Кандидат медицинских наук, доцент кафедры болезней уха, горла и носа Сеченовского университета Ксения Еремеева признается: изначально она мечтала стать трансплантологом. Однако судьба распорядилась иначе. «Мне всегда хотелось что-то делать руками, а при этом очень нравились микроманипуляции, — рассказывает Ксения Владимировна. — Когда я попала в специальность, мои учителя интересовались, вышиваю ли я, вяжу, шью. Оказалось, что в отоларингологии именно микро-манипуляции руками оказываются особенно полезны».
Решение стать оториноларингологом пришло на четвертом курсе. Будущий врач поставила себе условие: сдать экзамен на «отлично» или отказаться от этой идеи. Экзамен был сдан на высший балл, и с тех пор ее профессиональный путь не менялся.
Особенность специальности, по словам Еремеевой, — в ее позитивности. В отличие от многих других областей медицины, где лечение может растягиваться на годы, лор-врач часто видит результат почти сразу. «Удалили полипы носа — человек сразу же задышал. Мы быстрее можем помочь человеку, и он ощущает этот результат», — отмечает специалист.
Однако за кажущейся простотой скрывается титанический труд, требующий уникальных навыков. «Я иногда сравниваю нас с часовых дел мастерами, — говорит Ксения Еремеева. — Очень много мелкого, скрупулезного. Ты нигде не можешь позволить себе расслабиться. Одно неверное движение — и человек может уже не слышать никогда».
Важнейшим качеством для врача этой специальности является обоерукость. «Зачастую мы оперируем, и в одной руке — эндоскоп, в другой — инструментарий. Это сейчас и для хирургии носа, и для хирургии уха», — поясняет эксперт.
Отдельно Еремеева остановилась на распространенных мифах и заблуждениях пациентов. Один из главных — необходимость активной чистки ушей. «Уши не грязные. Уши — такая же кожа. Они не могут быть грязные, — категорично заявляет специалист. — Сера — это физиологическая смазка, обладающая бактерицидным действием. Заталкивая ее глубже, вы сами провоцируете образование серной пробки».
Не менее актуальная проблема современности — постоянное использование наушников. «Закрывая ухо, особенно если есть какая-то патология среднего уха, это провоцирует воспаление, — предупреждает врач. — Если есть необходимость, мне больше нравятся наушники, которые не внутриканальные. Качественный звук, и ты их снимаешь — ухо дышит».
Говоря о назальных спреях и промываниях, Ксения Владимировна призывает к разумному подходу: «Если ничего не беспокоит — скорее всего, нет необходимости. Но если человек аллергик или работает в условиях запыленности — тогда да, назальный душ имеет смысл».
Особое место в работе оториноларинголога занимает ушная хирургия — область, которую Еремеева выбрала для себя еще в ординатуре. «Слух — это многое. И если ты его теряешь, это большая проблема, — говорит она. — В ушной хирургии глобально операции делятся на слухоулучшающие и санирующие. Но вторым этапом опять идет реконструкция — возможность улучшить качество жизни пациента, не бояться попадания воды, использовать слуховой аппарат».
«Когда в ухе у нас три маленькие слуховые косточки, самая маленькая из которых — стремечко, и мы можем на ней оперировать, заменить на протез... Человек, который не слышал, может услышать сразу на операционном столе. Это классно! Это здорово!» — с искренним воодушевлением делится Ксения Еремеева.
Для нее отоларингология — это не просто профессия, а призвание, в котором соединились любовь к микроманипуляциям, желание помогать людям и видеть результат своей работы. Именно это сочетание делает специалистов в этой области настоящими врачами-ювелирами, восстанавливающими одни из самых важных человеческих чувств — слух и дыхание.