Найти в Дзене
Сергей Курий

«Мне подарили трусы с иероглифом...» (полная история песни группы ПИКНИК)

Оглавление

До того, как группа ПИКНИК снова «взбодрила» массового слушателя песнями «Фиолетово-чёрный» и «Египтянин», её самым известным хитом оставался «Иероглиф» (1986). Что и неудивительно, если учесть, что одноимённый альбом стал первой работой ПИКНИКА, изданной фирмой «Мелодия» на виниле - причём миллионным тиражом. Популярность пластинки была такова, что иногда доходило до казусов...

Интервью на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001.:
«А. Плющев: — Оля спрашивает: «Какой самый необычный подарок, который вам подарили?»
Э. Шклярский: – Необычный?… Не знаю. Ну, самый необычный... извините, за выражение... мне подарили трусы. Я сначала не понял, в чем суть проблемы, а потом оказалось, что там написано слово «иероглиф» тем же шрифтом, что и на пластинке. Т.е. видно, человек настолько проникся, что заставил фабрику (это было, по-моему, в городе Иваново) выпускать продукцию одноименную».
-2

Слишком много синтезаторов

Впрочем, у некоторых старых поклонников группы этот - третий по счёту - альбом ПИКНИКА вызвал тогда неоднозначную реакцию. И вот почему...
В 1985-м году в жизни группы произошло два переломных события. Устав от подпольного существования, ПИКНИК выходит из состава Ленинградского рок-клуба и приписывается к государственной Ленинградской филармонии (за что их ещё долго будут «кусать» непримиримые рок-коллеги).

Второе «кощунство» было связано с тем, что группа открыла для себя синтезаторы и с детской радостью погрязла в пучине электронных звуков. Поэтому звук альбома «Иероглиф» — на 80% оказался «компьютерным» (в то время это приравнивалось к понятию «попсовый»).

ПИКНИК на записи альбома «Иероглиф».
ПИКНИК на записи альбома «Иероглиф».

Помнится, мне тоже это не слишком нравилось, но пластинку я всё равно оценил. И даже весело колбасился под песенку «Мой телефо-о-он ноль-ноль-ноль!», которая вполне бы могла украсить репертуар группы ЭЛЕКТРОКЛУБ.

Но, как ни странно, слушателям больше всего полюбились не энергичные «Телефон» или «Праздник», а неторопливая медитативная песня «Иероглиф», где всего-то три коротких куплета и совсем нет припева.

Источники вдохновения

Интересно, что текст песни Шклярский начал сочинять ещё в школе.

Из интервью с Э. Шклярским, «Российская газета», 05.08.2011:
«...долгое время существовала одна единственная строчка «Мое имя — стёршийся иероглиф», потом стала обрастать другими словами, каким-то настроением. И собственно говоря, момента, когда именно появилась песня, порою и сам можешь вспомнить не всегда»..

Среди источников вдохновения песни Шклярский называл рассказ «Человек которого звали «Прикоснись пирожного с кремом»», прочитанный им в польском журнале «PSZEKROJ» (благодаря предкам Шклярский знал польский язык в совершенстве) — правда, автора он забыл.
Ну, что же... По-моему, мне удалось отыскать этот рассказ. Точнее, не мне, а моей он-лайн знакомой под ником "Елаиль Миндаль", которая прислала мне скан из польского журнала. Так как скан не отличался высоким качеством, а польского языка я не знаю, то и содержание рассказа пересказать не могу. Может, более зоркие и знающие фанаты ПИКНИКА когда-нибудь его переведут.

-4

Зато теперь точно известно, что рассказ назывался «Bajka o czlowieku ktory sie zwat tatez'o-flando czyli «Dotknij-sie-ciasta-z-pianka» («Сказка о человеке по имени Татез'о-Фландо, или «Прикоснись к зефирному торту»), а написал его Жак Стивен Алексис. Судя по фамилии автора, он явно не поляк, и рассказ, наверняка, переводной. По крайней мере, мне удалось найти в Интернете лишь одного писателя по имени Jacques Stephen Alexis. Как сообщает Википедия, он был родом с Гаити, придерживался коммунистических взглядов и в апреле 1961 года его убили после возвращения на родину...

В любом случае, Шклярский говорил, что песню «Иероглиф» вдохновило не столько содержание рассказа, сколько его название. Видимо, музыканта впечатлила мысль, что имена - всего лишь фикция, и назвать себя можно, как угодно.

Э. Шклярский
«Иногда толчком является какая-то интересная фраза, брошенная кем-то в разговоре…»

Вторым источником вдохновения (на этот раз вполне логично) был китайский философ Лао-цзы с его «Дао Де Цзин». Как говорил сам Шклярский, в этой песне он «сделал попытку говорить универсальными символами, понятными не только мне, а максимальному количеству людей».

Лао-цзы.
Лао-цзы.

Проблема заключалась в том, что стихотворение оказалось слишком коротким, а его автор не желал добавлять туда «воды». Поэтому постепенно — шаг за шагом — он выстраивал вокруг стихов аранжировку, пока не достиг оптимального результата.

Э. Шклярский. Программа «Летопись», «Наше Радио», 14.09.2003:
«Большую окраску, скажем вот, дала та же «DX-7», где был тембр ситара, и, значит, соответственно, вот эти проигрыши, которые, вот, скажем, занимают, может, даже больше, там, по времени, по крайней мере, места, чем само пение. Ну вот, благодаря этому собралась какая-то, вот структура, там, можно сказать. С какими-то холмами, если так рассматривать это».

«Иероглиф» на советском телевидении

Многие заметили, что, несмотря на восточную тематику и экзотические звуки, в «Иероглифе» присутствовала родная русская распевность. А тут ещё началась перестройка, и по всей стране прокатилась мода на восточные единоборства. И загадочная песня «Иероглиф» пришлась, как нельзя кстати...

-6

Если я не ошибаюсь, на ТВ-экране она впервые прозвучала в телепередаче «Вокруг света», посвящённой то ли у-шу, то ли кунг-фу. Также я нашёл на YouTube ролик, где ПИКНИК исполняет «Иероглиф» в Большом Московском Цирке - на открытии Фестиваля Восточных Единоборств, проходившем в 1990 году.

Из интервью с Э. Шклярским, izvestia.ru, 10.08.2011:
«— У вас с самиздатом сразу все нормально складывалось?
— Помню, народ путал ПРИМУС и ПИКНИК. На кассетах же ничего не подписывали. Однажды мы выступали в Москве, в цирке, на первом фестивале восточных единоборств, и спортсмены тренировалась под наш «Иеролгиф», не зная, чья это песня. Только когда мы «живьем» ее сыграли, они сопоставили нас со знакомой им записью».

Ещё раньше - в 1987 году - на песню «Иероглиф» был снят целый клип, который долгие годы считался утерянным.

Из книги «ПИКНИК. 30 световых лет» (составитель — Марат Корчемный) — М.: «Нота-Р» 2014:
«Первые дни нового года встречали серией концертов в ленинградском ДК имени Первой пятилетки. На улице стоял сильный мороз, столбик термометра не поднимался выше -15 градусов. Нормальные люди в такую погоду греются у камина теплым глинтвейном, «Пикник» же затеял съемку клипа на песню «Иероглиф» на Грибной базе, что на Крестовском острове. Сюжет разрабатывался совместно с режиссером ленинградского телевидения Кларой Фатовой. История получилась вполне психоделичной, в духе авангарда 60-х, с участием гонга, трехрукого манекена и воспламеняющегося иероглифа. Клип показали в программе «Кружатся диски», потом «Взгляд», после чего следы видеоролика теряются и даже YouTube не знает, где его искать».
-7
Из интервью с Э. Шклярским, 13.09.2007, NEWSmusic.ru:
«— Если уж речь о ностальгических видео… Насколько я знаю, в конце 80-х был снят клип «Иероглиф». Народная молва упорно считает, что где-то он по сей день существует…
— Ну, где-то наверно он существует. Тогда еще был такой формат как «кадр», и при передаче на самолет, по-моему, в город Алма-Ату он где-то потерялся. Кто-то его дальше не передал. Видимо, коробка показалась человеку слишком тяжелой, и он решил ее в самолете и оставить.
— Так что клип утерян для общественности?
— Где-то, может быть… Мы же нашли переписанный на VHS с «Утренней почты» «Праздник». Еще какие-то чудесные иногда всплывают вещи. А этот — мы задавали вопрос на тех каналах, где его показывали, но пока ничего не нашли».

Но чудо случилось. В 2019 году клип, оцифрованный Константином Карузским, таки всплыл на YouTube.

Версии и каверы

Стоит ли говорить, что «Иероглиф» вошёл в разряд "нетленок" ПИКНИКА и исполнялся практически на каждом концерте. Причём песня не оставалась неизменной. В 2003 году ПИКНИКУ подыгрывала приглашённая скрипачка Ирина Сорокина,

а в 2004 году в рамках проекта "Превращение" группа исполнила песню вместе с симфоническим квартетом под управлением Дениса Васильева.

Народную распевность песни оценили и другие исполнители. Например, в 2018 году «Иероглиф» записала певица Татьяна Буланова вместе с группой СОНЦЕ-ХМАРИ известного петербургского фотографа Андрея Федечко. Кстати,давно подмечено, что голос у Булановой идеально подходит для исполнения фолк-песен.
Интересно, что в снятом на этот кавер клипе самих исполнителей мы не видим. Зато там присутствуют все музыканты ПИКНИКА, а также дочь Федечко - Аглая.

Ещё больше в фолк углубился Владимир Борисов, который в 2022 году исполнил «Иероглиф» на... гуслях.

Э. Шклярский, 05.06.2002:
«…на свои песни я слышал первый ремикс на «Иероглиф» на украинском языке. Это было в Запорожье, когда мы с их оркестром записывали совместные песни. Послушали — запрещать не стали. Если человеку кажется, что ему это надо как нечто танцевальное…».
Э. Шклярский, 2001 г.
«Вообще народное творчество — это мощный культурный родник, в котором нередко обнаруживается что-то близкое и понятное человеку сегодняшнему».

Ну, и в виде бонуса для тех, кто захочет сыграть эту песню на гитаре, приведу текст с аккордами. Тем более, что последовательность аккордов здесь не самая банальная.

G Dm F Am
Мое имя — стершийся Иероглиф
Dm G Em Am
Мои одежды залатаны ветром,
Что несу я в зажатых ладонях
Меня не спросят, и я не отвечу.
И как перед битвой, решительной битвой,
Стою у каждого перекрестка
Hа море асфальта я вижу свой берег,
A7
Свою голубую россыпь.
Hа все вопросы рассмеюсь я тихо
Hа все вопросы не будет ответа,
Ведь имя мое — Иероглиф
Мои одежды залатаны ветром...

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:

- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329

Автор: Сергей Курий

См. также: