Найти в Дзене
Сергей Курий

Говорит Эдмунд Шклярский (часть 2: О сочинении песен и концертном шоу ПИКНИКА)

Оглавление

Из очередной подборки высказываний Эдмунда Шклярского вы узнаете о том, как он сочиняет песни, стоит ли ждать вдохновения, откуда у него страсть к изобретению хитроумных механизмов и инструментов, и в чём смысл ярких шоу группы ПИКНИК.

О процессе сочинения песен и вдохновении

-2

***
Эдмунд Шклярский:

Вдохновение — это громкое понятие. Вдохновения не надо ожидать, скорее его надо провоцировать. Музыку я могу сочинить, только если в руках есть инструмент, а если его нет, то я ничего не смогу. В голове моей не гудят иерихонские трубы.

***
Эдмунд Шклярский, 01.09.2019:
https://rrock.ru/news.rrock?id=61279

Сложно всегда говорить о песне — её лучше, наверное, слушать. Главное — не ждать вдохновения. Нужно брать гитару в руки и играть. Потому что, если ждать вдохновения и чуда, то можно простоять столпом всю жизнь.

***
Из интервью на "Радио-Стиль" (г. Владимир), 05.06.2002:
https://old.newlit.ru/int/int002.htm

Можно бездельничать целыми днями, и именно в безделье происходит рождение песен. У нас нет рабочего дня, когда человек садится перед чистым листом бумаги и начинает творить… Были такие порывы и они заканчивались ничем, потому что насильно, как показал опыт, песни не рождаются.

***
Из интервью, «МК» 12 октября 2017:
http://www.mk.ru/culture/2017/10/12/edmund-shklyarskiy-ne-ponimayu-bessiliya-kotoroe-vydaetsya-za-iskusstvo.html

— Говоря о пути художника: у вас бывают моменты, когда вы чувствуете необходимость взять тайм-аут, или процесс непрерывен?

— У меня же нет такого понятия, как «рабочий день». Когда что-то рождается, это часто происходит неожиданно, ты даже не замечаешь, как это происходит. Допустим, если говорить про текстовую составляющую, иногда ты можешь услышать какую-то фразу — в диалоге людей на улице или в каком-то фильме, — и она запоминается тебе. Я записываю ее, и уже потом она начинает обрастать другими словами, мелодиями, смыслами, мыслями… Как правило, песня всегда рождается либо от одного слова, либо от словосочетания.

-3

***
Из интервью 2007 (?) года:
https://piknik.ucoz.ru/forum/4-79-1

Как правило, все песни ПИКНИКА существуют в состоянии первичного зачатия, то есть имеется какая-то фраза, или четверостишье, которые собственно и составляют внутреннюю жизнь песни. Из неосуществленного приведу пример «вот и я не иду до конца и обещанных слов не скажу, дорожу половиной лица, половиной лица дорожу…». Остается добавить несколько десятков слов, правильно расставить запятые — и песня готова. Пусть не покажется странным, но таких песен в режиме материализации сейчас в багаже группы как минимум на 7 альбомов — и только следуя Ленинско-Заратустровым заветам дискография группы остается такой, какая она есть на сегодняшний день.

***
Из интервью изданию "Я - Молодой" №23, декабрь 1993:
http://www.nneformat.ru/archive/?id=2962&ysclid=lza2rs03gf123267523

Песня пишется очень долго. Я не могу зафиксировать момент ее зачатия. Рождается слово, которое обрастает образами. Потом продукт созревает — и рождается песня… После окончания института мне нужно было отрабатывать на заводе, и я подумал, что времени будет достаточно, буду писать песни. Заставлял себя насильно садиться с гитарой и сочинять. В результате за этот год я ничего нормального не написал.

-4

***
Из интервью для NEWSmusic.ru, 13.09.2007:
https://newsmuz.com/news_2_7127.htm?ysclid=lza2ogczfb825166602

— А что для Вас первично — сочиняется музыка, с тем, чтобы потом положить на нее текст, или, наоборот, чаще сперва появляются строки, который затем «одеваются» в мелодию?

— Это пошлый ответ будет, но есть золотая середина. Когда ни тому больше, ни другому. Другое дело, как этого добиться. Если это удается, значит, песня ложится и на слух, и ее не противно слушать в плане текста. Как правило, все равно притираются два слагаемых. Поэтому, скажем, написание на чужой текст маловероятно. По той причине, что некоторые слова — или их не хватает, или они лишние. А с чужими словами обращаться варварским методом невозможно — это свои можно заменить… Поэтому это, так скажем, притирка механизмов. Один механизм словесный, а второй — музыкальный.

***
Из интервью, декабрь, 2007:
https://proza.ru/2008/06/12/148?ysclid=lza2u0tgvy498352694

— Какие минимальные условия тебе необходимы в процессе работы над песней?

— Главное, чтобы никто не мешал, главное, чтобы закрыли дверь в комнату (улыбается). А дальше — гитара, пианино, магнитофон. Важно ухватить что-то существенное, какую-то опорную фразу типа «Мракобесие и джаз». А дальше идёт работа по оформлению. Книгу ведь можно писать на туалетной бумаге. Слова будут те же, но в руки её брать будет не интересно. Поэтому и для песни нужна аранжировка, какие-то подходящие звуки.

***
Из он-лайн конференции с Э. Шклярским:

Вопрос:
Эдмунд Мечиславович, скажите — в какое время суток лучше работается-пишется? Вы вообще сова или жаворонок?

Ответ:
Когда на гастролях, тебя об этом никто не спрашивает. Есть поезд или самолет, он ждать не будет. Поэтому в один день приходится быть совой, в другой день – жаворонком. А пишется тогда, когда есть под рукой бумага, если говорить о текстах. На манжетах, как писал Моцарт или еще кто-то из великих – так не получается. Нужна бумага. И инструмент, рояль.

-5

***
Из интервью, "Аргументы и Факты" № 10, 07.03.2018:
https://spb.aif.ru/culture/person/glavnyy_vampir_strany_kak_edmund_shklyarskiy_otnositsya_k_sluham

- Как вы пишете песни? Долго сидите над каждым словом и нотой или ловите вдохновение - и сразу получается композиция?

- Если говорить о тексте, то сначала я нахожу словосочетание, которое несёт какое-то электричество. На эту фразу затем нанизываю текст. Музыку пишу отдельно. Но как Моцарт или Бетховен, которые писали ноты на бумаге, не умею. Беру гитару и сочиняю мелодию. Песня - это конструкция, где важны и текст, и музыка. Вот возьмите любой западный шлягер и попробуйте спеть его по-русски. Это будет катастрофа, потому что пропадёт органичность! Поэтому процесс создания песни - непростое дело, важно, чтобы стихи и мелодия ужились друг с другом.

- Бывает, что бракуете написанное, и оно в итоге не входит в альбом?

- На заре нашего творчества было такое дело. Например, не вошли две песни в первый альбом «Дым». Сейчас мы стараемся зря не тратить силы. Уже на начальном этапе становится понятно, имеет смысл «добивать» композицию или нет.

***
Из интервью, FUZZ №12/2002:

Эдмунд: Когда вышел «Дым», знакомые дискотечники нам из лучших побуждений говорили: «Ребята, на все, что вы написали, надо наплевать и забыть. Вам надо написать быструю песню, которую будут крутить в дискотеке». И стало понятно, что либо мы изменяем себе и всему свету и прекращаемся в скором времени, потому что если человек не нравится сам себе, он не может, как ни уговаривай, нести свой продукт кому-то другому, – либо не изменяем. И путь был, возможно, тогда уже выбран. Еще интересовал такой момент: можно ли будет слушать песни с таким наполнением лет через пять или десять? Я помню, стихи я тогда прочитал с таким примерно содержанием: «Я не один под звездами, и до меня были, и после меня будут миллионы таких как я». Нас интересовало, будет ли понятно хотя бы словесное содержание наших песен, если их перенести в будущее.

FUZZ: Публицистическая, в общем, установка. Ведь когда поэт пишет стихи, его в этот момент меньше всего волнует мнение потенциального читателя. А если он об этом думает, то он, скорее, публицист.

Эдмунд: Я бы не сказал! Сам момент написания – он редко определяем. Словосочетание в голове рождается, и этот момент не фиксируется обычно. Но меня, например, в чужих стихах всегда раздражала привязка к местности. Читаю какие-то нормальные стихи, и вдруг там написано «сакля» или «кумыс». Сразу территория обозначается. Или вот мат: у меня сразу на него фильтр ставится, как в Интернете. Есть слова, которые сразу могут испортить всю малину.

***
Из интервью, 30.06.2014:
http://svpressa.ru/culture/article/91247/

— Люди творчества обычно подразделяются на два лагеря: одни считают, что озарение приходит откуда-то свыше, другие полагают, что творчество – это лишь работа мозга. Что думаете вы об этом? Как рождаются ваши тексты?

— С написанием песен такая история: текст появляется из словосочетаний, которые я записываю, чтобы не забыть (словосочетания, кстати, и содержат в себе внутреннее электричество песни). А музыка появляется тогда, когда я сажусь за рояль или беру гитару. А потом эти две составляющие соединяются с помощью воображаемых напильников и других инструментов. Очень смешно слышать, когда кто-то говорит, что его осенило свыше и приводит в пример что-то из разряда частушек…

-6

***
Из интервью, 02.09.2022:
https://smotrim.ru/audio/2651313

— Новые песни легко пишутся или с трудом даются?

— Писать песню, просто как песню, не очень сложно, как ни странно. Проблема в другом — не знаешь, какая выстрелит, а какая упадёт на дно и канет в Лету. Всегда хочется написать хит, понятно. А вот как это сделать, из каких продуктов музыкальных…

***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайтаhttp://qazimodo.ru, 19.03.2010:

— Вы все-таки поэт или композитор?

— Поскольку все начиналось давным-давно (в 8-и летнем возрасте), то хотелось одного: играть песни как «у них», стричься под «них» и одеваться как «они», тем самым противопоставляя себя «семье и школе».А кем называться, и тогда и сейчас не имело значения. (кроме того у меня устойчивое ощущение, что верх наглости, когда сам себя человек называет поэтом). Сразу приходит ум фраза: я поэт, зовусь я Цветик…

***
Из интервью, 06.04.2019:
https://www.dp.ru/a/2019/04/04/Piknik_na_obochine_ne?ysclid=lxzd8ov8hx646154008

— Вы упомянули перестройку. Ваше поколение в итоге нашло себя или потерялось?

— За поколение не отвечаю, у каждого своя жизнь. Вспоминаю в связи с этим одну историю. Это, кажется, рассказ какого–то писателя. Долгое время все писали в стол. Когда пришло такое время, что можно было уже что–то издать, выяснилось, что издавать нечего. "Ой, у нас нет ничего законченного. Мы думали, что это время никогда не настанет, просто что–то писали в стол" — вот что услышали издатели. Так что, если чувствуешь в себе какие–то способности, если есть какой–то талант, надо не зарывать его в землю. Надо продолжать рисовать или вырезать, или что там у тебя хорошо получается. Продолжать, даже если ничего с этого не получаешь. А вдруг получишь.

О записи песен

-7

***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517

- Вы перфекционист?

- Нет. Ловлю блох я не приветствую ни в каком виде. Чем хороша кинопленка или студийный магнитофон – на записи остаются все шероховатости и не обязательно их переписывать. Есть квинтэссенция, которая уже заложена в песне, и немного лучше она сагрына, немного хуже – это неважно. Гораздо важнее сохранить энергетику. Если посмотреть на сегодняшнюю мировую музыку, так по мне было лучше, если бы она была записана хуже, но в ней было бы больше драйва и новизны. Часто очень многое теряется в погоне за качеством.

О концептуальности альбомов

-8

***
Из интервью, "Rock Fuzz" №9'1993:

Корр.: То есть, концептуальность в работе над музыкой это ваше основное кредо?

Э. Ш.: На пластинках - да. Допустим, сама пластинка может быть шлягером, хотя не обязательно она должна состоять из каких-то конкретных - "хитовых" вещей. Она будет иметь преимущества у слушателя за счет своей целостности, как нечто единое, неделимое.

***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517

Начинается все с какой-то фразы, которая дает «электричество». Фраза вырастает в песню. Самая сильная песня примагничивает к себе вещи схожие по драматургии, так появляется альбом. Я не люблю сборники. Я вообще привык к тому, что на альбоме одна песня следует за другой в определенном порядке. Я за драматургию, логику и ровное качество.

***
Из интервью, 2003 (?):
http://newaz.kulichki.net/arh/2003-9.htm

Для нас примерами служат, скажем, «Aqualung» Jethro Tullили «Dark Side Of The Moon» Pink Floyd — эти альбомы можно воспринимать только целиком, их невозможно представить по одной песне. И мы всегда старались мыслить альбомами, циклами. Иногда это удается, и тогда альбом получается единым, гармоничным целым, иногда не очень, начинает что-то перекашивать… Но задача такая стоит всегда — записать не сборник лучших из сочиненных за отчетный период песен, а именно альбом. Поэтому некоторые песни при самостоятельном прослушивании не «живут», они обретают смысл именно в контексте, как связующее звено или интерлюдия.

О пении

-9

***
Онлайн-интервью с Э. Шклярским и М. Корчемным, Лента.Ру,08.08.2011:

— Учились ли Вы где-либо горловому пению или же это возможность Вашего (и так необычного) голоса?

Э. Ш.: Нет, я не учился, это подражание горловому пению. Настоящее горловое пение, как мне кто-то говорил, — это когда человек может одновременно исполнять три ноты: верхнюю, среднюю и нижнюю. У меня вряд ли это получается, но две какие-то ноты я иногда могу одновременно исполнять.

О шоу-бизнесе

***
Из интервью на радио "Эхо Москвы", 19.11.2001.:
http://newaz.kulichki.net/argentum.html

У каждого складывается так, как оно складывалось. У нас складывалось все изначально, ну, если есть такое слово «шоу-бизнес», то у нас все складывалось, если можно так сказать, вопреки. Т.е. изначально принципиально не было никаких денег. Т.е. звукорежиссер, он принципиально не брал денег, он брал портвейном, допустим, но денег он принципиально не брал. И поэтому, может быть, частично поэтому все шло так, что наша продукция не имела никакой, так скажем, пиар-поддержки, а тупо появлялись, допустим, пластинки, а сейчас компакт-диски. И единственная связь со слушателем – это была та самая натянутая нить. И каким-то образом мы решили для себя в общем-то денег никому не платить, по той простой причине, что просто мы не видим в этом смысл. Т.е. если кто-то хочет это крутить, то он это крутит. Т.е. в нашей ситуации мы считаем, что не должно быть никакого насилия, как с нашей стороны, так и над нами. Т.е. мы своей миссией видим создание продукта, а дальше его судьба уже зависит от многих факторов, и во многом не от нас.

О шоу на концертах и изобретённых механизмах

-10

***
Из интервью с Эдмундом Шклярским, "Аргументы и Факты" № 10, 07.03.2018:
https://spb.aif.ru/culture/person/glavnyy_vampir_strany_kak_edmund_shklyarskiy_otnositsya_k_sluham

- Музыканты «Пикника» на сцене довольно статичны. Вы не прыгаете, не трясёте гитарами как большинство рок-музыкантов. Это давно продуманный стиль поведения или вам просто не нравится активно двигаться во время концертов?

- Каждый по-своему выражает эмоции на сцене. Недавно я был на концертах Пола Маккартни, Питера Гэбриела и «Роллинг Стоунз». Они абсолютно по-разному ведут себя во время шоу. Мик Джаггер, дай бог ему здоровья, до сих пор в прекрасной форме и задает жару. А Маккартни и Гэбриел гораздо спокойнее выражают эмоции. Мы повышаем градус песни не прыжками, а другими выразительными средствами: театрализованным представлением, декорациями. И надо признать, что активность на сцене зависит от склада характера артиста. Что для нас естественно, то мы и делаем.

***
Из интервью, 13.02.2009:
https://51.ru/text/entertainment/2009/02/13/53673811/

– Эдмунд, у вас настолько яркие, театрализованные шоу... При этом у вас и тексты насыщены образами, которые вызывают мощные визуальные ассоциации. Вы чего хотите добиться этим?

Э. Ш.: Ха-ха. Это упрёк? Добиться? Сколько есть органов чувств? Сколько органов мы можем осваивать, столько мы и осваиваем. Вот некоторые считают, что главное чувство – это осязание. Наверное, в этом есть определенная правда. Тем не менее, до осязания мы пока не дошли. Это осталось чистой страницей. А вот зрительные образы, слуховые – это да. Кстати, иногда зрителям кажется и то, чего на самом деле не было на сцене. Они пишут потом какие-то послесловия... Ну раз человеку показалось... Может, там дым сочетался с чем-то еще, и ему показалось, что кто-то вышел. Снежный человек, например.

– А эти спецэффекты – они как-то энергетически усиливают ваши тексты?

Э. Ш.: Ну если бы они ослабляли, я думаю, мы бы их не использовали, и никто бы их не использовал.

– А вы сами как себя ощущаете, когда всё сразу – зрители, дым, плюс образы вашего сознания?

Э. Ш.: Нам вполне нравится существовать в том пространстве, которое мы создаем. Когда нет дыма, лампочек, декораций, мы чувствуем себя... как на медосмотре при белом свете.

***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517

Можно записать что угодно с помощью различных хитростей или, скажем, других музыкантов, но пока ты не вышел на сцену – совершенно непонятно, кто ты. Те же «Пинк Флойд» ведь неспроста на концертах свиней запускают. У них медитативная музыка, прекрасная, но все же требующая визуальной поддержки - и они это понимают. Даже Ван Гог очень много внимания уделял рамам для своих работ.

-11

***
Из интервью, 2020:
https://ourperson.spbstu.ru/shklyarskiy.html

- Роботы и механизмы на сцене во время концертов — это ваши инженерные идеи и изобретения, так же как новые инструменты?

- Специфические инструменты — это мои изобретения (если можно так сказать). А роботы присутствовали в моей жизни практически с рождения: папа все время конструировал нечто похожее на робота. Эта конструкция ездила по комнате и поднимала одну руку. Так что я, можно сказать, продолжаю семейную традицию.

-12

***
Из интервью, 06.04.2019:
https://www.dp.ru/a/2019/04/04/Piknik_na_obochine_ne?ysclid=lxzd8ov8hx646154008

- В свое время вы заканчивали Политехнический университет, получили специальность инженера. Как техническое образование помогает вам в вашем совершенно гуманитарном ремесле?

— По крайней мере, точно представляю, какие механизмы для концерта сделать реально, а какие нет. Если просто предаваться фантазиям, ничего не получится реализовать. Техническое образование добавляет в мозг какой–то кирпичик, из–за которого действительность воспринимается иначе. Не сказал бы, что у меня технический склад ума. Да, нравилось читать журналы "Юный техник", мастерить поделки, но параллельно с 8 лет в моей жизни присутствовала гитара, которая, конечно, в итоге вытеснила всю эту техническую историю. Некоторые элементарные поделки, кстати, перешли в итоге на сцену. Например, световой гиперболоид. Где–то на рынке еще в советские времена купил фотоэлемент, который потом пригодился для него. В детстве, правда, ничего из того, что мастерили и паяли, в итоге не работало. Но полезная информация, конечно, копится. Потом все это помогает, конечно. Расширяет кругозор.

-13

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.

Автор: Сергей Курий

См. также: