Найти в Дзене
Книга про КВ

Танки КВ из стрелковой дивизии против вражеского наступления в Лужских лесах

В свое время на Ebay продавали альбом немца из 254-го строительного батальона, который летом - осенью 1941 года работал в полосах 16-й и 18-й армий Группы армий "Север".
     На одной из страниц альбома оказался снимок Нарвского замка, а рядом с ним находилась фотография с кормовым листом корпуса взорванного танка КВ на переднем плане. Ранее этот снимок уже продавался с подписью Эстляндия.

Экранированный танков КВ-1 выпуска июля 1941 года в из танкового батальона 191-й стрелковой дивизии (коллекция автора)
Экранированный танков КВ-1 выпуска июля 1941 года в из танкового батальона 191-й стрелковой дивизии (коллекция автора)

К тому времени уже давно было известно, что в августе 1941 года на нарвском направлении в окрестностях города Кингисепп действовали тяжелые танки КВ из отдельного танкового батальона 191-й стрелковой дивизии 8-й армии Северного фронта. А один из них уже был известен по фотографии штатного фотографа 291-й немецкой пехотной дивизии Гундлаха, которая была подписана как Наступление в Лужских лесах.

Страница из альбом немца из 254-го строительного батальона
Страница из альбом немца из 254-го строительного батальона

Выше привел страницу из альбома немца из 254-го строительного батальона. Снимок со взорванным танком находиться в её верхнем левом углу. Рядом находиться фотография Нарвского замка.

Далее сам снимок, который ранее продавали и отдельно. Между раскиданными взрывом обломками танка КВ лежат тела погибших красноармейцев, которые, видимо, были собраны с поля боя в одно место. На заднем плане снимка, очень возможно, виден танк КВ-1, который застрял в болоте.

Взорванный танк КВ, возможно, выпуска 1940 года на нарвском направлении
Взорванный танк КВ, возможно, выпуска 1940 года на нарвском направлении

22 июля 1941 года в 191-ю стрелковую дивизию были отправлены три тяжелых танка КВ из танкового полка Ленинградских Краснознаменных бронетанковых курсов усовершенствованиях командного состава Красной армии (ЛКБТКУКС), который к тому времени перешел к обороне в районе немецкого плацдарма на реке Луга в районе поселка Ивановское и ремонтировал свою материальную часть, для усиления обороны на нарвском направлении.

Эти танки были направлены для формирования согласно Директивам Ставки Верховного Главнокомандования от 14 и 15 июля 1941 года для формирования при стрелковых дивизиях Северо-Западного направления танковых батальонов. Позже на базе этих танков, а также прибывших средних броневиков БА-10 и ижорских бронированных грузовиков ЗИС-5, в дивизии был сформирован отдельный танковый батальон по штату 04/828. 3 августа этот батальон получил номер и стал именоваться как 42-й отдельный танковый батальон 191-й стрелковой дивизии.

Полковник Лукьянов Дмитрий Акимович
Полковник Лукьянов Дмитрий Акимович

В начале августа 1941 года тяжелые танки КВ этого батальона, согласно донесению командира полка ЛКБТКУКС, командиром 191-й стрелковой дивизии полковником Лукьяновым были «...поставлены в 200 м от старой границы под Нарвой на огневые позиции».
     В дальнейшем, танки были перемещены в район командного пункта 191-й стрелковой дивизии. Именно там их видел комендант 21-го Кингисеппского укрепленного района майор Котик, который вечером 22 августа 1941 года для деблокады своих ДОТов в районе Дубровки предлагал командующему 8-й армией найти где-то полнокровный стрелковый полк, а также использовать 2 - 3 танка КВ, «
...которые имеются в 191 стрелковой дивизии по охране КП».

Напомню, что к тому времени глубоко обойденные ударной группировкой 4-й Танковой группы соединения 8-й армии еще удерживать рубеж реки Луга в окрестностях Кингисеппа, хотя тогда уже отгремели бои танковой роты Зиновия Колобанова на южных подступах к городу Красногвардейск, ныне - Гатчина, в которых в танк Колобанова возможно попали 156 раз, .

Однако вечером 22 августа 1941 года при всем желании танки КВ из танкового батальона 191-й СД никого деблокировать уже не могли.
     Согласно информации из донесения полковника Лукьянова в штаб 8-й армии один из этих танков самостоятельно передвигаться не мог, а два других танка застряли в районе Михайловки.

«Доношу, что согласно Вашего приказания мною 19.8.41 были направлены в Кингисеппскую группу три танка "КВ". По докладу командира танкового батальона старшего лейтенанта Григорьева танки для выполнения боевой задачи по своему состоянию были пригодны. 21.8.41 в 11.00 командир танкового батальона прибыл к начальнику штаба и доложил,что под Кингисеппом танки подбиты, но в ремонт идти своим ходом могут, им и было приступлено к выводу танков.

22.8.41 командиром батальона доложено, что один танк своим ходом идти не может и оставлен юго-восточнее Михайловка, два другие завязли около Михайловка. Противника в районе Михайловка к тому времени не было. В этот же день была дана шифровка начальнику штаба 8-й армии о высылке тракторов "Ворошиловец". Трактор прибыл вечером 22.8.41, но до утра отбуксировать танки он не мог. Мною было выделено дополнительно 2 трактора ЧТЗ и предупрежден командир танкового батальона о не подрывании танков, а обязательно отбуксировать (эвакуировать).

23 августа 1941 года по приказанию командира батальона два танка были подорваны, на что мною приказания на это ему дано не было».

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

В оперативных сводках Автобронетанкового управления Северного фронта эти события несколько по иному изложены: «Танковая рота 191 сд совместно с 163 сп 11 сд в составе трех танков КВ...вели бой по захвату Кингисеппа. Один танк подорван на мине - эвакуирован в район Михайловка. У двух танков при переправе через реку Нарва вышел и строя мотор. Результаты эвакуации дополнительно». Название реки, скорее всего, перепутано.

     Есть еще информация из оперативной сводки 191-й стрелковой дивизии на 22.00 20 августа 1941 года: «
42 бронетанковый батальон, имеющий в составе танков "КВ" - 3, из них один в ремонте, полуброневиков - 5, броневиков - 3 в 19.15 распоряжением командующего 8 армии выдвигаются в район Михайловка».

     Выше привел карту для наглядности с положением на 23 августа 1941 года. На ней отмечена неудачная атака частей 191-й стрелковой дивизии на переправившихся 22 августа через Лугу немцев из 93-й и 291-й пехотных дивизий 26-го армейского корпуса. А 23 августа немцы начали продвижение через Михайловку на
перекресток дорог у Крикково. Поэтому командир батальона был вынужден
подорвать два застрявших танка.

Далее привожу другой снимок взорванного танка КВ. Получается, что его взорвали прямо около дороги. Тела погибших уже куда-то вывезли, так как никакого могильного креста около обломков не видно.

Взорванный танк КВ, возможно, выпуска 1940 года на нарвском направлении
Взорванный танк КВ, возможно, выпуска 1940 года на нарвском направлении

В общем, очень возможно, на фотографиях со взорванным танком мы видим подорванные танки и тела погибших красноармейцев из 191-й стрелковой дивизией. Косвенным подтверждением, этому служат лежащие около бойцов стальные шлемы, которые у бойцов кадровой дивизии Красной армии довоенного формирования имелись в наличии. У действовавших левее участка обороны 191-й стрелковой дивизии ополченцев из 2-й дивизии народного ополчения таких шлемов по имеющейся на данный момент информации практически не было.

     Еще один танк КВ, который учтен на профильной странице сайта по экранированным танкам КВ-1 под номером 12, видимо, все же пытались эвакуировать с помощью упомянутых в донесении "Ворошиловца" и тракторов - на всех его снимках отсутствуют гусеничные ленты, что говорит о том, что танк буксировали на катках.
     Но из-за плохого состояния дорог в тех местах и переправы немцев через Лугу в районе Жабино его пришлось оставить.

Наступление в Лужских лесах
Наступление в Лужских лесах

А затем снимок этого танка сделал фотограф из 291-й пехотной дивизии группы армий "Север" с подписью - "Наступление в Лужских лесах".

     Впоследствии, танк был подорван немцами. Задник снимка с подорванным танком был подписан как Куровицы. Деревня с таким названием находилась севернее Кингисеппа. И на этом направлении как раз и действовала 291-я пехотная дивизия.

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

В сводной ведомости безвозвратных потерь 8-й армии за август 1941 года
три КВ из 42-го отдельного танкового батальона 191-й стрелковой дивизии проходят как потерянные по иным причинам и значатся оставленными на территории занятой противником.

     Теперь по личному составу.
     Личность командира 42-го отдельного танкового батальона старшего лейтенанта Григорьева, к сожалению, точно пока установить не удалось. Очень возможно, что им являлся старший лейтенант Григорьев Степан Семенович,
который в 1942 году командовал танковым батальоном в 104-й танковой
бригаде Калининского фронта. В его наградном указано, что он участвовал в
боях на Ленинградском фронте с 22 июня 1941 года. Но это предположение еще нуждается в проверке.

Старший лейтенант Григорьев Степан Семенович
Старший лейтенант Григорьев Степан Семенович

18 июля 1941 года в командировку для "выполнения специального задания" в 191-ю стрелковую дивизию были отправлены слушатели ЛКБТКУКС младшие лейтенанты Онипченко Г.Д., Заворотный П.Т. и Филиппов Я.М. Вероятно, эти слушатели были на направлены на должности командиров танков КВ в танковый батальон этой дивизии.

     Данные на младшего лейтенанта Филиппова мне найти не удалось. Старший лейтенант
Онипченко Георгий Дмитриевич погиб 28 марта 1942 года под Кондуей, находясь в должности командира взвода тяжелых танков КВ
1-го танкового батальона 122-й танковой бригады 54-й армии Ленинградского фронта.

Младший лейтенант Онипченко Георгий Дмитриевич
Младший лейтенант Онипченко Георгий Дмитриевич

А в наградном листе на командира взвода действовавшей на острове Лавенсари, ныне - Мощный, 310-й отдельной танковой роты Краснознаменного Балтийского флота старшего лейтенанта Заворотного Павла Тимофеевича содержатся подробности боев под Кингисеппом в августе 1941 года, в которых он принимал участие "в качестве командира танка". В этих боях Заворотный своим танком уничтожил 12 противотанковых пушек и две минометные батареи, однако танк Заворотного также был подбит и при это тяжело ранен его механик-водитель. Экипаж занял круговую оборону вокруг танка и восстановил его, после чего Заворотный сам сел за рычаги танка и вывел его на исходный рубеж.

 В документах ОБД Мемориал в общем донесении о безвозвратных потерях 191-й стрелковой дивизии упомянуты и потери 42-го танкового батальона. Но безвозвратные потери личного состава батальона за 23 августа 1941 года в нем отсутствуют.
Зато в нем учтены как пропавшие без вести 15 августа 1941 года в районе
деревни Алексеевка (примерно 10 км восточнее Кингисеппа) командир орудия Степанов В.М., снарядный Бойков В.И. и заряжающий Гитский В.П. Судя по
должностям, очень возможно , что эти танкисты воевали в составе экипажа танка КВ-2.
     Как они оказались под Алексеевкой по документах, к сожалению, отследить
пока не удалось, но немцы 15 августа действительно вышли в тот район и части 191-й стрелковой дивизии вели с ними бой. И танк КВ-2 вполне мог быть в составе танкового батальона 191-й стрелковой дивизии. Причем танк раннего выпуска с "большой" башней.

Ходовые испытания танка КВ с заводским номером У-1. Лето 1940 года (РГВА)
Ходовые испытания танка КВ с заводским номером У-1. Лето 1940 года (РГВА)

Напомню, что в состав танкового полка ЛКБТКУКС перед началом боев под Ивановским были включены два танка КВ-2 - танк из установочной партии с "большой" башней с заводским номером У-1 и танк выпуска мая 1941 года с зав. № Б-4673. Эти два танка потом были вывезены на ремонт в Ленинград.

16 июля 1941 года на ст. Веймарн в составе эшелона 35/3166 прибыли еще два танка КВ-2 с "большой" башней с зав. №№ Б-3604 и Б-3622.
Эти танки буквально накануне начала войны были привезены из 2-й
танковой дивизии ПрибОВО на ЛКЗ для ремонта и модернизации. Вероятно,
один из этих танков был потерян в бою 20 июля 1941 года.
     18 июля 1941 года на ст. Веймарн эшелоном 35/3190 прибыл танк из установочной партии с "большой" башней с заводским номером
У-2,
который в марте 1941 года также был доставлен в Ленинград из Киевыского особого военного округа для ремонта и модернизации. Причем, согласно информации из документов, этот танк изначально был "занаряжен" конкретно в батальон 191-й стрелковой дивизии, но после выгрузки «
...вошел в состав ЛКБТКУКС».

Посмотрел и немецкие документы 26-го армейского корпуса и его дивизий на предмет наличия упоминаний 52-тонных танках за период боев под Кингисеппом. К сожалению, в имеющихся корпусных документах и документах 93-й пехотной дивизии упоминаний о танках КВ нет.

А вот в Журнале боевых действий 291-й пехотной дивизии танки КВ
упоминаются - один сверхтяжелый русский танк был обнаружен утром 24
августа на дороге Кингисепп - Крикково юго-восточнее Михайловки. В Журнале говорится, что он был взорван после того, как его гусеничные ленты были
перебиты артиллеристами из 4-го дивизиона 291-го артиллерийского полка этой дивизии.

Экранированный танков КВ-1 выпуска июля 1941 года в из танкового батальона 191-й стрелковой дивизии
Экранированный танков КВ-1 выпуска июля 1941 года в из танкового батальона 191-й стрелковой дивизии

Как оказалось схема, которая приведена выше, не совсем точна. Противником 191-й стрелковой дивизии были как раз части 291-й пехотной дивизии, которые 22 августа переправились через Лугу северо-западнее Кингисеппа и в дальнейшем продвигались вдоль дороги Кингисепп - Крикково, заняв к 21.00
23 августа район Михайловки.

В итоговой записи в журнале боевых действий этой дивизии по боям на шоссе Кингисепп - Крикково в числе других трофеев перечислен только один вышеупомянутый 52-тонный танк. Так что еще два танка КВ, которые застряли в районе Михайловки, либо оказались все же в полосе 93-й пехотной дивизии, либо действительно были взорваны в хлам.
Этой записью в Журнале упоминания о 52-тонных танков в документах 291-й пехотной дивизии однако не ограничиваются. В приложениях к ЖБД имеется любопытный документ, который датирован 25-м августа 1941 года и озаглавлен "
52 t Panzer. Aussage eines übergelaufenen Ukrainers". Однако это уже другая история и по откровениям украинского перебежчика сделаю отдельную запись.

В общем, изложил практически всю найденную информацию по танковому батальону и танка КВ 191-й стрелковой дивизии. Исправления и дополнения приветствуются.
     Дополнительные фотографии эпизода со взорванными танками также очень ищутся, так как существует вероятность, что снимок с обломками танка КВ мог быть сделан вообще в Литве,
потому что в альбоме строительного батальона есть снимки и расейняйских танков КВ из 2-й танковой дивизии. Так что большая
просьба к читателям порыться в своих закромах.

Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для
продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал:
t.me/kniga_pro_kv

Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/96948.html). Публикуется с дополнениями.

Список источников:

1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);

2. Документы Автобронетанкового управления Ленинградского фронта,
автобронетанкового отдела штаба 8-й армии, Ленинградских Краснознаменных бронетанковых курсов усовершенствования командного состава и 191-й стрелковой дивизии (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);

3. Непокоренный плацдарм. 1941-1944. Воспоминания участников обороны Ораниенбаумского плацдарма. — Л.: Лениздат, 1987.

4. Документы 291-й пехотной дивизии (NARA);

5. Аукционы eBay.

Записи о других боях на реке Луга:

Танки Ленинградских бронетанковых курсов в боях на реке Луга