпадение какое-то - «Пикник» и Светлаков... Удивительно. Как он оказался в роли шарманщика?
- Просто песня «Шарманка» - весёлая, поэтому мы его пригласили».

Тому, что эта песня - одна из самых любимых среди поклонников ПИКНИКА - есть немало конкретных подтверждений. Например, на то же 35-летие музыкантам подарили макет шарманки, при вращении ручки которой в окошечках появлялись обложки альбомов группы.

-7

В 2023 году Ольга Гальченко (она же - Мариванна Тренч) нарисовала к «Шарманке» новый - теперь мультипликационный - клип.

Ну, а группа Finch Day вообще сделала забавный «мэшап» под названием «Фривудуманка» сразу из трёх песен - «Freestyler» (от Bomfunk MCs), «Voodoo People» (от Prodigy) и «Шарманки».

***
Ссылки на мои другие статьи о творчестве ПИКНИКА:

Автор: Сергей Курий

См. также: